![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философская антропология
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во- прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс- шему лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко- тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-
ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест- во со всей необъятной Вселенной. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно- исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы- тия. Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке; индивид и личность и др.
1.4.4
Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos – учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред- невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю- чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед- ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но- вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че- ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре- менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М. Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества). Можно выделить следующие группы ценностей: по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные; по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо- вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры; по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов- ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл. Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей.
|