Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие трудовой правосубъективности.
Необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении, т. е. обладания трудовыми правами и обязанностями, является трудовая правосубъектность (праводееспособность), которая включает два элемента: правоспособность и дееспособность. Трудовая правоспособность - это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособность - способность своими собственными действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и исполнять трудовые обязанности. В отличие от гражданского права, в котором правоспособность и дееспособность могут не совпадать (например, малолетний обладает гражданской правоспособностью, но недееспособен), в трудовом праве правоспособность и дееспособность возникают одновременно и неотделимы друг от друга. Это связано с тем, что работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. В трудовом правоотношении, в отличие от гражданского, нельзя участвовать через представителя. Нельзя быть субъектом трудовых прав и обязанностей, не имея возможности самостоятельно эти права осуществлять, а обязанности исполнять. Поэтому в трудовом праве действует правило: кто правоспособен, тот и дееспособен, а вместо категорий правоспособности и дееспособности используется, как правило, обобщенное понятие правосубъектности, или праводееспособности. Трудовая правосубъектность работника По общему правилу, трудовая праводееспособность работника возникает с 16 лет. Именно с этого возраста закон допускает возможность заключения трудового договора с лицом, желающим устроиться на работу (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Следовательно, с достижением 16 лет каждый гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения. Вместе с тем существуют и исключения из этого общего правила. Их можно разделить на две группы. Первую составляют случаи, когда закон допускает прием гражданина на работу (т.е. его вступление в трудовое правоотношение) до достижения им 16 лет. Таких исключений три: 1) в случаях получения основного общего образования (9 классов) либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет; 2) трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения им в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В данном случае трудовой договор может быть заключен только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления; 3) в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. Другую группу исключений составляют случаи, когда закон, наоборот, запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на некоторых работах. Заключение трудовых договоров на выполнение этих видов работ допускается, поэтому только с совершеннолетними, т.е. лицами, достигшими 18 лет. К таким работам относятся: · работы с вредными и (или) опасными условиями труда; · подземные работы; · работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). В некоторых случаях для вступления в трудовые правоотношения закон требует наличия специальной праводееспособности. Так, для выполнения некоторых видов работ необходимо наличие специальных познаний, подтвержденных документом об образовании (диплом учителя, врача, юриста, водительское удостоверение и др.). Трудовой договор в этих случаях может быть заключен лишь при условии предъявления такого документа. Иногда трудовая праводееспособность может быть ограничена. Такие ограничения устанавливаются либо для охраны жизни и здоровья самих работников, либо для обеспечения общественных интересов. Например, инвалиды не могут быть приняты на работу, которую они по состоянию здоровья не могут выполнять; лица, страдающие инфекционными заболеваниями, не могут быть допущены к работе в пищевых предприятиях и предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию (бани, парикмахерские и др.); лица, имеющие физические недостатки или страдающие психическими заболеваниями, не допускаются к работе с механизмами, которые могут представлять опасность для населения (например, городской общественный транспорт); не могут приниматься на вредные работы лица, организм которых не в состоянии противостоять вредным факторам производства; суд может лишить гражданина права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве меры уголовного или административного наказания (дисквалификация) и др. Работодатель не вправе принимать работника на работу, не соответствующую его праводееспособности (общей, специальной или ограниченной). При нарушении этого правила, работник подлежит увольнению, если его невозможно перевести с его письменного согласия на другую работу, соответствующую объему его праводееспособности. Однако при этом работнику должна быть выплачена заработная плата за фактически отработанное время, а также, если нарушение правил заключения трудового договора было допущено не по его вине, выходное пособие в размере среднего месячного заработка (см. также § 4 гл. 7).
