Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административное правонарушение






Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физичес­кого или юридического лица, за которое Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность)

Юридически значимые и необходимые признаки админист­ративного правонарушения образуют его состав. В качестве эле­ментов данного состава выделяют:

• субъект;

• объект;

• объективную сторону;

• субъективную сторону.

Рассмотрим наиболее важные особенности элементов со­става административного правонарушения.

Субъекты административного правонарушения

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административ­ной ответственности при условии, что к моменту совершения ад­министративного правонарушения они достигли возраста 16 лет.

В ряде случаев субъектом административной ответственно­сти может быть не любое физическое лицо, а только то, которое обладает специальными, указанными в законе признаками (так называемые специальные субъекты). Например, административ­ное правонарушение, предусмотренное ст. 18.1 КоАП РФ (наруше­ние режима Государственной границы РФ, в том числе правил ее пересечения), может быть совершено только иностранным граж­данином или лицом без гражданства. Как специальных субъектов ряда административных правонарушений КоАП РФ рассматривает лиц, занимающих определенное служебное положение (напри­мер, военнослужащих, должностных лиц).

Юридические лица могут быть субъектами административ­ной ответственности, в частности, в области землепользования, строительства, охраны окружающей среды, налоговых и тамо­женных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в от­ношении юридического лица не может быть применено такое на­казание, как административный арест).

Объекты административного правонарушения

Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения. Объектами ад­министративных правонарушений могут быть самые разнообраз­ные общественные отношения, складывающиеся в сфере госу­дарственного управления: общественный порядок, здоровье насе­ления и общественная нравственность, порядок управления, до­рожное движение, воинская служба и т.д. Вместе с тем объектом административного правонарушения (равно как и всякого другого) является лишь такое общественное отношение, которое урегулиро­вано правом и охраняется санкциями правовых норм. При отсутствии объекта нет и правонарушения. Например, уничтожение ничейного имущества не нарушает чьих-либо прав, а потому не образует состава правонарушения, даже если лицо не знало, что это иму­щество никому не принадлежит.

Объективная сторона правонарушения

Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной стороной. Объективная сторона администра­тивного правонарушения охватывает три

элемента.

1.Противоправное деяние (действие или бездействие). Противоправность как признак административного правонарушения
означает его запрещенность правовой нормой под угрозой применения к субъекту мер административной ответственности. Каждая норма КоАП РФ четко формулирует, за какое конкретное действие или
бездействие может наступить административная ответственность. Например, ст. 8.37 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты, т.е. за охоту в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенным оружием или способами. Если то или иное действие или бездействие
не предусмотрено административно-правовыми нормами в качестве административного правонарушения и основания административной ответственности, то это безусловно исключает его наказуемость.

Говоря о противоправности как элементе объективной сто­роны состава административного правонарушения, необходимо обратить внимание на особенности совершения административ­ных правонарушений должностными лицами, предопределенные спецификой их правового статуса. В качестве правонарушений должностных лиц рассматриваются: а) их собственные противо­правные действия, непосредственно нарушающие предписания правовых норм; б) действия, противоправность которых состоит в даче подчиненным противоправных указаний; в) непринятие мер к своевременному исполнению установленных правил другими лицами, когда в порядке осуществления своих служебных обязан­ностей должностные лица обязаны были данные меры принимать. Важно отметить, что в этом случае речь не идет об ответственно­сти за чужую вину: административная ответственность должност­ного лица наступает здесь за его собственное противоправное деяние, совершенное в форме бездействия.

2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за
само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, ад­министративная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона. Такие со­ставы правонарушений в теории права принято называть формальны­ми. Лишь иногда для возложения административной ответственности необходимо, чтобы правонарушение повлекло и некоторые отрица­тельные последствия. В этих случаях говорят о материальных соста­вах. Например, такие составы, как умышленное уничтожение или по­вреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) предполагают не просто совершение действий, на­правленных на уничтожение или кражу чужого имущества, но имен­но уничтожение последнего или противоправное завладение им.

3. Причинно-следственная связь между противоправным де­янием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь - это объективная связь между явлениями, в которой одно из них высту­пает причиной другого, а последнее - следствием первого (см. также § 3 гл. 3 учебника). Рассматриваемый признак означает, что вредные последствия должны явиться результатом именно данного противо­правного деяния. Например, гражданин получил легкую производст­венную травму и был направлен директором завода в поликлинику для получения медицинской помощи. По дороге этого гражданина сбила машина, и он попал в больницу. Кто должен понести ответствен­ность: работодатель (ведь именно он направил гражданина в поликли­нику) или владелец автомобиля? Можно ли привлечь к ответственно­сти обоих? Очевидно, что в данном случае повреждение здоровья гражданина причинно связано с действиями водителя, а не работода­теля, а значит, при наличии иных условий административной ответст­венности на него будет наложен штраф или он будет лишен права уп­равления автомобилем в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ («Наруше­ние Правил дорожного движения или правил эксплуатации транс­портного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего»).

Как и вред, причинно-следственная связь является элемен­том объективной стороны только материальных составов правона­рушений.

Субъективная сторона административного правонарушения

С точки зрения субъективной стороны, т. е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве норм, формулирующих составы ад­министративных правонарушений, не содер­жится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совер­шено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по не­осторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Понятно, например, что такие правонару­шения, как мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), подделка документов, штампов, печатей или бланков (ст. 19.23 КоАП РФ), могут быть совер­шены только умышленно. Но иногда закон все же включает в состав административного правонарушения ту или иную форму вины. На­пример, ст. 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответст­венность за умышленное уничтожение или повреждение чужого иму­щества, если эти действия не повлекли причинения значительного ущерба. Такая формулировка означает, что неосторожное поврежде­ние чужого имущества административным правонарушением не яв­ляется и не подлежит административной ответственности (что не ис­ключает, конечно, ответственности гражданско-правовой в виде воз­мещения убытков). Придавая в отдельных случаях юридическое зна­чение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса, не различает ее видов - прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административ­ных правонарушений и такие субъективные признаки, как цель и мо­тив противоправного поведения.

Определенную специфику имеет установление вины юридиче­ского лица, поскольку последнее, как известно, является искусствен­ным образованием, а значит, не обладает психикой. Виной юридичес­кого лица в совершении административного правонарушения следу­ет считать вину его должностных лиц, иных лиц, входящих в его орга­ны управления, работников, не принявших всех зависящих от них и возможных в конкретной ситуации мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законом установлена административная ответственность. Поскольку, таким образом, вина юридического ли­ца связана с виновным поведением конкретных физических лиц, за­кон предусматривает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уго­ловной ответственности за данное правонарушение виновное физиче­ское лицо и, наоборот, привлечение к административной или уголов­ной ответственности физического лица не освобождает от админист­ративной ответственности за данное правонарушение лицо юри­дическое.

Административные наказания

Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания. КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний:

1)предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является;

2)административный штраф. Административный штраф - это основная мера административного наказания, предусмотрен­ная почти за все виды административных правонарушений. Адми­нистративный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер ко­торой устанавливается в величине, кратной:

 

• минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов). Устанавливаемый таким образом размер штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ в отношении граждан, 50 (а в ряде случаев 100) - в отношении должностных лиц, 1000 (а в ряде случаев 5000) -в отношении юридических лиц;

• стоимости предмета административного правонарушения, но не более трехкратного размера его стоимости;

• сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незакон­ной валютной операции, но не более трехкратного размера указанных сумм;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездное изъятие заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, ис-
пользования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

4)конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административ­ного правонарушения. Это может быть имущество, которое неза­конно хранится, провозится либо пользование которым не оформ­лено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правона­рушителю на праве собственности; в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не явля­ется конфискацией изъятие из незаконного владения правонару­шителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных ма­териалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Кон­фискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

5)лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу. Лишение специального права устанавливается за гру­бое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонару­шения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управ­ления. Наказание в виде лишения специального права назначает­ся судьей. Срок лишения специального права не может быть ме­нее одного месяца и более двух лет. Законодательством преду­смотрена возможность лишения специальных прав трех видов:

• лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это нака­зание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уста­новленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является;

• лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существовании;

• лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств [79];

6)административный арест. Административный арест явля­ется самой строгой мерой административного наказания. Он за­ключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от об­щества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нару­шение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды администра­тивных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнад­цати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II степени. Административный арест назначается судьей;

7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Административное выдворение назнача­ется судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами;

8)дисквалификация. Дисквалификация представляет собой ли­шение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в со­вет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие ор­ганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные уп­равляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут. По вполне понятным причинам юридичес­кому лицу могут быть назначены не все перечисленные виды админи­стративных наказаний, а только первые четыре из них.

Административные наказания делятся на основные и допол­нительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех нака­заний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

Лица уполномоченные назначать административные наказания

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные орга­ны, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государ­ственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного кон­троля и многие другие (всего около 60 видов органов и должност­ных лиц). Применение административной ответственности со­ставляет особую, исключительную компетенцию этих органов, яв­ляется их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т.е. в порядке реализации им административно - юрисдикционной компетенции.

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях урегулирована КоАП РФ. От судопроизводства она отличается гораздо большей оперативностью. Это объясняется тем, что административные правонарушения сравнительно легко уста­навливаются. Поэтому зачастую меры административной ответст­венности применяются непосредственно при выявлении правона­рушения. Рассмотрим в общих чертах ход производства по делам об административных правонарушениях.

По общему правилу, о совершении административного право­нарушения сразу при его выявлении составляется протокол [80]. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении админист­ративного правонарушения, а также иным участникам производст­ва по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается за­пись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и заме­чания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоко­лу. Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном пра­вонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

По целому ряду административных правонарушений необ­ходимо проведение экспертизы или иных процессуальных дейст­вий, требующих значительных временных затрат. В этих случаях после выявления правонарушения проводится административное расследование, по окончании которого составляется протокол об административном правонарушении либо выноситься постановле­ние о прекращении дела.

Дело об административном правонарушении рассматрива­ется с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежа­щем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, вле­кущем административный арест или административное выдворе­ние за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех слу­чаях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знако­миться со всеми материалами дела, давать объяснения, представ­лять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуаль­ные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).

Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонару­шении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушивают­ся объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, поясне­ния специалиста и заключение эксперта, исследуются иные дока­зательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается кол­легиальным органом, составляется протокол.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу. Если дело об административном правонарушении рас­сматривается коллегиальным органом, то постановление прини­мается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Административное наказание назначается в пределах, установ­ленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей от­ветственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во вни­мание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, лич­ность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Не всегда деяние, содержащее признаки состава админист­ративного правонарушения, влечет возложение административ­ной ответственности. Согласно закону при малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.

Закон устанавливает довольно короткие сроки давности привлечения к административной ответственности. Как правило, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение антимонопольного, валютного, та­моженной законодательстве, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и в ряде иных случаев - по истечении года с указанного момента.

Административным правонарушением может быть причи­нен имущественный, а также неимущественный (моральный) вред. Однако возмещение имущественного ущерба и компенсация морального вреда есть не что иное, как меры восстановительной (гражданско-правовой) ответственности, а следовательно, могут применяться только в порядке гражданского (арбитражного) су­допроизводства. Поэтому потерпевшему, чтобы добиться возме­щения причиненного ему вреда, необходимо обратиться с иском в суд в общем порядке. Лишь в том случае, если дело об админист­ративном правонарушении рассматривается судьей и правонару­шитель не оспаривает ни размер причиненного им имущественно­го вреда, ни своей обязанности этот вред возместить, судья впра­ве одновременно с назначением административного наказания в административном же порядке решить вопрос и о возмещении имущественного вреда. Вопрос о компенсации морального вреда во всех случаях решается в рамках, искового судопроизводства.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть обжаловано в районный суд (по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем, - в арбитражный суд), а если оно вынесено судьей - в вышестоящий суд. Если постановление выне­сено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжалова­но в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного го­да со дня окончания исполнения постановления о его назначении.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

■ 1. Охарактеризуйте предмет и метод административного пра­ва, дайте его определение.

■ 2. Что такое административная юрисдикция, администра­тивное принуждение, административная ответственность? Каково соотношение этих понятий?

■ 3. Назовите особенности (признаки) административной от­ветственности. В чем ее отличие от ответственности граж­данско-правовой и дисциплинарной?

■ 4. Сформулируйте понятие административного правонару­шения и его состава. Расскажите о субъекте и объекте ад­министративного правонарушения.

■ 5. Охарактеризуйте объективную сторону административ­ного правонарушения.

■ 6. Дайте общую характеристику субъективной стороны административного правонарушения.

■ 7. Перечислите виды административных наказаний и рас­скажите о них. Какие виды наказаний относятся к основ­ным, а какие могут быть как основными, так и дополнитель­ными? В чем юридическое значение такого различия?

■ 8. Кто уполномочен применять административные наказания?

