![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в философиюСтр 1 из 8Следующая ⇒
Тамбовский государственный технический университет
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
Тамбов Издательство ТГТУ ББК Ю2я73 В24
Рецензент Кандидат философских наук, доцент Н.В. Медведев
Авторы-составители: Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева
В24 Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 44 с.
Учебно-методическое пособие включает в себя изложение основополагающих принципов фи- лософии, ее структуры, истории философских учений, хронологические таблицы, список рекомен- дуемой литературы. Предназначено для студентов всех специальностей заочного отделения, может быть использо- вано и для студентов дневного отделения. ББК Ю2я73
© Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2004
Учебное издание
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
Авторы-составители: Терехова Грета Леоновна Дробжева Галина Михайловна
Редактор З.Г. Чернова Компьютерное макетирование М.А. Филатовой
Подписано в печать 22.04.04 Формат 60 × 84 / 16. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 2, 56 усл. печ. л.; 2, 6 уч.-изд. л. Тираж 500 экз. С. 255
Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета, 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
У чебно-методическое пособие «Введение в философию. История философских учений» разработа- но для того, чтобы помочь студентам в организации самостоятельной работы по овладению основами философских знаний. Пособие состоит из разделов, в которых изложены важнейшие проблемы и принципы философии, ее структурные уровни. В этих разделах раскрываются смысл и содержание философских категорий, даны определения самых значительных направлений, течений и школ в философии.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре- альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен- ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по- могает получить целостность человеческого опыта. Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо- димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы. В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на- оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив- ной предметной деятельности в нем. Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра- ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ- ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу- бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно- рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо- вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве- роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны: антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро- ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.; дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле- ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви- де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.); синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек- тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения;
связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове- ка, о животных, растениях. Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан- тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже- ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на- делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на- зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное. И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче- ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере- ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения. Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко- торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от- дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона). В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира- лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден- ный. В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости, бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во- обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.
1.2
Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун- даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари- антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле- ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня). Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ- ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента- ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем, соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио- логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно- космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе- ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле- мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со- действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность. Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по- требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско- лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело- века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило- софия антропоцентрична. Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско- мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об- щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-
ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про- блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования эстетики. Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про- гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.
1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по- стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук. По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм. Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент. Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон- цепциях считается основным методом познания. В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо- собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др. Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор- мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро- вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум- ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст- вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.). С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм (от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на- чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический. лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный) – предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних мыслителей). К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео- логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира). Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про- тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри- цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.). Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития, принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате- рии. Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ- ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило- софской мысли.
|