Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции политической культуры






Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

§ ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;

§ идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

§ нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

§ мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

§ социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

§ коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

13. Типы политической культуры.

Развитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые складываются под влиянием исторического пути развития народа, специфики национального характера, развития национальной государственности.

Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик системного плана. Среди таких классификаций наиболее широкое распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры:

1. Патриархальный тип& политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества.

2. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу.

3. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу.

Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории, а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры.

Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.

В целом же следует заметить, что уровень политической культуры зависит в первую очередь от уровня общей культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. Типология политической культуры не является чем-то неизменным, хотя в общем, она рассматривается как консервативный элемент общественной структуры, тем не менее иногда она меняется сравнительно быстро, но в любом случае она развивается и меняется во взаимодействии с существующими политическими институтами, традициями, отношениями собственности и власти, она не может одномоментно оторваться от своей почвы, от уровня общекультурного развития народа.

Политическая культура – это продукт особых исторических условий, социально-экономического и духовного развития нации, группы, индивидов, общества в целом.


14. Генезис и признаки государства.

Государство – это универсальная территориальная политическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого человеческого сообщества.

Государство – это спец. аппарат, основной институт политической системы, который осуществляет суверенную, наивысшую власть с целью организации, контроля совместной деятельности и отношений людей в конкретной стране.

Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них:

· Теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей;

· Патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха);

· Договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо);

· Теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.

· Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействием целого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.

Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.) Основные из них следующие:

· 1. Публичная власть государства – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.

· 2. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее. Этот принцип обеспечивает государству самостоятельное, независимое существование и развитие. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.

· 3. Монопольное право на применение насилия. Государство располагает для этого специальными органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Мировая практика еще не знала государства без механизмов и средств насилия.

· 4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

· 5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета, материального обеспечения государственной политики.

· 6. Только государство обладает международной правосубъктностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях; только государство имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения, только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права.

· 7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.

· 8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.

 

 

15. Функции государства.

Внутренние:

  • Политическая: обеспечение национальной безопасности, народовластие
  • Экономическая: обеспечение нормального функционирования и развития экономики, организация общественных работ
  • Правовая: правотворчество и осуществление конституционного строя
  • Социальная: охрана прав, свобод населения, обеспечение работой, осуществление различных мер по удовлетворению социальных потребностей людей
  • Организаторская: реализация выработанной политики
  • Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры

Внешние:

  • Участие в решении глобальных проблем
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Отстаивание интересов в международных отношениях

16. Теории социального и правового государства.

Особое значение в современных условиях приобретает так называемая социальная государство.

Социальное государство - государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Термин “социальное государство” было введено еще в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном. Однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX века. Теоретические основы социального государства освещены в трудах Г. Рихтера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), Г. Моретти (Франция).

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночного хозяйства, гражданского общества, правового государства с целенаправленным формированием институтов социального государства. Содержание социального государства оказывается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика.

К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержанием, принадлежат принципы солидарности и субсидиарности.

Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильнейших слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.

Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и вступил социально-государственного содержания в практике государственного строительства ФРГ и др. развитых стран Запада. Согласно этому принципу высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказываются не под силу ниже по рангу органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидарность способствует преодолению потребительской психологии у граждан и их объединений, функционального перегрузки государства, неконтролируемого разрастания бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.

Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосуществования в рамках конкретного общества. Согласно этому создается модель, которая дает возможность найти собственный, оптимальный путь к социальному государству.

Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна только там, где царят справедливые законы, “где закон - владыка над правителями, а они его рабы”. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Передовые мыслители эпохи становления капитализма в XVII-XVIII вв. сформулировали принцип разделения властей, заложенный в основу теории правового государства. Так, немецкий философ И. Кант, с именем которого связывают создание этой теории, считал, что государство обеспечивает торжество права и подчиняется его требованиям. Еще один немецкий философ М. Вебер сформулировал принципы правового государства. " Атриум" - строительная компания

Правовое государство - тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита лица, юридическое равенство гражданина и государства.

Правовое государство характеризуют:

- верховенство закона и его господство в обществе; равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

- превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаємостримування и взаємопротиваг ветвей власти;

- гарантия прав и свобод личности в пределах законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов;

- высокий уровень общественных структур, общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом;

- соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

- контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

- ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

- органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушностью, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.

Кроме строгого соблюдения законов общество предусматривает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

 


17. Формы правления государства

Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т.д.). Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.) монархии существуют до сих пор в почти неизменном виде. Монархии как единоличное правление в классическом варианте обладают рядом существенных признаков. Первый признак — существование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть. Второй признак — передача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. Третий признак — юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную в форме дуалистической и парламентской монархий.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх.

