![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законотворческий процесс в РФ: понятие и основные стадии.
Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество – это сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1. Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение о принятии закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ принадлежи: Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. 2. Обсуждение законопроекта – важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект о целесообразности его принятия. Данная стадия включает в себя несколько этапов – законодательных чтений, которые необходимы для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. 3. Принятие закона, что достигается с помощью механизма голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона – эта главная стадия, которая в свою очередь распадается на три этапа. а) Принятие закона Государственной Думой Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. б) Одобрение закона Советом Федерации. В соответствии с ч. ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации». В течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. в) Подписание закона Президентом РФ. Согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его. 4. Опубликование закона. Все федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи днем после подписания их Президентом РФ, Опубликование должно быть официальным, т.е. осуществлено в установленных законом официальных печатных изданиях: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание Законодательства Российской Федерации». Неопубликованные законы в Российской Федерации не применяются. Федеральные законы и акты палат Федерального собрания РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
|