Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические теории.






Среди них выделяются теории З. Фрейда, теория Г. Лебона, теория Э. Фромма и Т. Адорно.

Теория З. Фрейда. Истоки лидерства коренятся в человеческой психике. З. Фрейд объяснял лидерство неосознанным стремлением индивида господствовать над другими. В психоанализе З. Фрейда это стремление именуется «либидо». Он выделил две категории индивидов по критерию их отношения к лидерству: те, кто стремятся к власти, и те, кто ощущают внутреннюю потребность в подчинении, в чьём - либо покровительстве. По Фрейду, потребность в авторитете живёт в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы.

Теория Г. Лебона. Французский исследователь психологии масс Г. Лебон разделил народ на лидеров и массу. По его мнению, лидеры могут всё, достаточно только им научиться владеть психологией масс. Толпа всегда ищет вождя и сама, как считает Г. Лебон, стремится к подчинению. Из этого можно сделать вывод: значение лидеров в общественной жизни учёный сильно преувеличивает, а роль толпы, наоборот, - недооценивает.

Теория Э. Фромма и Т. Адорно. По мнению Э. Фромма и Т. Адорно, индивиды, для которых власть является внутренней инстинктивной потребностью, при определённых социальных условиях превращаются в авторитарных вождей. Такая личность - лидер формируется чаще всего в обществах, что охвачены системным кризисом, вследствие которого создаётся атмосфера отчаяния и тревоги. В этих условиях народ ищет спасителя и готов доверить ему свою судьбу. Авторитарный лидер стремится подчинить себе все структуры гражданского общества. Для авторитарной личности власть является психической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими людьми, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой оно восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у неё презрение и желание унизить их. Такая личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии.

Таким образом, мы рассмотрели несколько теорий политического лидерства. Их значительно больше. Создать единую универсальную теорию лидерства, видимо, невозможно, потому что это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от типов политических систем, особенностей лидеров и их последователей и других факторов.

Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. В политической литературе встречаются различные классификации лидерства.

Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающаяся классической, принадлежит М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров - традиционный, рационально - легальный и харизматический. В основе традиционного лидерства - вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально - легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями.


22. Функции и типология политических лидеров.

Функции:

  • Интеграция группы, организации, общества в целом
  • Коммуникация власти и масс, приобщение граждан к политике
  • Воплощение персональной ответственности за деятельность партии и государства
  • Легитимация политического режима

Классификация

1. По стилю:

  • Лидер-знаменосец: обладает представлениями об идеальном общественном устройстве
  • Лидер-коммивояжер, торговец: убеждает, организовывает средства для осуществления задуманного
  • Лидер-марионетка: служитель и выразитель интересов группы, которую он представляет, выражает интересы представленной им элиты
  • Лидер-пожарник: быстрота реакции на сменяющуюся ситуацию, всегда дает ответ на любой вопрос

2. По отношению к социальным изменениям:

  • Консерватор
  • Реформатор
  • Догматик
  • Фундаменталист

3. По масштабам:

  • Лидер организации
  • Лидер партии
  • Лидер общности
  • Общенациональный лидер

23. Понятие, признаки и функции политической элиты. Основные типы систем ее рекрутирования.

Термин означает избранный, отборный.

Элита – это социальная группа, которая решающее влияние на политическую и государственную власть и выполняют специализированные функции по управлению обществом, государством, полит. партиями, и общественными органами.

Элита осуществляет полит. власть.

Элита неоднородна

Существует правящая элита и оппозиционная. Правящая делится на высшую, среднюю и низшую.

Функции элиты:

· Изучение, анализ интересов соц. групп и общностей

· Формирование представлений в политической форме, интересов групп т общностей

· Разработка политической программы, идеологии, законов, конституции

· Создание механизмов реализации политических решений

· Организация деятельности партий и т. п.

· Реализация узкогрупповых интересов и целей

2 способа рекрутирования в элиту:

1. Система гильдий: замкнутое сообщество, которое построено на взаимопомощи; сложная служебная иерархия; отбор на многие посты происходит за счет нижестоящих; партийность; возраст; стаж; должность

2. Антрепренерская: открытая; реальная возможность представителем любых групп претендовать на власть, небольшие формальные требования, первостепенность личных качеств, харизма, начать карьеру можно в любом возрасте

 

24. Личность как субъект и объект политики. Политическая социализация личности, ее этапы и типы.