Конституционная монархия существует в виде двух разновидностей: парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) —

Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) — это форма правления, при которой существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия как форма правления существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях она практически изживает себя.

Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики. Она является одной из ранних форм правления и окончательно сформировалась еще в Афинском государстве.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, Избираемыми населением на определенный срок. Республика харастеризуется рядом отличительных признаков. Первый признак — выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак — разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. Третий признак — юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними. Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) представляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.

Кроме указанных, существует смешанная форма правления — президентско-парламентская республика, как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом.

18. Формы государственного устройства.

Форма гос. устройства – это административно-территориальное устройство гос. власти, характер взаимодействия государства и его частей, между центром и его административными единицами.

Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее одно целое гос. устройство.

  • Унитарные гос-ва делятся на:

центростремительные (Скандинавия)

центробежные (Франция)

  • Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью
  • Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром
  • Единое налогообложение
  • Конституция единая
  • Единая правовая и судебная системы
  • Суверенитет только у центра
  • Право на отделение отсутствует
  • Современные государства: Израиль, Великобритания, Дания, Швеция

Федерация – объединение 2 и более государств и государственных образований

  • Федерация делится на: этнические, территориальные, смешанные; мягкие и жесткие; Симметричные и ассиметричные
  • Суверенитетом обладают центр и регионы
  • Для отделения необходимо согласие других регионов
  • Двойное налогообложение
  • Федеральные законы не распространяются на некоторые области
  • Конституция союзов и субъектов, верховенство конституции союза
  • Современные государства: Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия

Конфедерация – это союз государств, призванный достичь определенной цели

  • Суверенитетом обладают все
  • Финансирование за счет взносов
  • Свободны выполнять или не выполнять законодательные акты
  • СНГ, ЕС

19. Политические партии и непартийные общественно-политические объединения: понятие и функции.

Политическая партия – это специальная организованно-упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы и завоевания политической власти.

Функции политических партий:

· Выявление, формирование интересов социальных групп, общностей

· Разработка идеологии, политического мировоззрения, программ

· Интеграция усилий соц. групп, общностей и их активизация

· Политическое воспитание населения

· Борьба за власть, за ее использование

· Канал связи, давление на власть

· Подготовка кадров для удержания и сохранения власти

· Политическая социализация

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

 

 

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

 

1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

 

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

 

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

 

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это по­зволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обуслов­ливает способность движений приобретать большой размах.

 

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников.

 

Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

 

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

 

агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;

выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

руководят массовыми выступлениями;

осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

 

Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических дви­жений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

 

Существуют различные варианты взаимоотношений обществен­но-политических движений с партиями.

 

Общественно-политические движения могут существовать са­мостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея опреде­ленный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы,

а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники дви­жений вообще не хотят связывать себя партийностью.

 

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

 

Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

 

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

 

20. Типы партий и основные способы их классификации.

1. В зависимости от способа организации:

  • Массовые: как результат всеобщего избирательного права; жесткая регламентация членов партии; большое внимание рекрутированию; идеология и воспитательная работа; членские взносы
  • Кадровые: группировка людей для участия в выборах; отсутствует механизм вступления в партию; частное финансирование

2. В зависимости от меры участия партии в осуществлении власти:

· Правящие

· Оппозиционные

3. В зависимости от взаимоотношений со своими последователями:

· Представительные: выражают интересы своих последователей

· Мобилизирующие: делают ставку на переделку сознания

4. По идеологическим установкам:

  • Либеральная
  • Консервативная
  • Коммунистическая
  • Социал-демократическая
  • Националистическая
  • Религиозно-политическая
  • Фашистская
  • Анархистская

21. Природа и сущность лидерства. Объективные и субъективные факторы его существования.

Попытки выяснить суть и природу политического лидерства, его роль в организации общественной жизни уходят в глубь веков, которые не прекращаются и сегодня. Свое начало они берут у культа героев мифологии. Этой проблемой занимались мыслители Древнего Востока, античные историки и философы, в частности, Геродот, Плутарх, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Политическое лидерство стало одним из основных вопросов всех элитарных теорий от Макиавелли до его современных последователей и критиков. Идет речь о персонификации власти, авторитете и влиянии, определении и выражении общих интересов и др.

Отправным пунктом для понимания социальной природы политического лидерства является осознание того, что лидерство являет собой процесс сложного взаимодействия между людьми в социальных системах и вырастает из потребности их общей деятельности в организации и руководстве, основанных на авторитетно-легитимном навязывании воли и подчинения. Содержание понятия лидерства составляют такие важные признаки:

· общая солидарная деятельность людей;

· наличие общих интересов и общей цели;

· преобладание носителя авторитета в качествах и полномочиях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал