Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Международный договор и внутренний закон. Имплементация договоров.
Конституцией Российской Федерации определено место международного договора как составной части ее правовой системы. Несмотря на то, что в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации содержится известная формулировка, однозначно расположить международный договор в вертикали и горизонтали федеральных законов достаточно сложно. В частности, нельзя однозначно поставить международный договор на верхнюю ступень вертикальной системы нормативных актов и всех составляющих правовой системы, так как в Конституции Российской Федерации четко сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Поэтому если международный договор как элемент совершенно иной правовой системы входит в национальную правовую систему РФ, то он по крайней мере не должен противоречить ее Конституции. Если международный договор и федеральный закон не соответствуют друг другу, то тем не менее положения коллидирующего федерального закона не теряют юридическую силу. Вместе с тем в случае возникновения и обнаружения коллизии правоприменитель обязан применить международный договор. Все это свидетельствует о наличии пробела в российском законодательстве, который следует восполнить принятием закона о нормативно-правовых актах, где следовало бы закрепить, в частности, иерархию норм и определить механизм единообразного применения международных договоров. Этого же требует практика приоритетного применения межгосударственных, межправительственных, межведомственных договоров Российской Федерации. Имплементация договоров. Имплементация (англ. implementation – «осуществление», «выполнение») – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации – строгое следование целям и содержанию международного установления. Имплементация может осуществляться через инкорпорацию, трансформацию, рецепцию, а также общую, частную или конкретную отсылку. При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства. При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники). В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику – тексту соответствующего международного договора. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15 часть 4) в РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения статьи 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров перед нормами национального законодательства обязательны для правотворческих и правоприменительных органов не только Российской Федерации в целом, но и её субъектов. В определённом смысле данное конституционное положение косвенно способствует и укреплению российской государственности как таковой. Это связано с тем, что ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» дает перечень международных договоров, подлежащих обязательной ратификации, определяет порядок внесения международных договоров на ратификацию. Эффективность реализации норм международного права обеспечивается принятием соответствующего национального законодательства, что является одной из фундаментальных обязанностей государства – участника международного договора. Национальное законодательство составляет основную часть от общего массива мер, принимаемых для гарантирования должной имплементации международного права. Процедура ратификации международного договора представляется механизмом, определяющим место международного договора как в системе международно-правовых норм, так и национальной правовой системе, и определяется целесообразностью принятия новых законодательных актов в целях реализации принимаемого договора. Подобная мера призвана способствовать эффективному взаимовлиянию международного и внутригосударственного права, и самое главное – правовому обеспечению выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Вопрос 4. Содержание принципа pacta sunt servanda: «договоры должны соблюдаться». Действие и применение международных договоров предполагает строгое выполнение участниками договоров вытекающих из них обязательств: pacta sunt servanda. Этот принцип относится к числу основных и наиболее старых принципов международного права, и в частности права договоров. Он возник вместе с международным правом. Без него невозможны ни существование международного права, ни международное сотрудничество, ни обеспечение мира. Строгое, добросовестное выполнение своих международных договорных обязательств всеми участниками международного общения является важным средством поддержания международного мира и развития дружественных и добрососедских отношений, обеспечения международной безопасности. Поэтому указанный принцип относится к числу фундаментальных принципов международного права. Быстрый рост числа заключаемых международных договоров в самых различных областях государственной деятельности и значительное расширение договорно-правовой основы сотрудничества государств еще больше усилили значение принципа строгого соблюдения международных договоров. Его последовательное и полное проведение в жизнь, недопустимость произвольного одностороннего изменения и прекращения международных договоров являются важнейшими факторами стабильности и эффективности международного правопорядка. И наоборот, невыполнение или недобросовестное выполнение любым государством своих международных договоров несовместимо с поддержанием нормальных отношений и сотрудничества между государствами. Оно может привести к подрыву доверия между государствами, обострению международных проблем и противоречий, поставить под угрозу международный мир и безопасность. Ранее Советский Союз, а сегодня Россия всегда неукоснительно выполняет свои договорные и другие международные обязательства и решительно требует того же от других государств. В этой связи особое значение имеет строгое и точное соблюдение Устава ООН, являющееся основой успешной деятельности этой организации. ООН может быть эффективным орудием поддержания и укрепления мира и безопасности, если каждое государство, представленное в ней, будет неукоснительно соблюдать положения Устава. Именно за это ведет последовательную борьбу Российская Федерация. Сегодня в свете попыток подменить ООН региональными организациями, такими как НАТО или ЕС, что вытекает из концепции безопасности Европейского союза, это представляется особенно актуальным. 1917 год стал исторической вехой в развитии международного права. Советская Россия отреклась от тайных договоров, объявив недействительными все агрессивные, насильственные и неравноправные «договоры-заговоры», заключенные царской Россией до и в период Первой мировой войны. Тем самым было положено начало признанию в международном праве принципов подлинного равноправия всех государств и наций и абсолютной недействительности всех агрессивных, навязанных силой колониалистских и других подобных неравноправных договоров. Таким образом, в развитии принципа «договоры должны соблюдаться», как и всего международного права, наступил качественно новый исторический этап. Советское государство, объявив в Декрете о мире агрессивную войну «величайшим преступлением против человечества», поставило вопрос о недопустимости распространения принципа pacta sunt servanda на договоры о подготовке и развязывании агрессивных войн, равно как на мирные договоры, заключенные агрессором со своей жертвой, колониалистские и другие подобные договоры, добиваясь международно-правового признания их незаконности и недействительности. Постепенно такое новое, прогрессивное содержание принципа «договоры должны соблюдаться» получило широкое признание в теории и практике международного права.
|