Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности России. Критерии оценки состояния ЭБ, пороговые значения.






 

Исторический обзор создания Государственной стратегии экономической безопасности России. Направляющая роль Совета Безопасности РФ в обеспечении разработки и реализации стратегии экономической безопасности.

Цели и объекты, угрозы, критерии и параметры стратегии, меры и механизмы экономической политики (Указ Президента РФ №608, апрель 1996 г.). Общая характеристика существующих внешних и внутренних угроз экономической безопасности России. Система экономической безопасности Российской Федерации (общая характеристика).

Критерии оценки экономической безопасности. Уровни оценки. Пороговые показатели и их международные количественные оценки. Общие макроэкономические показатели-индикаторы. Базовые, частные количественные и качественные региональные показатели.

Оценка состояния российской экономики (на основе критериев (показателей-индикаторов) экономической безопасности) на современном этапе.

Основные характеристики состояния экономической безопасности, определенные Стратегией национальной безопасности РФ на период до 2020 г.

Новые технологии борьбы с российской государственностью, государственное управление и вызовы национальной безопасности. Проблема региональной дезинтеграции как угроза российской государственности. Программа и задачи социально-экономического развития регионов России на ближайшую перспективу и региональная безопасность.

 

Тема 5. Продовольственная безопасность России (основные положения Доктрины продовольственной безопасности РФ, январь 2010 гг., ситуация в сельском хозяйстве, состояние АПК, производство и потребление продуктов питания).

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.01.10 №120) – общие положения, цели и задачи. Доктрина как развитие положений Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), с учетом положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года.
Понятие продовольственной безопасности. Основные термины и определения (действующие нормативные правовые акты не содержат определения продовольственной безопасности; для целей Доктрины используются термины и определения, закрепленные в настоящем документе).
Продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни.

Современное состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, как мера стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

Обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным размерам их потребления составляет: мясо и мясопродукты – 68%, молоко и молокопродукты – 61%, яйца – 88%, рыба и рыбопродукты – 56%, овощи и бахчевые – 76%, фрукты и ягоды – 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам.
Система показателей и критериев продовольственной безопасности.

(в сфере потребления, в сфере производства и национальной конкурентоспособности, в сфере организации и управления).
Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности.

Основные направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности.
Влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов: существенный рост платежеспособного спроса в развивающихся странах, интенсивное развитие биоэнергетики в развитых странах, снижение уровня мировых запасов продовольствия, развитие мирового финансового и фондового кризиса. Продовольствие - как один из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях.
Возрастание в XXI веке роли России как государства, обладающего значительными резервами, аграрным потенциалом и водными биологическими ресурсами не только для производства продовольственных ресурсов для собственного потребления, но в перспективе – и для поставок отдельных их видов на внешний рынок.

 

Тема 6. Проблемы региональной экономической безопасности России (основы методологии оценки ЭБ регионов; критерии оценки и пороговые значения уровней безопасности в регионах; общая характеристика российского федерализма – тенденции и типология регионального развития).

Региональный аспект стратегических направлений обеспечения национальных интересов России в сфере экономики. Реальный ответ на вызовы и угрозы – политика активного экономического подъема регионов России. Тенденции регионализации экономики страны и объединения регионов в аспекте обеспечения национальных интересов и экономической безопасности страны.

Основы методологии оценки экономической безопасности регионов.

Условия возникновения кризисных ситуаций в регионе. Преодоление региональных кризисных процессов – стратегическая задача государственной политики. Методы государственного регулирования территориального развития. Критерии и пороговые параметры оценки уровня безопасности и кризисных ситуаций в регионе.

Особенности и факторы кризисной дестабилизации в различных сферах (производственного потенциала регионов, занятости населения, уровня жизни населения, финансовой устойчивости региона, экологии, демографических процессов, научно-технического потенциала). Сводная (интегральная) оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе.

Методы и механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности. Общая характеристика российского федерализма, типология регионов, социально-экономическая класса, пенсионное обеспечение). Региональная политика (вопросы безработицы, бедности, демографические процессы, формирование среднего класса).