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация — процесс включения личности в политику.

Существует несколько трактовок процесса социализации. Их можно свести к следующим двум.

Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические побуждения и инстинкты, с которыми он рождается. Социализация состоит в обуздании этих разрушительных для общества побуждений. Контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. По сути, это деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. При этом разрушается эгоизм отдельной личности.

Социализация означает включение индивида в социальную систему через обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения. По сути, это конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок на социальные отношения. При этом конструируется коллективизм.

Различают две фазы этой политической социализации:

§ первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;

§ вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. При этом понятие «политической социализации» шире, чем понятия «политическое воспитание» или «политическое просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

Критерии политического развития личности:

§ Наличие системы политических ценностей, норм

§ Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям

§ Степень активности в политической жизни

§ Уважение к другим взглядам и позициям

§ Общий уровень политической культуры

§ Способность включить других в политическую деятельность

§ Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике

§ Стабильность политических мотивов

С точки зрения уровней политической активности, различают личность:

§ гражданина с ничтожно малым политическим влиянием и активностью, отсутствием устойчивого интереса к политике вплоть до аполитичности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»;

§ гражданина - члена общественной организации или участника общественного движения, который опосредованно, т.е. через эту организацию, включен в политическую жизнь;

§ гражданина - члена сугубо политической организации (партии, политического союза и т.д.), который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста;

§ общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев;

§ профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики;

§ политического руководителя высшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера.

Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы; и т. д.

Большинство из названных агентов выполняют свою функцию на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.

Следует иметь в виду, что процесс политической социализации личности сродни процессу общей социализации и предстает, с одной стороны, как интеграция индивида в политическое сообщество через оснащение закрепленным вполитической культуре опытом предыдущих поколений (политическая адаптация). С другой стороны, — как включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека, выработка на этой основе политических убеждений (политическая интериоризация).

Особо следует остановиться на разборе различных моделей политической социализации личности, среди которых наиболее распространенными выступают две: модель «подчинения», уходящая своими истоками к концепции Т.Гоббса, который утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладеть со своими страстями. Поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». И модель «интереса», связанная своими корнями с именами А.Смита, Г.Спенсера, У.Годвина и др., в рамках которой развитие общества и обеспечение порядка видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод и преимуществ от общих усилий.

Наряду с этими «традиционными» моделями следует уяснить и существо новых подходов, проявляющихся в таких концепциях политической социализации личности, как «теория ролей», «теория черт», политический бихевиоризм, «гуманистической психологии» и др.

Заслуживают самого пристального внимания и существующие типологии политически социализированной личности:

§ по критерию отношение к личному участию в политике и ролевым функциям (следует различать такие типы, как гражданин с ничтожно малым политическим влиянием и активностью; гражданин — член общественной организации или общественного движения; гражданин — член сугубо политической организации; общественно-политический деятель; профессиональный политик; политический лидер)

§ по объему и характеру интереса ко всему тому, что происходит в политической сфере (следует различать политически социализированные типы активиста, компетентного наблюдателя, компетентного критика, пассивного гражданина, аполитичного обывателя)

§ по критерию управляемости и уровню сопричастности политической системе (следует различать личность в облике «вольного стрелка», идеолога-романтика, проповедника, конформиста, послушного властям. А также в облике законопослушного гражданина, активиста-неформала, чиновника, идеолога-прагматика, лидера-популиста);

§ по психологическому складу (следует различать такие психологические типы, как критик, апологет, соглашатель, скандалист, консерватор, революционер или путчист. А также тип прирожденного ведущего и тип прирожденного ведомого).

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория либерализма, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

§ активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;

§ ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;

§ мотивированное неучастие, как протест против проводимой политики;

§ мобилизационное участие, когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;

§ отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

§ уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;

§ степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;

§ объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;

§ возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;

§ обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

 

25. Права человека, их истоки, сущность и современное пони­мание.

Права́ челове́ ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ ды челове́ ка и граждани́ на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном правеизвестнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства[1].

