Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие забастовки и условия ее объявления
Забастовка - это временный добровольный[65] отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью разрешения коллективного трудового спора. Смысл забастовки состоит в том, чтобы путем приостановки производственной или иной деятельности организации вынудить работодателя во избежание экономически неблагоприятных последствий удовлетворить требования работников. Право на забастовку прямо закреплено Конституцией РФ, в п. 4 ст. 37 которой указано, что государством «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку». В отличие от примирительных процедур, забастовка является достаточно жестким, ультимативным способом разрешения трудовых споров, связанным с приостановкой работ в организации или в ее структурном подразделении. С точки зрения экономической она может привести к самым неблагоприятным последствиям не только для работодателя, но и для общества в целом (в качестве примера достаточно привести забастовки работников общественного транспорта), поэтому ее принято считать крайней, исключительной мерой, к которой работники могут прибегнуть лить в том случае, когда ни предварительно выдвинутые требования, ни переговоры, ни примирительные процедуры не привели к ожидаемому результату либо когда по вине работодателя не было возможности урегулировать спор мирным, посредническим путем. Таким образом, право на организацию и проведение забастовки возникает у работников при условии, если: а) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо б) работодатель или его представитель: • уклоняются от примирительных процедур; • препятствуют работе органов по рассмотрению спора или затягивают принятие ими решения; • не выполняют достигнутого в ходе рассмотрения спора соглашения и решений соответствующих органов. Ограничение права на забастовку Ограничение конституционного права на забастовку допускается только в соответствии с федеральным законом: а) в отношении определенных категорий работников; б) в определенных ситуациях и в) в организациях некоторых отраслей хозяйства. Так, признаются незаконными и не допускаются забастовки: государственных служащих, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, в правоохранительных органах, на станциях скорой помощи, на ядерных объектах, в периоды введения военного или чрезвычайного положения в стране, а также в некоторых других случаях. В организациях тепло - и энергоснабжения, транспорта, связи, в больницах забастовки могут признаваться незаконными, если их проведение грозит обороне и безопасности страны, жизни и здоровью людей. Таким образом, в этих случаях забастовка считается противоправной не автоматически, а при условии создания угрожающей ситуации. Кроме того, незаконной может быть признана любая забастовка, если она объявлена без соблюдения сроков и процедур, установленных для ее проведения. Признание забастовки незаконной производится судами на уровне области или края по заявлениям работодателей или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, т.е. работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе на следующий день. Наряду с признанием забастовки незаконной суд имеет право отложить начавшуюся правомерную забастовку на срок до 30 дней, если признает, что она создает угрозу жизни и здоровью людей. Начавшаяся забастовка может быть также приостановлена по решению Правительства РФ на срок до 10 календарных дней, если будет признано, что ее проведение отрицательно сказывается на обеспечении жизненно важных интересов государства в целом либо его отдельных территорий. Участие в незаконной, отложенной на основании решения суда или приостановленной Правительством забастовке является нарушением трудовой дисциплины, за что работники могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, а на орган, ее возглавляющий (как правило, это профсоюзный орган), по решению суда может быть возложена обязанность возместить работодателю причиненные такой забастовкой убытки. Порядок проведения забастовки Как уже отмечалось, сроки, и процедура проведения забастовки строго регламентированы. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, на котором должно присутствовать не менее 2/3 от их общего числа, и считается принятым, если за него проголосовало не менее 50 % работников, присутствовавших на собрании. Таким образом, за объявление забастовки должна высказаться, как минимум, 1/3 работников соответствующей организации (или ее структурного подразделения). Решение о проведении забастовки может принять и профсоюзный орган, но такое решение до начала забастовки обязательно должно быть утверждено общим собранием (конференцией). В тех случаях, когда созыв собрания (конференции) по каким-то причинам невозможен, профсоюзный или иной представительный орган работников (например, забастовочный комитет), принявший решение о забастовке, должен его утвердить путем сбора подписей более половины работников организации или ее обособленного подразделения в поддержку проведения забастовки. В решении об объявлении забастовки должны быть указаны: 1) перечень разногласий, не урегулированных на стадиях примирительных процедур; 2)дата (число, месяц) и время начала забастовки; 3)предполагаемая продолжительность забастовки; 4)предполагаемое количество ее участников (без персоналий); 5)наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; 6)предложения по минимуму необходимых работ, которые должны осуществляться в период проведения забастовки (для организаций, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества). Такой минимум определяется соглашением сторон спора на основании перечней, разрабатываемых и утверждаемых совместным решением органами исполнительной власти и профессиональными союзами первоначально на уровне Российской Федерации, а на основе федерального перечня - на уровне субъектов Федерации. О начале забастовки работодатель должен быть поставлен в известность в письменной форме не позднее, чем за 10 календарных дней. Для этой цели ему направляется копия соответствующего решения собрания (конференции) работников или их представительного органа. Наряду с обязанностями работников и их представительных органов при проведении забастовок закон также предусматривает и обязанности работодателя. Работодатель обязан: 1)не создавать препятствий для добровольного участия работников в забастовке или в отказе от участия в ней; 2)предоставить помещение, создать иные необходимые условия для проведения общего собрания (конференции) работников и не препятствовать его проведению; 3)уведомить о забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров; 4)выплачивать заработную плату тем работникам, которые отказались от участия в забастовке, но вследствие ее проведения не могут выполнять своих трудовых обязанностей. В данном случае оплата производится как за время простоя не по вине сторон трудового договора, т. е. не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Коллективным договором или соглашениями могут быть предусмотрены и иные обязанности работодателя. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются их место работы и должности, однако время участия в забастовке, разумеется, не оплачивается, за исключением тех работников, которые заняты выполнением обязательного минимума работ[66]. Закон запрещает работодателю применять к работникам, законно участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, в том числе увольнять их в связи с участием в забастовке (такое увольнение называется локаутом - от англ. lock out -запереть дверь и не впускать). Законом предусмотрены также и совместные обязанности сторон коллективного трудового спора, разрешаемого посредством забастовки. Даже в период проведения последней стороны обязаны: 1)продолжить переговоры по мирному урегулированию спора; 2)принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества работников и организации; 3)обеспечить работу машин и оборудования, остановка которых угрожает жизни и здоровью людей. Неисполнение всех перечисленных выше обязанностей (персональных и совместных) рассматривается как нарушение действующего трудового законодательства и трудовой дисциплины, что может повлечь за собой применение мер различных видов юридической ответственности, вплоть до уголовной.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ■ 1. Сформулируйте понятие коллективных трудовых споров. Какие общественные явления в нашей стране побудили создать правовой механизм их урегулирования? В каких нормативных актах этот механизм закреплен? ■ 2. Назовите органы по урегулированию коллективных трудовых споров. В чем их отличие от КТС? Какие функции выполняет Служба по урегулированию коллективных трудовых споров? ■ 3. Какие меры должны предпринять работники (их представители) до объявления забастовки? В чем состоит суть коллективных переговоров и каков их порядок? ■ 4. Что собой представляют примирительные процедуры? Какую роль они играют в разрешении коллективных трудовых споров? Перечислите и охарактеризуйте виды примирительных процедур. ■ 5. Что такое забастовка? Чем она отличается от примирительных процедур? При каких условиях возможно объявление забастовки? ■ 6. Какие существуют ограничения права на забастовку? В каких случаях и в каком порядке забастовка признается незаконной? Что понимается под отложением и приостановлением забастовки? Какие последствия влечет участие в незаконной, отложенной или приостановленной забастовке? ■ 7. Расскажите о порядке объявления и проведения забастовки. Какие обязанности (персональные и совместные) возлагаются на работодателя и работников в период проведения забастовки? Какие гарантии устанавливает закон для работников, участвующих в забастовке? Что такое локаут?
ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Социальная защита и социальное обеспечение В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание, как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследованиях. Объясняется этот повышенный интерес, прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения. Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широкая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной защиты должна решаться с помощью всей правовой системы России, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан. В свою очередь, защита, в том числе и социальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в данной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачивают (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т.д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную. Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о-нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъектами-получателями социальных выплат и натуральных предоставлений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило, от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из причин Предмет права социального обеспечения Главную (основную) группу регулируемых этой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые возникают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и гражданами (их семьями) по поводу предоставления последним денежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а натуральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализированных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т.д.). Вторую группу отношений составляют отношения по организации финансирования соответствующих мер и мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без последнего их существование становится беспредметным, бесцельным. Третью группу отношений по социальному обеспечению образуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отношениями. Они возникают между: • различными органами, на которые возложены задачи по организации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ; • этими органами и гражданином, ибо последний, если он заявляет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установлена нормативно с целью проверки обоснованности его притязаний. К процедурным отношениям близко примыкают и отношения процессуальные, т.е. отношения по урегулированию разногласий и споров, которые возникают между соответствующим органом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворении его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке. Метод права социального обеспечения Метод правового регулирования социально - обеспечительных отношений как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин наделяется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовлетворить требование гражданина. В силу этого метода стороны социально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобразное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин выступал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимости сторон, так как соответствующие органы созданы и существуют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.
|