■ 9. Опишите процедуру привлечения к административной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

■ 10. Как назначаются административные наказания? Каковы сроки давности привлечения к административной ответст­венности? Как возмещается имущественный и моральный вред, причиненный административным правонарушением?

■ 11. В каком порядке обжалуются постановления, вынесен­ные по делам об административных правонарушениях? В течение, какого срока лицо считается подвергнутым адми­нистративному наказанию?

 

 


[1] Отметим, что и технические отношения могут регулироваться правом, но косвен­ным образом, с помощью так называемых правовых норм с техническим содержа­нием. Например, правила поведения работника при использовании им станков,

[2] См., напр.: Таль Л. С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ч. 1. Ярославль, 1913

[3] Полицейское право - отрасль права в дореволюционной России, предмет которой составляли отношения по внутреннему управлению; прообраз современного ад­министративного права.

 

[4] Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют также специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор). Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется соответствующими государственными органами в подведомственных им организациях. Кроме того, государственный надзор за исполнением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. Однако в перечисленных случаях отношения по надзору и контролю регулируются не трудовым, а административным правом.

[5]  Подробнее см. гл. 12 настоящего учебника.

[6] Подробнее см. гл. 10, 11 настоящего учебника.

 

[7] Исключение составляет чрезвычайное положение, в условиях которого для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут временно устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (п. 1 ст. 56 Конституции РФ).

[8] Среди немногочисленных федеральных конституционных законов, содержащих нормы трудового права, можно назвать, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[9] СЗ РФ. 2002. №1 Ч.1. Ст.3

[10] ВВС РФ. 1992. № 17 Ст. 890

[11] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557

[12] СЗ. РФ. 1999. № 18. Ст. 2218

[13] СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729

[14] ВВС СССР. 1991 № 21. Ст. 593

[15] СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4365

[16] СЗ РФ. 1999 № 13. Ст. 1595

[17] БНА. 1994. №2. С. 60

[18] Довольно часто встречается иная трактовка правоотношения, в соответствии с которой правоотношение понимается как само общественное отношение, урегулированное нормами права

 

[19] См.: Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1517.

[20] СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1915.

[21] См., напр.: Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000годы// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4005.

[22] Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (СЗ РФ. 199S. № 48. Ст. 4563).

[23] См.: Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. // СЗ РФ. 1997. №17. Ст. 2019.

24Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» безработным может быть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости.

[25] При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и со­храняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (подробнее об этом см. § 4 гл. 7 настоящего учебника).

[26] Не принимаются во внимание условия оплачиваемых общественных работ.

[27] Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина, ищущего работу, определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

[28]Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

[29] Например, гражданин с его согласия может быть направлен на общественные ра­боты, за ним сохраняется стаж, дающий право на пенсию и т. д.

[30]  Подробнее об оплачиваемых общественных работах см.: Положение об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // С3 РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.

 

[31] Подробнее о профессиональном обучении безработных СМ.: Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2000 г. /1 БНА. 2000. N2 11.

 

[32] Следует, однако, иметь в виду, что работодатель, как правило, является экономически более сильной стороной, а потому имеет возможность навязывать работнику такие условия, которые могут его не устраивать, но с которыми он вынужден, тем не менее, соглашаться вследствие необходимости устроиться на работу. Гораздо реже условия диктует работник. Речь идет о высококвалифицированных специалистах, пользующихся спросом на рынке труда вследствие их недостатка.

[33] Следует заметить, что некоторые из перечисленных в ст. 57 ТК РФ условий могут быть установлены императивно. В нормах трудового законодательства. В этом случае такие условия не являются непосредственными (а, следовательно, и существенными) и относятся к числу производных, а их включение трудовой договор выполняет лишь информативную, но не правоустанавливающую функцию. Так, в ТК РФ императивно определены многие права и обязанности работника и работодателя, установлены также условия оплаты труда работников бюджетной сферы. Компенсации, льготы и гарантии для отдельных категорий работников (например, для лиц, работающих в районах Крайнего Севера) предусмотрены нормами соответствующих законов. С другой стороны, в некоторых случаях ТК РФ устанавливает диспозитивные нормы, позволяющие определить некоторые из перечисленных в ст. 57 ТК РФ условий, если они не согласованы в договоре. Так, в СТ. 57 ТК РФ в качестве существенного условия указана дата начала работы (п. 2). Согласно ст. 61 ТК РФ работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Однако ч.3 этой же статьи устанавливает, что если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Следовательно, условие о дате начала работы на самом деле является не существенным а факультативным. Таким образом, далеко не все перечисленные в ст. 57 ТК РФ условия и не во всех случаях являются существенными, как их называет закон. Поэтому отсутствие по ним соглашения не всегда препятствует заключению трудового договора и возникновению трудовых правоотношений.

