Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административное правонарушение⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность) Юридически значимые и необходимые признаки административного правонарушения образуют его состав. В качестве элементов данного состава выделяют: • субъект; • объект; • объективную сторону; • субъективную сторону. Рассмотрим наиболее важные особенности элементов состава административного правонарушения. Субъекты административного правонарушения Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет. В ряде случаев субъектом административной ответственности может быть не любое физическое лицо, а только то, которое обладает специальными, указанными в законе признаками (так называемые специальные субъекты). Например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.1 КоАП РФ (нарушение режима Государственной границы РФ, в том числе правил ее пересечения), может быть совершено только иностранным гражданином или лицом без гражданства. Как специальных субъектов ряда административных правонарушений КоАП РФ рассматривает лиц, занимающих определенное служебное положение (например, военнослужащих, должностных лиц). Юридические лица могут быть субъектами административной ответственности, в частности, в области землепользования, строительства, охраны окружающей среды, налоговых и таможенных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в отношении юридического лица не может быть применено такое наказание, как административный арест). Объекты административного правонарушения Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения. Объектами административных правонарушений могут быть самые разнообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение, воинская служба и т.д. Вместе с тем объектом административного правонарушения (равно как и всякого другого) является лишь такое общественное отношение, которое урегулировано правом и охраняется санкциями правовых норм. При отсутствии объекта нет и правонарушения. Например, уничтожение ничейного имущества не нарушает чьих-либо прав, а потому не образует состава правонарушения, даже если лицо не знало, что это имущество никому не принадлежит. Объективная сторона правонарушения Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной стороной. Объективная сторона административного правонарушения охватывает три элемента. 1.Противоправное деяние (действие или бездействие). Противоправность как признак административного правонарушения Говоря о противоправности как элементе объективной стороны состава административного правонарушения, необходимо обратить внимание на особенности совершения административных правонарушений должностными лицами, предопределенные спецификой их правового статуса. В качестве правонарушений должностных лиц рассматриваются: а) их собственные противоправные действия, непосредственно нарушающие предписания правовых норм; б) действия, противоправность которых состоит в даче подчиненным противоправных указаний; в) непринятие мер к своевременному исполнению установленных правил другими лицами, когда в порядке осуществления своих служебных обязанностей должностные лица обязаны были данные меры принимать. Важно отметить, что в этом случае речь не идет об ответственности за чужую вину: административная ответственность должностного лица наступает здесь за его собственное противоправное деяние, совершенное в форме бездействия. 2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за 3. Причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь - это объективная связь между явлениями, в которой одно из них выступает причиной другого, а последнее - следствием первого (см. также § 3 гл. 3 учебника). Рассматриваемый признак означает, что вредные последствия должны явиться результатом именно данного противоправного деяния. Например, гражданин получил легкую производственную травму и был направлен директором завода в поликлинику для получения медицинской помощи. По дороге этого гражданина сбила машина, и он попал в больницу. Кто должен понести ответственность: работодатель (ведь именно он направил гражданина в поликлинику) или владелец автомобиля? Можно ли привлечь к ответственности обоих? Очевидно, что в данном случае повреждение здоровья гражданина причинно связано с действиями водителя, а не работодателя, а значит, при наличии иных условий административной ответственности на него будет наложен штраф или он будет лишен права управления автомобилем в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего»). Как и вред, причинно-следственная связь является элементом объективной стороны только материальных составов правонарушений. Субъективная сторона административного правонарушения С точки зрения субъективной стороны, т. е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве норм, формулирующих составы административных правонарушений, не содержится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совершено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по неосторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Понятно, например, что такие правонарушения, как мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), подделка документов, штампов, печатей или бланков (ст. 19.23 КоАП РФ), могут быть совершены только умышленно. Но иногда закон все же включает в состав административного правонарушения ту или иную форму вины. Например, ст. 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинения значительного ущерба. Такая формулировка означает, что неосторожное повреждение чужого имущества административным правонарушением не является и не подлежит административной ответственности (что не исключает, конечно, ответственности гражданско-правовой в виде возмещения убытков). Придавая в отдельных случаях юридическое значение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса, не различает ее видов - прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административных правонарушений и такие субъективные признаки, как цель и мотив противоправного поведения. Определенную специфику имеет установление вины юридического лица, поскольку последнее, как известно, является искусственным образованием, а значит, не обладает психикой. Виной юридического лица в совершении административного правонарушения следует считать вину его должностных лиц, иных лиц, входящих в его органы управления, работников, не принявших всех зависящих от них и возможных в конкретной ситуации мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законом установлена административная ответственность. Поскольку, таким образом, вина юридического лица связана с виновным поведением конкретных физических лиц, закон предусматривает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уголовной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и, наоборот, привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение лицо юридическое. Административные наказания Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания. КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний: 1)предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является; 2)административный штраф. Административный штраф - это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений. Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой устанавливается в величине, кратной:
• минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов). Устанавливаемый таким образом размер штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ в отношении граждан, 50 (а в ряде случаев 100) - в отношении должностных лиц, 1000 (а в ряде случаев 5000) -в отношении юридических лиц; • стоимости предмета административного правонарушения, но не более трехкратного размера его стоимости; • сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незаконной валютной операции, но не более трехкратного размера указанных сумм; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездное изъятие заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, ис- 4)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности; в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию; 5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления. Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов: • лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является; • лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существовании; • лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств [79]; 6)административный арест. Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II степени. Административный арест назначается судьей; 7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами; 8)дисквалификация. Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей. Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут. По вполне понятным причинам юридическому лицу могут быть назначены не все перечисленные виды административных наказаний, а только первые четыре из них. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения. Лица уполномоченные назначать административные наказания Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и многие другие (всего около 60 видов органов и должностных лиц). Применение административной ответственности составляет особую, исключительную компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т.е. в порядке реализации им административно - юрисдикционной компетенции. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях урегулирована КоАП РФ. От судопроизводства она отличается гораздо большей оперативностью. Это объясняется тем, что административные правонарушения сравнительно легко устанавливаются. Поэтому зачастую меры административной ответственности применяются непосредственно при выявлении правонарушения. Рассмотрим в общих чертах ход производства по делам об административных правонарушениях. По общему правилу, о совершении административного правонарушения сразу при его выявлении составляется протокол [80]. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. По целому ряду административных правонарушений необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. В этих случаях после выявления правонарушения проводится административное расследование, по окончании которого составляется протокол об административном правонарушении либо выноситься постановление о прекращении дела. Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех случаях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуальные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть). Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается коллегиальным органом, составляется протокол. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу. Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиальным органом, то постановление принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Административное наказание назначается в пределах, установленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей ответственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во внимание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Не всегда деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, влечет возложение административной ответственности. Согласно закону при малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием. Закон устанавливает довольно короткие сроки давности привлечения к административной ответственности. Как правило, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение антимонопольного, валютного, таможенной законодательстве, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и в ряде иных случаев - по истечении года с указанного момента. Административным правонарушением может быть причинен имущественный, а также неимущественный (моральный) вред. Однако возмещение имущественного ущерба и компенсация морального вреда есть не что иное, как меры восстановительной (гражданско-правовой) ответственности, а следовательно, могут применяться только в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства. Поэтому потерпевшему, чтобы добиться возмещения причиненного ему вреда, необходимо обратиться с иском в суд в общем порядке. Лишь в том случае, если дело об административном правонарушении рассматривается судьей и правонарушитель не оспаривает ни размер причиненного им имущественного вреда, ни своей обязанности этот вред возместить, судья вправе одновременно с назначением административного наказания в административном же порядке решить вопрос и о возмещении имущественного вреда. Вопрос о компенсации морального вреда во всех случаях решается в рамках, искового судопроизводства. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть обжаловано в районный суд (по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - в арбитражный суд), а если оно вынесено судьей - в вышестоящий суд. Если постановление вынесено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжаловано в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о его назначении.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ■ 1. Охарактеризуйте предмет и метод административного права, дайте его определение. ■ 2. Что такое административная юрисдикция, административное принуждение, административная ответственность? Каково соотношение этих понятий? ■ 3. Назовите особенности (признаки) административной ответственности. В чем ее отличие от ответственности гражданско-правовой и дисциплинарной? ■ 4. Сформулируйте понятие административного правонарушения и его состава. Расскажите о субъекте и объекте административного правонарушения. ■ 5. Охарактеризуйте объективную сторону административного правонарушения. ■ 6. Дайте общую характеристику субъективной стороны административного правонарушения. ■ 7. Перечислите виды административных наказаний и расскажите о них. Какие виды наказаний относятся к основным, а какие могут быть как основными, так и дополнительными? В чем юридическое значение такого различия? ■ 8. Кто уполномочен применять административные наказания? ■ 9. Опишите процедуру привлечения к административной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях. ■ 10. Как назначаются административные наказания? Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности? Как возмещается имущественный и моральный вред, причиненный административным правонарушением? ■ 11. В каком порядке обжалуются постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях? В течение, какого срока лицо считается подвергнутым административному наказанию?
[1] Отметим, что и технические отношения могут регулироваться правом, но косвенным образом, с помощью так называемых правовых норм с техническим содержанием. Например, правила поведения работника при использовании им станков, [2] См., напр.: Таль Л. С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ч. 1. Ярославль, 1913 [3] Полицейское право - отрасль права в дореволюционной России, предмет которой составляли отношения по внутреннему управлению; прообраз современного административного права.
[4] Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют также специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор). Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется соответствующими государственными органами в подведомственных им организациях. Кроме того, государственный надзор за исполнением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. Однако в перечисленных случаях отношения по надзору и контролю регулируются не трудовым, а административным правом. [5] Подробнее см. гл. 12 настоящего учебника. [6] Подробнее см. гл. 10, 11 настоящего учебника.
[7] Исключение составляет чрезвычайное положение, в условиях которого для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут временно устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (п. 1 ст. 56 Конституции РФ). [8] Среди немногочисленных федеральных конституционных законов, содержащих нормы трудового права, можно назвать, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712. [9] СЗ РФ. 2002. №1 Ч.1. Ст.3 [10] ВВС РФ. 1992. № 17 Ст. 890 [11] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557 [12] СЗ. РФ. 1999. № 18. Ст. 2218 [13] СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729 [14] ВВС СССР. 1991 № 21. Ст. 593 [15] СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4365 [16] СЗ РФ. 1999 № 13. Ст. 1595 [17] БНА. 1994. №2. С. 60 [18] Довольно часто встречается иная трактовка правоотношения, в соответствии с которой правоотношение понимается как само общественное отношение, урегулированное нормами права
[19] См.: Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1517. [20] СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1915. [21] См., напр.: Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000годы// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4005. [22] Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (СЗ РФ. 199S. № 48. Ст. 4563). [23] См.: Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. // СЗ РФ. 1997. №17. Ст. 2019. 24Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» безработным может быть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости. [25] При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (подробнее об этом см. § 4 гл. 7 настоящего учебника). [26] Не принимаются во внимание условия оплачиваемых общественных работ. [27] Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина, ищущего работу, определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. [28]Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума. [29] Например, гражданин с его согласия может быть направлен на общественные работы, за ним сохраняется стаж, дающий право на пенсию и т. д. [30] Подробнее об оплачиваемых общественных работах см.: Положение об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // С3 РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.
[31] Подробнее о профессиональном обучении безработных СМ.: Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2000 г. /1 БНА. 2000. N2 11.
[32] Следует, однако, иметь в виду, что работодатель, как правило, является экономически более сильной стороной, а потому имеет возможность навязывать работнику такие условия, которые могут его не устраивать, но с которыми он вынужден, тем не менее, соглашаться вследствие необходимости устроиться на работу. Гораздо реже условия диктует работник. Речь идет о высококвалифицированных специалистах, пользующихся спросом на рынке труда вследствие их недостатка. [33] Следует заметить, что некоторые из перечисленных в ст. 57 ТК РФ условий могут быть установлены императивно. В нормах трудового законодательства. В этом случае такие условия не являются непосредственными (а, следовательно, и существенными) и относятся к числу производных, а их включение трудовой договор выполняет лишь информативную, но не правоустанавливающую функцию. Так, в ТК РФ императивно определены многие права и обязанности работника и работодателя, установлены также условия оплаты труда работников бюджетной сферы. Компенсации, льготы и гарантии для отдельных категорий работников (например, для лиц, работающих в районах Крайнего Севера) предусмотрены нормами соответствующих законов. С другой стороны, в некоторых случаях ТК РФ устанавливает диспозитивные нормы, позволяющие определить некоторые из перечисленных в ст. 57 ТК РФ условий, если они не согласованы в договоре. Так, в СТ. 57 ТК РФ в качестве существенного условия указана дата начала работы (п. 2). Согласно ст. 61 ТК РФ работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Однако ч.3 этой же статьи устанавливает, что если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Следовательно, условие о дате начала работы на самом деле является не существенным а факультативным. Таким образом, далеко не все перечисленные в ст. 57 ТК РФ условия и не во всех случаях являются существенными, как их называет закон. Поэтому отсутствие по ним соглашения не всегда препятствует заключению трудового договора и возникновению трудовых правоотношений. [34] Соответствующие условия гражданско-правового договора именуются обычными и случайными (см. § 1 гл. 3 учебника).
