Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет
ряд общих закономерностей: зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу); философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об- щества 1 тыс. до и н.э. – государства формирование (Древняя рабовладельческого Индия общества; Китай – – V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие ра- бовладельческого государства); она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз- ного, любви и ненависти и др.); ей присущ мировоззренческий характер философского знания; она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость (стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, на- пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,
даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция – Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.) Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада: Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо- логические, эстетические, этические и другие вопросы; специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспри- нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана – высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ- ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.); в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель), на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика); при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – про- блемами государства, закона, управления, власти и т.п.
2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую европейской традицией в философии. Узловые пункты ее развития: переход от языческой религии к монотеистической; перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле- дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан- ская мораль становится неотделимой от веры и религии; одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари- антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах; П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло- ва); схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).
2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)
В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу- ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.). Основные черты философии Ренессанса (Возрождения): гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело- веческому достоинству; осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные проекты (Т. Мор, Т. Кампанелла); переустройства натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются основы современного естествознания, современный образ науки.
2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи- лософов:
проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи- ноза); проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра- ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании двух ций – материальной и духовной). Для философии Нового времени характерна ориентация на с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.
2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в. субстан-
науку –
В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон- тескье, Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ- ном, материалистически. Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це- лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного ложного мировоззрения». В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.
2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче- ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива- ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности. Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах. Основными ее заслугами можно считать: развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа- лектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления); использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф. Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры че- ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа). Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти- ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон- цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде- ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе- ние природы.
2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философские предпосылки философии марксизма:
французский материализм второй половины XVIII в.; немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар- ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов; антропологический материализм Фейербаха. Особенности философии марксизма:
основной вопрос философии решается материалистически; истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри- терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно- чувствительной деятельности человека; диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания; провозглашается требование тесного союза философии и естествознания. Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи – П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные этапы развития: 1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ
|