[34] Соответствующие условия гражданско-правового договора именуются обычными и случайными (см. § 1 гл. 3 учебника).

 

[35]Хотя ст. 76 ТК РФ («Отстранение от работы») включена в гл. 12 ТК РФ («Измене­ние трудового договора»), сделано это не потому, что отстранение от работы вле­чет за собой изменение условий трудового договора (как отмечено выше, этого не происходит), а по мотивам нормотворческой целесообразности, т. е. с тем, чтобы не дробить относительно обособленные блоки норм трудового права на мелкие части и не создавать самостоятельные разделы, состоящие всего из одной статьи.

 

[36] Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территори­альных соглашениях.

[37] Под иждивенцами понимаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от «его помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

 

[38]Например, на государственном или муниципальном унитарном предприятии это будет собственник имущества предприятия, т.е. государственное или муници­пальное образование в лице соответствующего органа; в обществе с ограниченной ответственностью - общее собрание участников общества, в акционерном общест­ве - общее собрание акционеров.

 

[39] См., напр.: Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001г. «О переносе вы­ходных дней в 2002 году» // СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4357.

 

[40] В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

 

[41] Работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, не имеющих госу­дарственной аккредитации, а также поступающим в такие учреждения, гарантии и компенсации могут быть предоставлены, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором

[42] Практика показывает, что именно задержки в выплате заработной платы, выплата ее не в полном объеме являются главными причинами коллективных трудовых споров.

[43] В ст. 129 ТК РФ содержится также указание на выплаты компенсационного и стимулирующего характера, первые из которых (например, компенсация командировочных расходов) заработной платой в собственном смысле этого слова не являются, поскольку не связаны с количеством и качеством затраченного труда, вторые же могут быть отнесены к заработной плате лишь при условии, что представляют собой форму вознаграждения за труд (премиальная система оплаты труда), но в этом случае они полностью охватываются данным выше определением.

[44] В настоящем учебнике термины «оплата труда» и «заработная плата» используют­ся как равнозначные, хотя, надо заметить, закон отождествляет их не всегда. Согласно определению, данному в ст. 129 ТК РФ, оплата труда - это не само возна­граждение за труд, выплачиваемое работнику (заработная плата), а «система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работода­телем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными норматив­ными правовыми актами, коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми договорами». Вместе с тем в последующих статьях глав 20 и 21 ТКРФ термины «оплата труда» и «заработная плата» употребляются, по существу, как синонимы.

 

[45]Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-де­мографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется ежеквартально Правительством РФ и органами исполнительной власти всех 89 субъек­тов РФ. Однако основой для установления минимального размера оплаты труда являет­ся величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федера­ции (см. ст. 4, 5 Федерального закона РФ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном мини­муме в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4904). С 1мая2002г. минимальный размер оплаты труда составляет 450 рублей в месяц // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1722).

[46] Отличие тарифной ставки от оклада состоит в том, что если тарифная ставка опре­деляет размер оплаты труда рабочих, то оклад - руководителей, специалистов и служащих. Кроме того, оклад, как правило, определяет размер ежемесячной опла­ты труда названных категорий работников.

[47] Прямая сдельная оплата устанавливается для работников основных (профилирую­щих) профессий, а косвенная - для подсобных работников, размер оплаты труда кото­рых зависит от выработки основного работника и определяется в процентном отноше­нии (например, 75 %) от заработка последнего.

[48] Под нормальными (обычными) понимаются условия труда, соответствующие требо­ваниям техники безопасности, производственной санитарии, общим нормам о продол­жительности и режиме рабочего времени и др.

 

[49] Для расчета средней заработной платы учитываются не только тарифная ставка или оклад, но и все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда (в том числе премии) и применяемые в соответствующей организации, независимо от их источников. При этом расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

[50] Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

 

[51]Необходимо отметить, что в настоящее время предусмотрена также уголовная ответ­ственность руководителя организации за невыплату заработной платы свыше двух ме­сяцев (ст. 1451 УК РФ).

[52]Основания возложения специальной дисциплинарной ответственности также более широкие, чем при общей дисциплинарной ответственности. Например, на железнодорожном транспорте это нарушение общих правил поведения в служебных
помещениях, поездах, на служебной территории как при исполнении, так и не при исполнении трудовых обязанностей.

[53] Исключение составляет лишь ответственность работодателя за задержку выплаты работ­нику заработной платы (см. ниже).

 

[54] Последний вид ответственности в настоящем учебнике не рассматривается

[55] В настоящее время действуют перечни и типовые формы, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.12.77 и 14.09.81.

 

[56] Например, в случае хищения крупного рогатого скота (ущерб возмещается в по­луторном размере), драгоценных металлов и изделий из них, кожевенно-мехового сырья и др.

[57]Таким образом, основанием для компенсации морального вреда может быть любое противоправное поведение работодателя, причинившее работнику физические или нравственные страдания, а не только незаконное увольнение или перевод на другую работу, как это было по ранее действовавшему трудовому законодательству.

[58] По решению общего собрания работников КТС могут образовываться и в струк­турных подразделениях организации. Они функционируют на тех же началах, что и КТС организации в целом, но их компетенция ограничена разрешением споров работников только данного структурного подразделения.

 

[59] Хотя в ТК РФ не содержится норм о сроках рассмотрения в КТС споров по заяв­лению работодателя и последствиях их несоблюдения, здесь также должен дейст­вовать общий принцип паритетности, т.е. заявление работодателя подлежит рас­смотрению в десятидневный срок с указанными выше последствиями его несо­блюдения.

 

[60] Конечно, если работник или работодатель не будут согласны с решением мирового судьи или районного суда, рассмотревшего дело в первой инстанции, они вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию (соответственно, в районный или областной, краевой и т. п. суд).

[61] Нередко этот срок смешивают с датой увольнения, чего делать нельзя, ибо это может привести к ущемлению прав незаконно уволенных работников, добиваю­щихся от работодателя выдачи указанных документов

[62] Такое же правило действует и в отношении решения КТС.

[63] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4657.

 

[64] В качестве посредников приглашаются, как правило, лица, имеющие специаль­ные познания в существе спорного вопроса, а в большинстве случаев - квалифици­рованные юристы.

[65] Никто из работников не может быть принужден к участию или к отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к такому поведению, могут быть привле­чены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

[66] Однако коллективным договором или соглашением, достигнутым в ходе разреше­ния спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты любым работ­никам, участвующим в забастовке.

 

[67] Социальное обслуживание - своеобразный институт права социального обеспе­чения. Его своеобразие проявляется, во-первых, в специфике субъекта-получате­ля, каковым признается гражданин, который в силу физиологических особеннос­тей организма (младенческий или старческий возраст, болезнь или инвалидность и др.) не в состоянии себя обслужить без посторонней помощи; во-вторых, в виде социального обеспечения, каковым являются услуги, причем преимущественно натурального характера (помощь по уборке квартиры, протезирование, медицин­ское лечение и др.); в-третьих, в обязанных субъектах, которые не просто прини­мают решения, скажем, о назначении пенсии, а именно непосредственно обслу­живают субъекта-получателя. Такими обязанными субъектами выступают не ор­ганы государства, а организации (например, дома престарелых, интернаты, про­тезно-ортопедические предприятия, станции скорой медицинской помощи, дома ночного пребывания и др.).

[68]Ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831).

[69] СЗ РФ. 19S6. № 14. Ст. 1401.

[70] СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4920.

 

[71] СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

[72] Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. // Библиотека «Российской газеты». 1995. № 4.

[73] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

[74] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

[75] На учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет.

[76] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

[77] О понятии и соотношении мер защиты и мер ответственности см. & 2 гл. 3 учебника

[78] СЗРФ. 2002. №1.4. 1.Ст. 1.

 

[79] В настоящее время КоАП РФ, хотя и упоминает об этой разновидности лишения специального права (ст. 32.5, 32.6), однако не устанавливает его в качестве наказания ни за одно из предусмотренных им правонарушений.

 

[80] Протокол об административном правонарушении не составляется в случае, если при совершении административного правонарушения назначается наказание в ви­де предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных пра­вил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда. В этом случае уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагает­ся и взимается административный штраф. Однако, если лицо, в отношении которо­го возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает факт со­вершения (событие) правонарушения и (или) назначенное ему наказание либо от­казывается от уплаты штрафа на месте совершения правонарушения, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал