Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовое правоотношениеСтр 1 из 36Следующая ⇒
Метод трудового права. Под методом права вообще и трудового права в частности понимается совокупность приемов, способов, средств, при помощи которых право воздействует на составляющие его предмет о бщественные отношения, регулирует их. Если вопрос о предмете - это вопрос о том, что регулирует данная отрасль права, какой круг общественных отношений, то вопрос о методе сводится к тому, как это регулирование осуществляется. Особенностью метода трудового права является то, что он сочетает в себе как диспозитивные, так и императивные начала. Диспозитивность проявляется, прежде всего, при заключении трудового договора, т. е. при установлении трудовых отношений. На этой стадии наблюдается юридическое равенство субъектов, характерное для гражданского права. Ни работник, ни работодатель не обязаны, за исключением случаев, прямо указанных в законе, заключать трудовой договор. Если они не придут к соглашению, трудовых право отношений не возникнет. Но как только трудовой договор заключен, и работник приступил к работе, он обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Отношения равенства заменяются отношениями подчиненности. Работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения работодателя. В этом проявляются уже императивные начала в правовом регулировании трудовых отношений. Императивность метода трудового права состоит также в том, что при формировании условий трудового договора свобода усмотрения сторон не безгранична. Многие права и обязанности, как работника, так и работодателя установлены императивными нормами закона, которые стороны не могут изменить своим соглашением. В этом проявляется социально-защитная функция трудового права, благодаря которой оно стало самостоятельной правовой отраслью. Поэтому характеризовать его метод только договорным регулированием (коллективным или индивидуальным) было бы неверно. Система трудового права Первичными элементами любой правовой системы являются юридические нормы, но в связи с тем, что они действуют не изолированно друг от друга, законодатель объединяет их в более крупные структурные общности. Таковыми в рамках отдельных отраслей права являются подинституты (субинституты), институты и подотрасли. Центральное место в любой отрасли права отводится ее институтам. В трудовом праве это институты трудоустройства, трудового договора, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда, надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Структурно система трудового права, кроме ее деления на субинституты, институты и подотрасли1, традиционно делится на две части - общую и особенную и, кроме того, в настоящее время есть все основания полагать, что в ней нашла свое оформление и законодательное закрепление специальная часть. В общей части сгруппированы юридические нормы, закрепляющие наиболее важные для всей системы трудового права положения, оказывающие формирующее воздействие на весь механизм правового регулирования трудовых отношений. В частности, общая часть закрепляет принципы трудового права, дефиниции, определяющие основные понятия в этой сфере правового регулирования, цели и задачи трудового права, правила действия его норм во времени и пространстве и т. д. В особенной части объединены нормы и институты, регулирующие конкретные взаимоотношения субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по вопросам о порядке приема на работу и увольнения, размерах и системах оплаты труда, о режиме рабочего времени и времени отдыха, т.е., образно говоря, правила о том, ради чего гражданин поступает на работу, а работодатель ему эту работу предоставляет. Нормы специальной части представляют собой преломление норм общей и особенной частей трудового права применительно к особенностям труда отдельных категорий работников в зависимости от их физиологических особенностей (женщины, несовершеннолетние, инвалиды), условий труда (тяжелые работы или работы с повышенной степенью вредности для организма человека вследствие воздействия производственных факторов), географического расположения организации-работодателя (районы Крайнего Севера) и т.д. Так, например, в ТК РФ есть отдельные главы, посвященные труду совместителей, надомников, педагогических работников и др.
Источники трудового права От системы трудового права необходимо отличать систему источников трудового права. Если первая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих социально-трудовые отношения, то вторую составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которых указанные нормы закреплены. Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня - от Конституции РФ, имеющей наивысшую юридическую силу и распространяющей свое действие на всю территорию России, до так называемых локальных актов, действующих в пределах одной организации. 1. Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации. Ее по праву называют основным законом нашей страны. Именно в Конституции РФ закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. Какие же это права и свободы? Статья 7 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Это общее положение конкретизируется в ст. 37 Конституции, декларирующей следующие основные трудовые права и свободы граждан: · свобода труда и его добровольность, запрет принудительного труда; · право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; · право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; · право на защиту от безработицы; · право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; · право каждого на отдых; · право работающих по трудовым договорам на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Значение закрепления этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации трудно переоценить: как бы ни изменялось текущее трудовое законодательство, основные трудовые права и свободы человека и гражданина остаются неизменными и непосредственно действующими на всей территории России, и никакие законы не могут их ограничить или отменить[7]. 2. Другим важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции). Следует иметь в виду, что Россия, вступая в международные договоры с другими странами и ратифицируя конвенции в сфере регулирования трудовых отношений, юридически считается обязанной соблюдать содержащиеся В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) - специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), образованного в 1919 г. (место нахождения - Женева). Хотя Россия ратифицировала не все конвенции, заключенные под эгидой МОТ, однако по мере возможности эти конвенции и просто рекомендации МОТ учитываются в правотворческой деятельности государственных органов РФ. 3. Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Хотя первые имеют большую юридическую силу по сравнению с «обычными» федеральными законами, последние в сфере регулирования трудовых отношений фактически играют неизмеримо более важную роль[8]. Среди федеральных законов как источников трудового права на первое место следует поставить Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) [9], введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ содержит наиболее важные (отправные) категории трудового права, служащие своеобразным ориентиром для иных, обладающих меньшей юридической силой источников, и одновременно выступает важнейшим непосредственным регулятором трудовых отношений. К числу отправных категорий трудового права, закрепленных ТК РФ, относятся, в частности, цели и задачи трудового законодательства, его принципы, основные понятия правила действия норм трудового права во времени и пространстве трудовой договор, заработная плата, рабочее время и время отдыха, и многие другие. Трудовой кодекс РФ состоит из шести частей 14 разделов, 62 глав и 424 статей, содержание которых позволяет сделать вывод, что он является центральным и связующим звеном всей системы нормативных актов о труде, действующих на территории России. Т рудовой кодекс РФ аккумулирует в себе подавляющее большинство норм трудового права и как кодифицированный источник занимает совершенно особое место в иерархии федеральных законов, регулирующих трудовые отношения. Несмотря на то, что ТК РФ не является конституционным законом, среди иных федеральных законов он занимает главенствующее положение. Это связано с действием принципа верховенства Трудового кодекса РФ, закрепленного в ст. 5 ТК РФ. Согласно этому принципу Трудовой кодекс является основополагающим нормативным актом в сфере трудового права и все иные федеральные законы, а также другие нормативные правовые акты (кроме, разумеется, Конституции, международных договоров и федеральных конституционных законов) должны ему соответствовать. В случае их противоречия Трудовому кодексу применению подлежит последний. Всякий вновь принятый федеральный чакон, содержащий нормы трудового права, отличающиеся от тех, что предусмотрены в ТК РФ, может применяться лишь после того, как в Трудовой кодекс будут внесены соответствующие изменения и дополнения. Все это придает системе трудового права относительную стабильность и устойчивость, а Трудовой кодекс, как главное звено этой системы, играет для сферы трудовых отношений роль своеобразной «конституции». Однако закрепить в одном кодексе все нормы трудового права невозможно. Нельзя одним актом, даже кодифицированным, урегулировать абсолютно все трудовые отношения. Поэтому важное значение для трудового права имеют иные федеральные законы, среди которых можно назвать такие, как, например, Закон РФ от 11 марта 1992г. «О коллективных договорах и соглашениях»[10]; Федеральный закон от 23 ноября 1995г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»[11]; Федеральный закон от 1 мая 1999г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»[12]; Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» [13] и др. В части, не противоречащей ТК РФ и другим федеральным законам, на территории России продолжают действовать некоторые законы бывшего СССР, например Закон СССР от 11 марта 1991г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»[14]. 4. Помимо законов важную роль в сфере трудовых отношений играют подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»[15], от 11 марта 1999 г. «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»[16] и др. Среди актов федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актов) немаловажное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Специфика этих актов состоит в том, что Министерство труда, являясь органом исполнительной власти, как и любое другое министерство, наделено полномочием принимать правовые нормы, обязательные для применения в организациях, подчиненных другим министерствам и ведомствам, а также в частных организациях, которые вообще не имеют подчиненности. Таким образом, государство проводит в жизнь по возможности единообразную политику в области организации, применения и охраны труда. Наибольшее число актов Министерства труда и социального развития РФ касается вопросов нормирования и оплаты труда работников государственного сектора в различных отраслях хозяйства, утверждения квалификационных характеристик работников, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах. Примером может служить разъяснение «Об отпусках работающим по совместительству», утвержденное Постановлением Министерства труда РФ от 25 ноября 1993 г[17]. 5.Одной из важных особенностей системы источников трудового права России является то, что трудовое законодательство в соответствии с Конституцией РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что нормы трудового права могут содержаться (и содержатся) не только в федеральных законах и иных актах федерального уровня, но также и в конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Вопросу разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в принятии норм трудового права посвящена ст. 6 ТК РФ. Разумеется, нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить законодательству и подзаконным актам федерального уровня. 6.Наряду с субъектами РФ согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права в пределах своей компетенции могут принимать органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т.п.). Они компетентны, принимать решения по вопросам трудоустройства, организации общественных работ, режима работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т.д. В отличие от актов федерального уровня, которые действуют на территории всей России, если в них самих не установлено иное, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления могут применяться только на соответствующей территории. 7. В настоящее время получили, распространите заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками (в лице их представителей) и работодателями. Различают соглашения двухсторонние, заключаемые между работниками и организациями работодателей (бипартизм) и трехсторонние (трипартизм), в которых принимают участие, кроме того, органы государственного управления. В зависимости от уровня, на котором заключаются соглашения, они могут быть генеральными, региональными, межотраслевыми тарифными, отраслевыми тарифными, профессиональными тарифными и др. Порядок заключения соглашений между представителями интересов работников и представителями интересов работодателей определен уже упоминавшимся Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т. е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты (от лат. locus -место). В настоящее время, в связи с уменьшением роли централизованного регулирования трудовых отношений, значение и объем локального регулирования все более увеличиваются. На локальном уровне принимаются различные нормативно-правовые акты, важнейшим из которых является коллективный договор между работодателем и работниками. Локальные нормативные правовые акты как источники трудового права имеют свою специфику, ибо действуют в пределах одной конкретной организации, являются, как правило, срочными, отражают особенности производства и труда в данной организации. Разумеется, локальное нормотворчество не должно противоречить федеральному и иному законодательству, уменьшать установленный им уровень социально-трудовых гарантий. Локальные акты, принимаемые работодателем, не должны, кроме того, ухудшать положение работников по сравнению с основным локальным актом - коллективным договором и противоречить ему. Такова система источников трудового права. Последовательность, в которой они рассмотрены, отражает их иерархию, т.е. соотношение по юридической силе. Согласно правилам этой иерархии нормы нижестоящего акта не могут противоречить положениям акта, имеющего большую юридическую силу, а если такое противоречие все же возникает, то применяться должен нормативный акт, занимающий в данной иерархии более высокое положение. По общему правилу, нормы трудового права распространяются в равной мере на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от отраслей хозяйства и организационно-правовых форм организаций-работодателей. В этом проявляется единство трудового права. Вместе с тем в правовом регулировании труда различных категорий работников не может не быть и своих особенностей. Значительной спецификой, например, отличается труд и его правовое регулирование в районах Крайнего Севера, труд в тяжелых и вредных условиях, труд педагогических и медицинских работников, труд лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (несовершеннолетних, женщин, инвалидов, студентов, учащихся) и т.д. Это находит свое проявление в дифференциации трудо-правовых норм. Поэтому, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев любые трудовые отношения регулируются общими нормами, существует значительное количество специальных норм трудового права, учитывающих указанную специфику и распространяющих свое действие лишь на отдельные категории работников. В данном соотношении и состоит принцип единства и дифференциации трудового законодательства, нашедший свое прямое закрепление в ст. 11 ТК РФ. Таким образом, источники трудового права представляют собой достаточно сложную и разветвленную иерархическую систему, которой свойственны следующие специфические особенности: · большой по объему нормативно-правовой материал, рассредоточенный в самых различных правовых актах, нередко относящихся к источникам других отраслей права (конституционного, административного, природоресурсного и др.); · сочетание централизованного и локального регулирования, т.е. сочетание нормативных актов, принимаемых различными государственными (муниципальными) органами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований, и актов, принимаемых самой организацией с участием работников; · особая «организующая» роль подзаконных актов Министерства труда и социального развития РФ; · единство и дифференциация норм трудового права, т.е. сочетание общих норм, касающихся любого и каждого субъекта трудовых отношений, и специальных норм о труде определенных категорий работников. Трудовое правоотношение Любое правоотношение - это юридическая связь между субъектами, содержанием которой являются их взаимные, корреспондирующие друг другу субъективные права и обязанности по поводу тех или иных благ[18]. Трудовое правоотношение - одна из разновидностей правовых отношений. Поэтому оно, обладает всеми присущими им признаками. Специфика его заключается в том, что это правоотношение, основанное на соглашении между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности), подчиняясь установленным работодателем правилам внутреннего трудового распорядка, а другая сторона (работодатель) обязуется предоставить работнику предусмотренную трудовым договором работу, обеспечить надлежащие условия его труда, а также своевременно оплачивать труд работника (ст. 15 ТК РФ). Как следует из общего определения правоотношения, его элементами являются субъективные права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Однако правоотношение - не случайная совокупность прав и обязанностей. В любом правоотношении чьему-либо субъективному праву всегда корреспондирует чья-либо обязанность, а юридической обязанности всегда противостоит субъективное право. Прав без обязанностей, равно как и обязанностей без прав, не существует. Друг без друга эти категории просто не имели бы никакого смысла. Поэтому далеко не любые права и обязанности составляют правоотношение, а только те, которые корреспондируют друг другу, благодаря чему правоотношение и является юридической связью между его субъектами. Так, в трудовом правоотношении главной обязанности работника добросовестно трудиться (выполнять трудовую функцию) корреспондирует право работодателя требовать от работника данного поведения, а основной обязанности работодателя обеспечить надлежащие условия труда и своевременно оплачивать труд работника - право работника требовать от работодателя совершения указанных действий. Понятно, что субъективные права и обязанности не существуют сами по себе. Они принадлежат конкретным субъектам - участникам правоотношения (на это указывает и само название «субъективные»). Основными субъектами трудовых правоотношений являются работник и работодатель. В качестве работников могут выступать как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (апатриды). На стороне работодателя в трудовых правоотношениях участвуют физические или юридические лица (организации). В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать и иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (например, орган государственной власти, не обладающий статусом юридического лица).
|