Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие административного права
Административное право как правовая отрасль регулирует управленческие отношения, которые характеризуются следующими основными признаками: v они возникают в сфере государственного управления - деятельности государства по упорядочению экономических, политических, социально-культурных и иных процессов в стране, т. е. при осуществлении государством исполнительной власти. Это отношения государственной службы, отношения по регулированию деятельности государственных органов и их должностных лиц в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и спорта, науки и образования, религии и культуры, охраны общественного порядка, обороны страны и многих других областях деятельности; v их обязательным участником выступает носитель государственной власти (государственно-властных полномочий): Российская Федерация, субъект РФ, орган государственной власти федерального уровня или субъекта Федерации, должностное лицо, т.е. представитель органа государственной власти или иного государственного учреждения, наделенный распорядительными полномочиями. В качестве другого участника административного правоотношения могут выступать иной орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо либо субъект, не наделенный властными полномочиями - гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, российское или иностранное юридическое лицо; v эти отношения основываются на началах власти и подчинения, т.е. по своему характеру являются отношениями субординации. Данный признак вытекает из двух предыдущих: управленческая деятельность государства в лице его органов и их должностных лиц по самой своей природе есть деятельность властная, предполагающая подчинение (в рамках закона) других субъектов, в том числе государственных органов и должностных лиц, воле государства. Этим рассматриваемые отношения отличаются от отношений гражданско-правовых, в которых также могут участвовать государственные органы (и даже само государство), но уже не в качестве носителей публичной власти, а как равные с другими участниками этих отношений партнеры (например, при поставках товаров или выполнении подрядных работ для государственных нужд - закупке продовольствия для армии, заказе обмундирования и т.п.). Таким образом, административное право - это отрасль права, регулирующая управленческие отношения, то есть основанные на началах власти и подчинения общественные отношения, складывающиеся между государством, органами государственной власти, их должностными лицами, а также между этими органами (должностными лицами) и иными субъектами - гражданами, организациями и др. - в процессе осуществления исполнительной власти. Специфика предмета административного права (регулируемых им отношений) предопределяет и характер метода административно-правового регулирования. В целом этот метод можно обозначить как императивный: в административном праве абсолютно преобладают императивные нормы; поведение, дозволенное властному субъекту административных правоотношений, в то же время является для него обязательным (т.е. субъективное право органа государственной власти или должностного лица есть одновременно и его обязанность); типичными юридическими фактами, лежащими в основе административных правоотношений, являются властные предписания органов государственной власти и должностных лиц, заявления и жалобы граждан и организаций, а также административные правонарушения; такой юридический факт, как договор, не играет в административном праве существенной роли. Понятие административной ответственности. Для надлежащего и эффективного выполнения органами управления и их должностными лицами исполнительно-распорядительных, функции закон наделяет указанные органы и их должностных лиц административной юрисдикцией, иными словами, компетенцией, в которую входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных со сферой деятельности этих органов и должностных лиц, и применение к правонарушителям мер административной ответственности. Так, в целях эффективного контроля за соблюдением правил дорожного движения органы ГИБДД и их должностные лица наделены полномочиями налагать на нарушителей штрафы и применять иные меры административного принуждения. Устанавливая перечень административных правонарушений и наказаний за их совершение, порядок назначения этих наказаний, а также административную юрисдикцию соответствующих органов и должностных лиц, административное право выполняет, помимо регулятивной, также и важную охранительную функцию. Административное принуждение состоит в применении компетентным органом государственной власти или должностным лицом административно-правовых санкций, которые, как и любые юридические санкции, подразделяются на меры защиты (в административном праве это чаще всего меры пресечения, например, задержание правонарушителя) и меры ответственности [77]. Административная ответственность выражается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам административных правонарушений. Признаки административной ответственности Административная ответственность имеет ряд отличительных признаков, как специфических, так и общих с другими видами публично - правовой ответственности. Как и любая ответственность по нормам публичного права, административная ответственность: • является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя, (а не на восстановление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем, как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании (так называемая превенция); • необходимым условием ее применения является вина нарушителя; объективное вменение не допускается. В административном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного лица, рассматривающего дело. Привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности); • может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, административный арест); · всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего, (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего); • применяется только по инициативе специально уполномоченных государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве), причем в силу компетенции этих органов и должностных лиц применение публично-правовых санкций является не только их правом, но одновременно и обязанностью; · не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения, (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.); • императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.. Перечисленные особенности присущи любому виду публично-правовой ответственности, поскольку обусловлены характером императивного метода правового регулирования, господствующего в сфере публичного права. В то же время эти признаки отличают публично-правовую ответственность от ответственности частноправовой. Но, кроме того, административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки: · основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое административным; · меры административной ответственности применяются только к субъектам, которые не связаны служебными отношениями с органами и должностными лицами, уполномоченными применять данные меры, (например, пешеход или водитель, нарушившие правила дорожного движения, с одной стороны, и инспектор ГИБДД, налагающий штраф, - с другой). Рассматриваемый признак отличает административную ответственность от ответственности дисциплинарной, которая, напротив, применяется лишь к субъектам, находящимся с правоприменительным органом (должностным лицом) в отношениях служебного подчинения (например, работник и работодатель, военнослужащий и его командир); · мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные КоАП РФ[78]. · как и для всех мер административного принуждения, для административной ответственности характерно то, что она применяется, по общему правилу, во внесудебном порядке - органами государственного управления и их должностными лицами; · законодательство об административных правонарушениях, устанавливающее меры административной ответственности, составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому законами республик в составе РФ, краев, областей и т. п. может предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.
|