Таблица 3

Тематический план практических занятий

 

п/п № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость, час Формы текущего контроля успеваемости
Ауд. занятия СРС
1. Тема № 1 Семинар№1 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно. 2 2 Письменный экспресс-опрос. Выступления на семинаре.Тематические доклады.
2. Тема № 2 Семинар№2 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно. 4 4 Письменный экспресс-опрос. Выступления на семинаре.Тематические доклады.
3. Тема № 3 Семинар№3 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно 4+6=10 6 Тест. Выступления на семинаре.Тематические доклады.Письменные работы по прикладным задачам безопасности.
4. Тема № 4 Семинар№4 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно 4 4 Выступления на семинаре.Тематические доклады.Презентации
5. Тема № 5 Семинар№5 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно 4 4 Письменный экспресс-опрос. Выступления на семинаре.Тематические доклады.Рефераты.
6. Тема №6 Семинар№6 Расшифровка темы с вопросами, литературой представлена отдельно 2 4 Аналитические записки по регионам.
7. Итоговый семинар. Круглый стол-9 проблем (перечень отдельно). 6 10 Письменные работы.

 

Важнейшей задачей учебной дисциплины является формирование практических навыков для решения задач экономической безопасности во взаимосвязи с внешнеполитической деятельностью министерств и ведомств, проведения эффективной политики «экономической дипломатии» с оценкой прогнозов развития экономики Российской Федерации. С этой целью курс предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий преимущественно с использованием интерактивных методов обучения: работа с электронными учебниками (КНОРУС), компьютерными деловыми играми (типа «Директор»), проведение ролевых игр, разбор конкретных ситуаций с применением видеоинформации и статистических материалов федеральных органов власти, электронных ресурсов Интернета и Информационной системы по внешнеполитическим вопросам МИД России.

Информационная насыщенность и сложность усвоения проблематики комплексной дисциплины «Экономическая безопасность Российской Федерации» обусловили введение текущих и промежуточных форм контроля, тестирования с зачетным нормативом по результатам деловой игры на ПВЭМ, выполнения курсовой работы и итогового экзамена.

Методической основой программы профессиональной подготовки являются деятельностный и компетентностный подходы. Эти подходы отражают практико-ориентированную направленность, акцентирование ориентации на мобилизацию личностного ресурса обучающихся. Практическая направленность учебного курса программы отражается в существенной доле практических занятий, которые составляют не менее 65 % от общего фонда аудиторных часов.

Лекционные и семинарские занятия проходят с использованием различных технических средств, позволяющих вводить в процесс обучения такие активные формы подачи материала как презентации и демонстрации, получение актуальной информации в режиме «on-line». Кроме того, каждая тема предполагает вопросы и задания для самоконтроля.

Самостоятельной работе студентов уделяется большое внимание в рамках настоящей программы. В этой связи студенты обеспечиваются необходимым пакетом учебно-методических материалов: рабочая программа, методические рекомендации для слушателей, учебные пособия. Отличительной особенностью учебного процесса по общим положениям управленческих и экономических дисциплин цикла является применение электронных учебников (М., КНОРУС, 2009), позволяющих не только чтение лекций и практических занятий с использованием аудио- и видеоматериалов, но и обеспечивающих текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей по ряду дисциплин.

При оценке личностных и профессиональных качеств студентов используются как традиционные бланковые виды тестирования, так и компьютерные программы известных комплексных психологических тестов (тесты Г.Айзенка, Р.Кэттела, MMPY, Т.Лири, К.Томаса).

Практически по всем разделам учебной программы профессиональной подготовки предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов:

- текущий контроль, в ходе практических занятий, когда студенты представляют подготовленный ими материал самостоятельно в виде контрольной работы или аналитической разработки, а также в результате групповой работы по заданной проблематике;

на основе учебно-тематического плана студенты готовят теоретические сообщения (презентации, доклады, выступления) по предложенной тематике с использованием рекомендованной основной и дополнительной литературы; одной из форм промежуточного контроля для выявления степени формирования определенных профессиональных компетенций в процессе обучения является активное участие в деловых, ролевых играх, групповых тренингах и ситуационных анализах с использованием научных и практических возможностей Ситуационно-кризисного Центра МИД России и действующей Информационной системы по внешнеполитическим вопросам; система тестирования дипломатов и контроль на знание информационно-коммуникационных технологий в системе МИД России (по четырем уровням) включена в планы обязательной подготовки дипломатов при стажировке перед командированием на загранработу;

- изучение данной дисциплины предусматривает контрольное итоговое тестирование и защиту курсовой работы;

- экзамен.

Активность студентов стимулируется наличием вопросов для самостоятельного рассмотрения и предлагаемыми на выбор темами для подготовки доклада (реферата), который должен быть представлен на специальном практическом семинаре

Для проведения лекционных и практических занятий предусматривается сетевое информационное обеспечение, проекторная техника, видеоаппаратура и доступ в Интернет и Информационную систему по внешнеполитическим вопросам (ИС ВПВ) для возможности немедленного получения практической информации по изучаемой проблематике.

