Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания для студентов. Качественная подготовка к семинару и эффективное использование времени, отведенного на его проведение ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Общие положения. Качественная подготовка к семинару и эффективное использование времени, отведенного на его проведение, является исключительно важным для развития у обучаемых навыков публичных выступлениях, логического построения излагаемого материала, ведения дискуссий, поскольку при подготовке, в ходе и после его завершения обучаемые смогут: закрепить, систематизировать и углубить знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, расширить представления об изучаемом предмете; проверить эффективность своей самостоятельной работы; развить навыки поиска, обобщения и анализа учебного материала; развить навыки творческого мышления, т.е. способность делать на основе большого количества зачастую противоречивых по содержанию данных простые, ясные для понимания и определенные (не допускающие различного толкования) выводы (суждения и умозаключения) и генерировать идеи; развить умения и навыки логичного мышления, т.е. способности установления причинно-следственных связей между различными предметами, явлениями и другими составляющими; развить умения и навыки применения теоретических знаний в практической деятельности, объяснения явлений действительности; развить навыки и правила публичного выступления, ведения дискуссии, использования современных аудиовизуальных средств и другого демонстрационного оборудования; развить представление о методике подготовки и проведения публичных мероприятий для использования в своей дальнейшей деятельности. Подготовка к семинару. Для обеспечения качественной подготовки к семинару обучающиеся должны: 1. Изучить содержание задания на семинар или плана его проведения, выданного преподавателем. Ориентировочное время – до 10 минут. 2. Уяснить указания преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки, которые он может дать в ходе групповой консультации. Ориентировочное время (без учета времени проведения преподавателем групповой консультации) – до 10 минут. 3. Собрать и ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара. Ориентировочное время: для 2-х часового семинара – до 20 минут, для 4-х часового семинара – до 40 минут. 4. Подготовить развернутые планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара. Ориентировочное время: для 2-х часового семинара – до 15 минут, для 4-х часового семинара – до 30 минут. Углубленная работа с литературой и интернет-ресурсами. Ориентировочное время: для 2-х часового семинара – до 40 минут, для 4-х часового семинара – до 80 минут. В ходе данного этапа преподаватель может вызвать обучающихся (как правило, тех, чьи выступления он предусматривает заслушать в ходе семинара) для проведения собеседования. При этом целесообразно продумать порядок поиска необходимых учебных материалов (электронных учебных пособий, диафильмов, учебной литературы). При изучении задания на семинар или плана его проведения каждому обучающемуся необходимо уяснить (определить): тему семинара, учебную цель, учебные вопросы, важные положения каждого вопроса, выносимые для обсуждения, темы рефератов и целевых сообщений, продолжительность обсуждения каждого учебного вопроса (важного положения), продолжительность выступлений обучающихся (реферата, целевого сообщения, основного и дополнительных по каждому вопросу или важному положению вопроса), основную и дополнительную литературу, возможные сроки и порядок проведения преподавателем групповых и индивидуальных консультаций, порядок личной подготовки к семинару (место, даты и ориентировочную продолжительность подготовки). При уяснении указаний преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки, обучающиеся должны уяснить: форму предстоящего семинара (основные формы – репродуктивная, поисково-эвристическая или их сочетание), наиболее важные вопросы, основные понятия и категории по теме семинара, порядок доступа к ним, а также работы с литературой и другие вопросы. При ознакомлении с содержанием рекомендованной литературы по теме семинара необходимо оценить полноту изложения вопросов в различных источниках, выделить те из них, в которых материал изложен наиболее полно, оценить степень однозначности подходов различных авторов к определению основных понятий и категорий, выявить проблемы в данной предметной области. В ходе этого этапа также целесообразно оценить полноту данных об обсуждаемом предмете, имеющихся у обучающихся в конспектах лекций Целесообразно записать основные выявленные несоответствия и проблемы. Развернутый планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара должен включать: Вводную, основную и заключительную части с указанием ориентировочного времени на изложение каждой части. Во вводной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления, такие как цель выступления, актуальность темы и ее важность для научной и практической деятельности. В основной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления (все или часть исходя из временных рамок на продолжительность выступления). К ним относятся сущность рассматриваемого предмета (процесса, явления), основные элементы содержания и структуры рассматриваемого предмета (процесса, явления), история развития представлений о сущности и содержании, частные выводы (обобщения), их обоснование (законы, закономерности, принципы и требования, лежащие в основе рассматриваемого предмета, процесса или явления), справочные, библиографические и другие учебные пособия, законы и правила формальной логики, различные методы научного познания, как проявляется данный предмет (процесс, явление) на практике, существующие и возможные проблемы в данной области, т.е. что в реальной действительности не соответствует или в перспективе не будет соответствовать существующим в науке представлениям о содержании предмета (процесса, явления) или сделанным выводам, свое мнение (если оно существенным образом отличается от имеющихся в рекомендованных источниках) по отношению к сущности, содержанию рассматриваемого предмета (процесса, явления) и путям разрешения проблем. В заключительной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления (исходя из времени, выделяемого на данную часть): общие выводы, т.е. те положения выступления, которые, по Вашему мнению, должны быть лучше всего восприняты и уяснены всеми присутствующими. Это могут быть основные (по Вашему мнению) частные выводы, понятия и категории, их определения, проблемы и пути их разрешения, а также указание на те области теории и практики, познание которых будет способствовать успешному разрешению проблем. В процессе углубленной работы с литературой и конспектом необходимо закрепить в сознании полученные знания, для чего целесообразно (непосредственно после развернутых планов выступлений) сделать выписки из энциклопедических изданий и справочных материалов определений основных понятий и категорий, которые вы предполагаете использовать в ходе выступления (не только для изложения, но и для ответов на возможные вопросы), или записать свои определения. Здесь же целесообразно поместить отдельные цитаты из выступлений высших должностных лиц России, ведущих государств мира, руководящего состава МИД РФ (с теми же целями), а также рисунки и схемы, которые Вы планируете продемонстрировать в ходе выступления. Кроме того, в ходе этого этапа целесообразно мысленно 1-2 раза воспроизвести основные положения предполагаемого выступления, при этом в плане выступления необходимо сделать пометки, позволяющие соотнести данные определения, цитаты, рисунки и схемы (кадры презентации) с конкретными пунктами плана. В ходе этого этапа необходимо разрешить все возникшие в ходе ознакомления с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара вопросы. Это целесообразно сделать либо путем индивидуальной консультации у преподавателя, либо повторным углубленным изучением рекомендованной литературы и интернет-источников. Проведение семинара. После вступительных слов преподавателя по объявлению темы, учебных вопросов семинара и указаний по особенностям его проведения начинается обсуждения вопросов семинара. В ходе выступления по учебному вопросу (одному из положений учебного вопроса) семинара обучающимся целесообразно выходить перед аудиторией, имея при себе текст с развернутым планом выступления, необходимыми выписками и рисунками (схемами). Выступать необходимо спокойным, ровным голосом, выделяя силой голоса и интонацией наиболее важные положения. Как правило, выступление должно сопровождаться подготовленной обучаемым презентацией. При необходимости, отдельные положения доклада могут сопровождаться рисунками и схемами на классной доске. Загрузку презентаций в аудиторный компьютер и нанесение схем на классную доску целесообразно провести до начала занятий, чтобы не тратить на данные операции аудиторное время. При ответе на задаваемые вопросы необходимо внимательно выслушать вопрос, уяснить его смысл и содержание, дать понять задающему вопрос, что смысл вопроса понятен, бегло просмотреть имеющиеся материалы, мысленно воспроизвести основные тезисы ответа и четко, достаточно громко, кратко произнести ответ. Содержание ответа должно точно соответствовать содержанию заданного вопроса. Настоятельно не рекомендуется сразу отвечать на заданный вопрос или отвечать не дослушав задающего вопрос. В ходе выступлений других обучающихся рекомендуется внимательно слушать выступающих, не отвлекаясь на другие посторонние дела. При этом необходимо оценить мысленно рациональность структуры выступления, правильность произношения и использования понятий, категорий и терминов рассматриваемой предметной области, соответствие содержания выступления его теме, глубину раскрытия темы. Целесообразно делать соответствующие пометки, а также записать варианты формулировок 1-2-х вопросов к выступающему. После завершения выступления задать вопросы выступающему. При задании вопросов необходимо стремиться к тому, что вопрос был кратким, в рамках содержания выступления, однозначно понимаемым как самим задающим, так и всеми присутствующими на семинаре и, в первую очередь, докладчиком. При задании вопроса необходимо четко, достаточно громко произнести вопрос, убедиться, что смысл и содержание вопроса понятны выступающему. В ходе задания другими обучающимися вопросов выступающему по учебному вопросу и дополнительных выступлений целесообразно внимательно слушать и оценивать качество этих вопросов и выступлений, степень расширения и углубления рассматриваемой предметной области, определить области, не охваченные в основном и дополнительных выступлениях, а также в процессе ответов на дополнительные вопросы. Целесообразно сделать соответствующие пометки (что не охвачено, а также краткие тезисы своего возможного дополнения к выступлению). При выявлении существенных отклонений своего мнения от высказанных мнений, а также наличия не изложенных вопросов, являющихся, по Вашему мнению, существенно важными для раскрытия содержания учебного вопроса, целесообразно изложить указанные положения в дополнительном выступлении, получив при этом предварительно установленным порядком разрешение преподавателя. Продолжительность дополнительного выступления должна быть не более 1-2-х минут. При подведении преподавателем итогов занятия целесообразно сделать краткие записи об основных ошибках и неточностях допущенных как лично, так и другими обучающимися, рекомендациях об их устранении, а также о содержании задания на следующий семинар. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и на основании ООП ДА МИД России «Государственное управление во внешнеполитической деятельности».
|