Концепция прав человека в их современном понимании восходит к эпохе Возрождения и Реформации в Европе, времени постепенного исчезновения феодального авторитаризма и религиозного консерватизма, которые доминировали на протяжении Средних веков. В этот период европейские ученые предпринимали попытки сформировать своеобразную светскую версию религиозной этики[2]. Хотя идеи прав и свобод личности в той или иной форме существовали в течение значительной части истории человечества, они не характеризовались заметным сходством с современной концепцией прав человека. Как отмечал исследователь Дж. Доннелли, в древнем мире «традиционные сообщества обычно обладали развитой системой обязанностей… концепциямисправедливости, политической легитимности и процветания, которые являли собой попытку обеспечить человеческое достоинство, благополучие и достижение успеха в полном отрыве от прав человека. Соответствующиеинституты и практики скорее представляют альтернативу этим правам, нежели иную их формулировку»[3]. Чаще других встречается мнение о том, что концепция прав человека зародилась на Западе; хотя прочие, более ранние, культуры располагали существенными морально-этическими кодексами, именно понятие прав человека у них, как правило, отсутствовало. Некоторые исследователи, к примеру, убеждены, что само слово «право» не встречается ни в каких языках вплоть до XV века[4]. Средневековые хартии о свободах, как, например, английская Великая хартия вольностей, по своей сути не являлись документами о правах человека, представляя собой скорее основу и форму ограниченного политического и юридического соглашения, предназначенного для урегулирования определенных обстоятельств в государстве[5]. Впоследствии некоторые из этих документов, в том числе упомянутая Хартия, рассматривались на ранних этапах современных дискуссий о правах человека. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что соответствующие права были отчасти описаны уже в Калишском статуте 1265 года[6].

Первым европейским документом о правах человека считаются «Двенадцать статей» 1525 года, манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, составлявший часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера, изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника[7]; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке, когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.

Впоследствии, в начале XVII века, баптистские теологи, в том числе Дж. Смит, Т. Хелвис и Р. Уильямс, писали трактаты, в которых активно выступали за свободу совести[8]. Их идеи оказали влияние на взгляды Дж. Мильтона и Дж. Локка о религиозной терпимости[9][10]. Кроме того, в формировавшихся тогда американских колониях — Род-Айленде, Коннектикуте, Пенсильвании — складывались условия для поддержки свободы вероисповедания, и в них находили убежище разнообразные религиозные меньшинства[11][12][13]. Декларация о независимости, Конституция США и американский Билль о правах затем оформили и закрепили соответствующие традиции юридически[14]. Перечисленные документы, вдохновленные американской революцией, оказали влияние в том числе и на Всеобщую декларацию прав человека ООН[15].

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.). Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс, предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империипоявился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 — Акт об отмене рабства. В США северные штаты ликвидировали институт рабства в период с 1777 по 1804 годы, в то время как южные — не испытывали желания отказываться от него; в конечном счете это привело к конфликтам и спорам о распространении рабовладения на новые территории и стало одной из причин раскола страны и последовавшей за ним гражданской войны. Впоследствии был принят ряд поправок к Конституции США, которые запрещали рабство, гарантировали полноценноегражданство и полный набор соответствующих прав всем, кто родился на территории государства, а также предоставляли чернокожим американцамправо голоса.

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»:

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

— Всеобщая декларация прав человека, преамбула

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-е декабря отмечается как международный День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».

Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду[16], правом на информацию[17] и др.

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени[18].

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные[править | править вики-текст]

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Право на жизнь;

· Наказуемость только по суду — запрет внесудебной расправы;

· Неприкосновенность личности;

· Свобода передвижения и выбора места жительства;

· Неприкосновенность жилища;

· Неприкосновенность переписки;

· Запрет принудительного труда;

· Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[19]).

· Достоинство личности

· Свобода совести и вероисповедания

Политические[править | править вики-текст]

Основная статья: Политическая свобода

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, относят:

· Равенство перед законом — отсутствие сословий;

· Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

· Свобода слова и печати — запрет цензуры;

· Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом;

· Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения;

· Свобода стачек;

· Право обращений.

Социальные[править | править вики-текст]

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [ источник не указан 1468 дней ] К социально-экономическим правам относятся:

· Трудовые права (право на труд и свободу труда);

· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

· Право на социальное обеспечение;

· Право на жилище;

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.

Экономические[править | править вики-текст]

· Свобода труда;

· Свобода промышленности и торговли;

· Свобода приобретения собственности и распоряжения ею;

· Право наследования;

· Право на владение, пользование и распоряжение землёй.

Культурные[править | править вики-текст]

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

· Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;

· Право на образование;

· Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);

· Свобода преподавания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал