Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды трудовых споров






Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям, в числе которых выделяют три наиболее важных и су­щественных:

• субъектный состав;

• характер спора;

• правоотношения, из которых возникают трудовые споры.

По первому из названных оснований все споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальном споре ставится вопрос о защите прав и законных интересов конкретного работника, вытекающих из трудового законодательства, коллективного дого­вора и трудового договора. В коллективном же трудовом споре речь идет о защите прав и интересов трудового коллектива орга­низации в целом либо ее филиала, представительства, цеха, участка, иного структурного подразделения. Для каждого из на­званных видов трудовых споров установлены специальные прави­ла их урегулирования, причем различными органами. Поэтому индивидуальный спор между работником и работодателем не мо­жет быть рассмотрен органом, созданным для урегулирования коллективного спора и наоборот.

Характер трудовых споров позволяет выделить в их числе:

а) споры по применению законодательства о труде (исковые споры);

б) споры по установлению или изменению социально-экономических условий труда, как правило, на локальном уровне.

Последнюю разновидность принято называть спорами неис­кового характера.

По виду правоотношений (или предмету спора) все споры можно подразделить на две большие группы:

а ) споры из трудовых правоотношений (например, по заработной плате, режиму труда и его охране и т. д.);

б) споры из иных правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми, им предшествующих или сопутствующих (например, из отношений по трудоустройству, по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и т. д.).

Следует отметить, что законодатель делает основной акцент на делении споров по их субъекту, специализируя применительно к этому основанию соответствующий правовой механизм. В этот механизм включаются:

• субъектный состав участников (сторон) спора;

• органы, в которых спор подлежит рассмотрению, порядок их создания и компетенция;

• сроки и порядок рассмотрения спора;

• особенности исполнения вынесенных решений;

• ответственность сторон спора за неисполнение этих решений;

• ряд других моментов.

Все перечисленные элементы закрепляются специальными правовыми нормами, которые в своей совокупности именуются процессуальными (или нормами трудового процесса). Следуя в этом отношении логике законодателя, рассмотрим порядок разре­шения индивидуальных, а затем коллективных трудовых споров.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал