![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции политической культуры
Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается. Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности. Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе: § ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества; § идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом; § нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью; § мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности); § социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере; § коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений. 13. Типы политической культуры. Развитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые складываются под влиянием исторического пути развития народа, специфики национального характера, развития национальной государственности. Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик системного плана. Среди таких классификаций наиболее широкое распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры: 1. Патриархальный тип& политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества. 2. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу. 3. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу. Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории, а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры. Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния. В целом же следует заметить, что уровень политической культуры зависит в первую очередь от уровня общей культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. Типология политической культуры не является чем-то неизменным, хотя в общем, она рассматривается как консервативный элемент общественной структуры, тем не менее иногда она меняется сравнительно быстро, но в любом случае она развивается и меняется во взаимодействии с существующими политическими институтами, традициями, отношениями собственности и власти, она не может одномоментно оторваться от своей почвы, от уровня общекультурного развития народа. Политическая культура – это продукт особых исторических условий, социально-экономического и духовного развития нации, группы, индивидов, общества в целом. 14. Генезис и признаки государства. Государство – это универсальная территориальная политическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого человеческого сообщества. Государство – это спец. аппарат, основной институт политической системы, который осуществляет суверенную, наивысшую власть с целью организации, контроля совместной деятельности и отношений людей в конкретной стране. Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них: · Теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; · Патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); · Договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); · Теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. · Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет. Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействием целого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой. Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.) Основные из них следующие: · 1. Публичная власть государства – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом. · 2. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее. Этот принцип обеспечивает государству самостоятельное, независимое существование и развитие. Другие государства должны уважать принцип суверенитета. · 3. Монопольное право на применение насилия. Государство располагает для этого специальными органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Мировая практика еще не знала государства без механизмов и средств насилия. · 4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения. · 5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета, материального обеспечения государственной политики. · 6. Только государство обладает международной правосубъктностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях; только государство имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения, только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права. · 7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства. · 8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.
15. Функции государства. Внутренние:
Внешние:
16. Теории социального и правового государства. Особое значение в современных условиях приобретает так называемая социальная государство. Социальное государство - государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. Термин “социальное государство” было введено еще в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном. Однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX века. Теоретические основы социального государства освещены в трудах Г. Рихтера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), Г. Моретти (Франция). Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночного хозяйства, гражданского общества, правового государства с целенаправленным формированием институтов социального государства. Содержание социального государства оказывается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика. К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержанием, принадлежат принципы солидарности и субсидиарности. Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильнейших слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом. Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и вступил социально-государственного содержания в практике государственного строительства ФРГ и др. развитых стран Запада. Согласно этому принципу высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказываются не под силу ниже по рангу органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидарность способствует преодолению потребительской психологии у граждан и их объединений, функционального перегрузки государства, неконтролируемого разрастания бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения. Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосуществования в рамках конкретного общества. Согласно этому создается модель, которая дает возможность найти собственный, оптимальный путь к социальному государству. Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна только там, где царят справедливые законы, “где закон - владыка над правителями, а они его рабы”. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Передовые мыслители эпохи становления капитализма в XVII-XVIII вв. сформулировали принцип разделения властей, заложенный в основу теории правового государства. Так, немецкий философ И. Кант, с именем которого связывают создание этой теории, считал, что государство обеспечивает торжество права и подчиняется его требованиям. Еще один немецкий философ М. Вебер сформулировал принципы правового государства. " Атриум" - строительная компания Правовое государство - тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита лица, юридическое равенство гражданина и государства. Правовое государство характеризуют: - верховенство закона и его господство в обществе; равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан; - превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры; - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаємостримування и взаємопротиваг ветвей власти; - гарантия прав и свобод личности в пределах законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов; - высокий уровень общественных структур, общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом; - соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права; - контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций; - ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств; - органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушностью, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой. Кроме строгого соблюдения законов общество предусматривает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.
Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления». Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т.д.). Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.) монархии существуют до сих пор в почти неизменном виде. Монархии как единоличное правление в классическом варианте обладают рядом существенных признаков. Первый признак — существование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть. Второй признак — передача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. Третий признак — юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную в форме дуалистической и парламентской монархий. Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен. Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия существует в виде двух разновидностей: парламентской и дуалистической. Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) — Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) — это форма правления, при которой существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия как форма правления существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях она практически изживает себя. Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики. Она является одной из ранних форм правления и окончательно сформировалась еще в Афинском государстве. Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, Избираемыми населением на определенный срок. Республика харастеризуется рядом отличительных признаков. Первый признак — выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак — разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. Третий признак — юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними. Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) представляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства. Кроме указанных, существует смешанная форма правления — президентско-парламентская республика, как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом. 18. Формы государственного устройства. Форма гос. устройства – это административно-территориальное устройство гос. власти, характер взаимодействия государства и его частей, между центром и его административными единицами. Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее одно целое гос. устройство.
центростремительные (Скандинавия) центробежные (Франция)
Федерация – объединение 2 и более государств и государственных образований
Конфедерация – это союз государств, призванный достичь определенной цели
19. Политические партии и непартийные общественно-политические объединения: понятие и функции. Политическая партия – это специальная организованно-упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы и завоевания политической власти. Функции политических партий: · Выявление, формирование интересов социальных групп, общностей · Разработка идеологии, политического мировоззрения, программ · Интеграция усилий соц. групп, общностей и их активизация · Политическое воспитание населения · Борьба за власть, за ее использование · Канал связи, давление на власть · Подготовка кадров для удержания и сохранения власти · Политическая социализация Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:
1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;
2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);
3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д. Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.
Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями; осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни. Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.
Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.
Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.
Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.
Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).
В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.
20. Типы партий и основные способы их классификации. 1. В зависимости от способа организации:
2. В зависимости от меры участия партии в осуществлении власти: · Правящие · Оппозиционные 3. В зависимости от взаимоотношений со своими последователями: · Представительные: выражают интересы своих последователей · Мобилизирующие: делают ставку на переделку сознания 4. По идеологическим установкам:
21. Природа и сущность лидерства. Объективные и субъективные факторы его существования. Попытки выяснить суть и природу политического лидерства, его роль в организации общественной жизни уходят в глубь веков, которые не прекращаются и сегодня. Свое начало они берут у культа героев мифологии. Этой проблемой занимались мыслители Древнего Востока, античные историки и философы, в частности, Геродот, Плутарх, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени. Политическое лидерство стало одним из основных вопросов всех элитарных теорий от Макиавелли до его современных последователей и критиков. Идет речь о персонификации власти, авторитете и влиянии, определении и выражении общих интересов и др. Отправным пунктом для понимания социальной природы политического лидерства является осознание того, что лидерство являет собой процесс сложного взаимодействия между людьми в социальных системах и вырастает из потребности их общей деятельности в организации и руководстве, основанных на авторитетно-легитимном навязывании воли и подчинения. Содержание понятия лидерства составляют такие важные признаки: · общая солидарная деятельность людей; · наличие общих интересов и общей цели; · преобладание носителя авторитета в качествах и полномочиях.
|