Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды трудовых споров
Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям, в числе которых выделяют три наиболее важных и существенных: • субъектный состав; • характер спора; • правоотношения, из которых возникают трудовые споры. По первому из названных оснований все споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальном споре ставится вопрос о защите прав и законных интересов конкретного работника, вытекающих из трудового законодательства, коллективного договора и трудового договора. В коллективном же трудовом споре речь идет о защите прав и интересов трудового коллектива организации в целом либо ее филиала, представительства, цеха, участка, иного структурного подразделения. Для каждого из названных видов трудовых споров установлены специальные правила их урегулирования, причем различными органами. Поэтому индивидуальный спор между работником и работодателем не может быть рассмотрен органом, созданным для урегулирования коллективного спора и наоборот. Характер трудовых споров позволяет выделить в их числе: а) споры по применению законодательства о труде (исковые споры); б) споры по установлению или изменению социально-экономических условий труда, как правило, на локальном уровне. Последнюю разновидность принято называть спорами неискового характера. По виду правоотношений (или предмету спора) все споры можно подразделить на две большие группы: а ) споры из трудовых правоотношений (например, по заработной плате, режиму труда и его охране и т. д.); б) споры из иных правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми, им предшествующих или сопутствующих (например, из отношений по трудоустройству, по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и т. д.). Следует отметить, что законодатель делает основной акцент на делении споров по их субъекту, специализируя применительно к этому основанию соответствующий правовой механизм. В этот механизм включаются: • субъектный состав участников (сторон) спора; • органы, в которых спор подлежит рассмотрению, порядок их создания и компетенция; • сроки и порядок рассмотрения спора; • особенности исполнения вынесенных решений; • ответственность сторон спора за неисполнение этих решений; • ряд других моментов. Все перечисленные элементы закрепляются специальными правовыми нормами, которые в своей совокупности именуются процессуальными (или нормами трудового процесса). Следуя в этом отношении логике законодателя, рассмотрим порядок разрешения индивидуальных, а затем коллективных трудовых споров.
|