Трудовая правосубъективность работодателя Работодателями в трудовых правоотношениях как уже отмечалось, являются, по общему правилу, физические или юридические (организации). Физические лица чаще всего выступают работодателями, если они занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. имеют статус индивидуального предпринимателя. Развитие рыночной экономики в России потребовало законодательного закрепления их трудовой правосубъектности, поскольку граждане-предприниматели в своей деятельности широко используют наемный труд. Трудовую правосубъектность такие граждане приобретают в момент их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме того, работодателями выступают граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, но использующие наемный труд других граждан в своих интересах, не связанных с предпринимательством. Наиболее распространено использование гражданами труда «домработниц» (уборщиц, горничных, кухарок и т. п.), а также сторожей, садовников, гувернёров, водителей автомобилей и др. Юридические лица (организации) приобретают трудовую правосубъектность одновременно с гражданской, т.е. в момент их государственной регистрации. Права и обязанности организаций-работодателей в трудовых отношениях осуществляются их органами управления или уполномоченными ими лицами (администрацией). В состав администрации входят руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений организации и другие должностные лица, имеющие в своем подчинении работников. При этом представители администрации действуют в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми, их субъекты Помимо основного трудового правоотношения, содержанием которого является обязанность работника трудиться с подчинением правилам утреннего трудового распорядка, а работодателя - обеспечивать надлежащие условия труда и выплачивать заработную плату, существует ряд иных правоотношений в сфере труда, производных от основного. Это коллективно-трудовые отношения, возникающие, например, в связи с заключением коллективного договора; охранительные правоотношения, в рамках которых реализуются меры дисциплинарной и материальной ответственности сторон трудового договора; правоотношения по профессиональному обучению на производстве; процедурные и процессуальные отношения, возникающие в связи с рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров, и т.п. Участниками указанных правоотношений, наряду с работниками и работодателями, могут выступать и иные субъекты. Таковыми, например, являются профессиональные союзы и их организации, представляющие интересы работников в сфере социального партнерства, а также в сфере общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Субъектами правоотношений в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства выступают органы федеральной инспекции труда. Участниками отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды, а коллективных - примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений Ведущим, наиболее значимым и самым распространенным основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор, представляющий собой двухсторонний юридический акт, направленный на установление трудовых прав и обязанностей работника и работодателя (см. подробнее гл. 7). Как правило, трудовой договор заключается по усмотрению сторон. Но иногда одного желания работника и работодателя для его заключения недостаточно, необходимо наличие некоторых других фактов. В таких случаях говорят, что правоотношение возникает в силу сложного юридического состава, элементами которого выступают трудовой договор и иные факты, служащие основаниями для его заключения. Этими юридическими фактами согласно ст. 16 ТК РФ являются: · избрание (выборы) на должность. Этот юридический факт часто предшествует заключению трудового договора с руководителями организаций; · избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Избрание по конкурсу на замещение должности может иметь место, если нормативными правовыми актами или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. Например, по конкурсу замещаются должности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; · назначение на должность или утверждение в должности. Соблюдение этого порядка необходимо в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми · актами или уставом организации. Работниками, назначаемыми на должность, являются, к примеру, государственные служащие; · направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты. В ряде случаев на работодателей по закону возлагается обязанность принять на работу лицо в счет установленной квоты. Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и испытывающих трудности в поиске работы. В настоящее время квоты установлены для приема на работу инвалидов, а также несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; · судебное решение о заключении трудового договора. Судебное решение является основанием для заключения трудового договора в случае, если гражданину было необоснованно отказано в приеме на работу, он обжаловал действия работодателя в суд и суд эту жалобу удовлетворил. Основаниями изменения и прекращения трудового правоотношения могут быть самые разнообразные обстоятельства (юридические факты): соглашение работодателя и работника (например, о переводе на другую работу, об изменении оплаты труда, о расторжении трудового договора), одностороннее волеизъявление одной из сторон трудового правоотношения (увольнение по инициативе работодателя, увольнение по собственному желанию работника), событие (прекращение трудового правоотношения в связи со смертью работника) и т.д. Поскольку изменение и прекращение трудового правоотношения есть одновременно изменение или прекращение трудового договора, их основания будут рассмотрены ниже, в гл. 7 настоящего учебника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое труд? Какие отношения складываются в процессе труда, и каково их взаимодействие? В чем состоит необходимость правового регулирования трудовых отношений? Каковы социально-исторические предпосылки формирования трудового права как самостоятельной правовой отрасли? 2. Охарактеризуйте предмет трудового права. Назовите признаки социально-трудовых отношений. Что такое техническая и общественная организация труда? 3. Что понимается под отношениями, непосредственно связанными с трудовыми? Перечислите эти отношения. 4. Каковы особенности метода трудового права? 5. Опишите систему трудового права. 6. Какова роль Конституции РФ и норм международного права в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений? 7. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ и иного федерального законодательства в сфере труда. В чем состоит принцип верховенства ТК РФ? 8. Назовите и охарактеризуйте иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Что такое локальное нормотворчество и какова его роль в регулировании трудовых отношений? В чем смысл иерархии нормативных актов? 9. Раскройте содержание принципа единства и дифференциации трудового законодательства. Каковы специфические особенности системы источников трудового права РФ? 10. Дайте понятие трудового правоотношения. Каково содержание трудового правоотношения? 11. Кто является участниками трудового правоотношения? Что такое трудовая правосубъектность и каковы ее элементы? Расскажите о трудовой праводееспособности работника. 12. Кто может выступать в трудовых правоотношениях на стороне работодателя? Охарактеризуйте трудовую правосубъектность работодателя. Назовите участников правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми. 13. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений?
ГЛАВА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
§ 1. Организация занятости и трудоустройства населения в России Вступление России в рыночные отношения означало неизбежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и запрета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работников, кто действительно трудится. В то же время работники, рабочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, возросла по сравнению с 1992 годом в 2, 3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистрированных безработных за этот же период возросла в 1, 4 раза и составила на начало 1994 года 835 тыс. человек[19]. Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регулирования отношений занятости и трудоустройства. Законодательство и трудоустройство Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является 3акон РФ от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации»[20] (далее - Закон о занятости), подробная характеристика которого будет дана ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройстве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специальной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ. Важнейшим условием эффективного правового регулирования занятости и трудоустройства является разработка государственной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы содействия занятости населения [21] . Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустройству играет определение Законом о занятости основных юридических понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др. Понятие и формы занятости Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане: • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных; · занимающиеся предпринимательской деятельностью; · занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; · выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам; · являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); · избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; · проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; · проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения; · временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.); · являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества - общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчеркнуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законодательству России каждому гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.
|