Семинарские занятия (практический материал)

(Общий объем, темы и их содержание представлены в принятой в академии форме вопросов к семинарским занятиям).

 

Вопросы к семинарским занятиям:

Семинар 1 (тема 1)

(2 часа)

Вопросы:

1)Понятие и сущность национальной и экономической безопасности. Разобрать ключевые слова, определения.

2) Виды безопасности и их взаимосвязь. Показать логическую взаимосвязь и системный характер научной категории «безопасность». Доказать, что обеспечить национальную безопасность вне системы региональной и международной безопасности не сможет ни одно государство мирового сообщества, в том числе и сегодняшняя доминанта в международных отношениях - США. Структурно-функциональная схема национальной безопасности. Подготовить отдельные предложения по развитию схемы экономической безопасности - детальное раскрытие блоков, введение новых субблоков и связей.

3) Структура и особенности Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 г. Система обеспечения национальной безопасности РФ. Дать оценку состояния социально-экономической ситуации в стране и мире.

4) Определить сегодняшние основные внешние угрозы экономической безопасности РФ и направления действий по устранению угроз или снижению их уровня.

 

 

Семинар 2(тема 2)

(4 часа)

Вопросы:

1) Критерии оценки экономической безопасности. Индикативная система ЭБ. Основные группы и объекты мониторинга энергетической безопасности РФ.

2) Принципы обеспечения энергетической безопасности РФ. Энергетическая политика и дипломатия.

3) Транспортный фактор экономической безопасности России. Характеристика и роль международных транспортных коридоров.

4) Прогнозы развития мировой энергетики и внешнеполитическая деятельность России (перспективные проекты и направления энергетики будущего).

Семинар 3 (тема 3)

(4 часа)

Вопросы:

1) Финансовая безопасность России. Понятие и основные угрозы.

2) Характеристика системы (групп) индикаторов и пороговых значений финансовой безопасности.

3) Государственный долг Российской Федерации.

4) Стратегические ориентиры развития банковской системы и формирования долгосрочной национальной финансовой стратегии.

5) Основы управленческой экономики и корпоративные финансы.

Семинар 4 (тема 4)

(4 часа)

Вопросы:

1). Внешнеэкономические аспекты экономической безопасности

Российской Федерации.

2). Развитие интеграционных связей со странами СНГ.

3). Российский рынок акций в информационном пространстве мирового рынка.

4). Конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики (в условиях присоединения России к ВТО).

5). Социальная политика в стратегии экономической безопасности.

Семинар 5 (тема 5)

(4 часа)

Вопросы:

1). Основные положения социально-экономической политики в сфере продовольственной безопасности.

2). Доктрина продовольственной безопасности России – общие положения, цели, задачи.

3). Производство и потребление продуктов питания.

4). Масштабы импорта продовольствия и вступление России в ВТО: оценки и рекомендации.

Семинар 6 (тема 6)

(2 часа)

Вопросы:

1). Региональные аспекты стратегических направлений обеспечения национальных интересов России в сфере экономики.

2). Методы государственного регулирования территориального развития.

3). Интегральная оценка воздействия факторов дестабилизации в регионе.

4). Оценка региональных кризисных явлений в различных сферах (производственный потенциал, занятость населения, уровень жизни населения, финансовая устойчивость, экология, научно-технический потенциал).

5). Демографические прогнозы и социальные индикаторы экономической безопасности регионов.

Семинар 7 (тема 7) – Круглый стол. «Криминализация экономики и ее влияние на безопасность личности, общества и государства».

(6 часов)

Вопросы:

1). Развитие теневого сектора в экономике России.

2). Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности.

3). Оценка масштабов, истоки и состав теневой экономики.

4). Борьба с коррупцией (общая характеристика по секторам экономики).

5). Экономическая безопасность фирм, организаций и корпоративных образований (понятия и сущность, устойчивость бизнеса, оценка внешних и внутренних угроз, диагностика кризисных ситуаций корпорации; оценка несостоятельности (банкротства) организации, оценка кредитоспособности, показателя способности к инновационному развитию предприятия).

6). Политическая система, элиты и экономическая безопасность страны.

7). Создание механизма защиты национальных интересов страны в области экономики и роль пороговых значений индикаторов экономической безопасности страны.

8). Сущность системы международной экономической безопасности (МЭБ) и роль России в ее формировании. Стабильность мировой экономической системы и экономическая политика.

9). Последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. для России.

Таблица 4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал