![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная философия
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле- ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д. В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе. В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс- ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони- рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле- ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз- водящейся системы. Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ; практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ- ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере- сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в данном обществе и др. Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии. Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа- листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи- стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-
тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо- стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи. Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про- цесс, развивающийся по своим объективным законам.
1.4.6
Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто- рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон- кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга) связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен- тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове- ком. Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный ха- рактер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сто- рон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис- тории философии.
Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет- ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од- них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы- вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа- лизм, эмпиризм и рационализм и др.). Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.
2
2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
|