[35]Хотя ст. 76 ТК РФ («Отстранение от работы») включена в гл. 12 ТК РФ («Изменение трудового договора»), сделано это не потому, что отстранение от работы влечет за собой изменение условий трудового договора (как отмечено выше, этого не происходит), а по мотивам нормотворческой целесообразности, т. е. с тем, чтобы не дробить относительно обособленные блоки норм трудового права на мелкие части и не создавать самостоятельные разделы, состоящие всего из одной статьи.
[36] Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. [37] Под иждивенцами понимаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от «его помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
[38]Например, на государственном или муниципальном унитарном предприятии это будет собственник имущества предприятия, т.е. государственное или муниципальное образование в лице соответствующего органа; в обществе с ограниченной ответственностью - общее собрание участников общества, в акционерном обществе - общее собрание акционеров.
[39] См., напр.: Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001г. «О переносе выходных дней в 2002 году» // СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4357.
[40] В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
[41] Работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, а также поступающим в такие учреждения, гарантии и компенсации могут быть предоставлены, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором [42] Практика показывает, что именно задержки в выплате заработной платы, выплата ее не в полном объеме являются главными причинами коллективных трудовых споров. [43] В ст. 129 ТК РФ содержится также указание на выплаты компенсационного и стимулирующего характера, первые из которых (например, компенсация командировочных расходов) заработной платой в собственном смысле этого слова не являются, поскольку не связаны с количеством и качеством затраченного труда, вторые же могут быть отнесены к заработной плате лишь при условии, что представляют собой форму вознаграждения за труд (премиальная система оплаты труда), но в этом случае они полностью охватываются данным выше определением. [44] В настоящем учебнике термины «оплата труда» и «заработная плата» используются как равнозначные, хотя, надо заметить, закон отождествляет их не всегда. Согласно определению, данному в ст. 129 ТК РФ, оплата труда - это не само вознаграждение за труд, выплачиваемое работнику (заработная плата), а «система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми договорами». Вместе с тем в последующих статьях глав 20 и 21 ТКРФ термины «оплата труда» и «заработная плата» употребляются, по существу, как синонимы.
[45]Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется ежеквартально Правительством РФ и органами исполнительной власти всех 89 субъектов РФ. Однако основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации (см. ст. 4, 5 Федерального закона РФ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4904). С 1мая2002г. минимальный размер оплаты труда составляет 450 рублей в месяц // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1722). [46] Отличие тарифной ставки от оклада состоит в том, что если тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочих, то оклад - руководителей, специалистов и служащих. Кроме того, оклад, как правило, определяет размер ежемесячной оплаты труда названных категорий работников. [47] Прямая сдельная оплата устанавливается для работников основных (профилирующих) профессий, а косвенная - для подсобных работников, размер оплаты труда которых зависит от выработки основного работника и определяется в процентном отношении (например, 75 %) от заработка последнего. [48] Под нормальными (обычными) понимаются условия труда, соответствующие требованиям техники безопасности, производственной санитарии, общим нормам о продолжительности и режиме рабочего времени и др.
[49] Для расчета средней заработной платы учитываются не только тарифная ставка или оклад, но и все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда (в том числе премии) и применяемые в соответствующей организации, независимо от их источников. При этом расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. [50] Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
[51]Необходимо отметить, что в настоящее время предусмотрена также уголовная ответственность руководителя организации за невыплату заработной платы свыше двух месяцев (ст. 1451 УК РФ). [52]Основания возложения специальной дисциплинарной ответственности также более широкие, чем при общей дисциплинарной ответственности. Например, на железнодорожном транспорте это нарушение общих правил поведения в служебных [53] Исключение составляет лишь ответственность работодателя за задержку выплаты работнику заработной платы (см. ниже).
[54] Последний вид ответственности в настоящем учебнике не рассматривается [55] В настоящее время действуют перечни и типовые формы, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.12.77 и 14.09.81.
[56] Например, в случае хищения крупного рогатого скота (ущерб возмещается в полуторном размере), драгоценных металлов и изделий из них, кожевенно-мехового сырья и др. [57]Таким образом, основанием для компенсации морального вреда может быть любое противоправное поведение работодателя, причинившее работнику физические или нравственные страдания, а не только незаконное увольнение или перевод на другую работу, как это было по ранее действовавшему трудовому законодательству. [58] По решению общего собрания работников КТС могут образовываться и в структурных подразделениях организации. Они функционируют на тех же началах, что и КТС организации в целом, но их компетенция ограничена разрешением споров работников только данного структурного подразделения.
[59] Хотя в ТК РФ не содержится норм о сроках рассмотрения в КТС споров по заявлению работодателя и последствиях их несоблюдения, здесь также должен действовать общий принцип паритетности, т.е. заявление работодателя подлежит рассмотрению в десятидневный срок с указанными выше последствиями его несоблюдения.
[60] Конечно, если работник или работодатель не будут согласны с решением мирового судьи или районного суда, рассмотревшего дело в первой инстанции, они вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию (соответственно, в районный или областной, краевой и т. п. суд). [61] Нередко этот срок смешивают с датой увольнения, чего делать нельзя, ибо это может привести к ущемлению прав незаконно уволенных работников, добивающихся от работодателя выдачи указанных документов [62] Такое же правило действует и в отношении решения КТС. [63] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4657.
[64] В качестве посредников приглашаются, как правило, лица, имеющие специальные познания в существе спорного вопроса, а в большинстве случаев - квалифицированные юристы. [65] Никто из работников не может быть принужден к участию или к отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к такому поведению, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
[66] Однако коллективным договором или соглашением, достигнутым в ходе разрешения спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты любым работникам, участвующим в забастовке.
[67] Социальное обслуживание - своеобразный институт права социального обеспечения. Его своеобразие проявляется, во-первых, в специфике субъекта-получателя, каковым признается гражданин, который в силу физиологических особенностей организма (младенческий или старческий возраст, болезнь или инвалидность и др.) не в состоянии себя обслужить без посторонней помощи; во-вторых, в виде социального обеспечения, каковым являются услуги, причем преимущественно натурального характера (помощь по уборке квартиры, протезирование, медицинское лечение и др.); в-третьих, в обязанных субъектах, которые не просто принимают решения, скажем, о назначении пенсии, а именно непосредственно обслуживают субъекта-получателя. Такими обязанными субъектами выступают не органы государства, а организации (например, дома престарелых, интернаты, протезно-ортопедические предприятия, станции скорой медицинской помощи, дома ночного пребывания и др.). [68]Ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831). [69] СЗ РФ. 19S6. № 14. Ст. 1401. [70] СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4920.
[71] СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071. [72] Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. // Библиотека «Российской газеты». 1995. № 4. [73] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929. [74] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146. [75] На учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет. [76] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. [77] О понятии и соотношении мер защиты и мер ответственности см. & 2 гл. 3 учебника [78] СЗРФ. 2002. №1.4. 1.Ст. 1.
[79] В настоящее время КоАП РФ, хотя и упоминает об этой разновидности лишения специального права (ст. 32.5, 32.6), однако не устанавливает его в качестве наказания ни за одно из предусмотренных им правонарушений.
[80] Протокол об административном правонарушении не составляется в случае, если при совершении административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда. В этом случае уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Однако, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает факт совершения (событие) правонарушения и (или) назначенное ему наказание либо отказывается от уплаты штрафа на месте совершения правонарушения, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
|