Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды нормативных правовых актов в РФ.
Нормативный правовой акт – это изданный в установленном порядке государственными органами, должностными лицами или по делегированию государства иными субъектами юридический правотворческий документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, предназначенный регламентировать общественные отношения, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный в своей реализации принудительной силой государства. Признаки нормативного правового акта: письменная форма; имеет реквизиты, позволяющие выделить его из множества других нормативных правовых актов, наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д.; обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативных правовых актов; имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, содержащие нормы права; имеет определенный предмет регулирования, то есть соответствующую сферу общественных отношений; действует в течение определенного срока, который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом; охватывает своим действием конкретную территорию – всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.; входит в единую иерархию нормативных правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативными правовыми актами; содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний. Виды нормативных правовых актов: А) По юридической силе: 1. Законы – это принятые в особом порядке документы законодательной власти или всего народа (в порядке референдума), обладающие высшей юридической силой и авторитетом, регулирующие наиболее важные и значимые общественные отношения. 2. Подзаконные нормативные правовые акты – это правовые акты, изданные на основе, в соответствии и во исполнение законов, содержащие правовые нормы и имеющие подчиненный юридический характер по отношению к законам. Б) В зависимости от сферы распространенности действия: 1. Общефедеральные. 2. Субъектов Российской Федерации. 3. Органов местного самоуправления. 4. Локальные нормативные акты. В) В зависимости от продолжительности действия: 1. Неопределенно-длительного действия. 2. Временного действия. Закон – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, являющийся основным источником права в Российской Федерации. Признаки закона, определяющие его место и роль в системе других нормативных правовых актов: 1. Обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона означает то, что: а) закон занимает основное (после фундаментального нормативного правового акта – Конституции РФ) место в иерархии нормативных правовых актов; б) положения иных нормативных правовых актов должны соответствовать закону и не противоречить ему. 2. Принимается специально уполномоченными органами. Органами, уполномоченными принимать законы, являются: а) Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), которое принимает федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации; б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, издающие законы субъектов федерации. Никакие иные органы правомочиями принимать законы в Российской Федерации не обладают. 3. Принимается при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия закона, включающий ряд последовательных обязательных стадий, указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов. 4. Регулирует наиболее важные и значимые общественные отношения. К ним относятся вопросы: конституционного характера; порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; права, свободы и обязанности человека и гражданина; порядок создания и деятельности общественных организаций; ключевые вопросы в области экономики; вопросы обороны и безопасности; международные отношения; принятие и изменение бюджета; установление налогов и др. 5. Характеризуется общеобязательностью. Общеобязательность закона означает, что его нормы должны соблюдаться и исполняться всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения. 6. Отличается стабильностью, которая обеспечивается особым порядком принятия закона, а также его изменения и отмены. Принято выделять следующие виды законов: 1. В зависимости от уровня органа, принявшего закон и юридической силе выделяются: а) федеральные законы; б) законы субъектов федерации. В свою очередь федеральные законы подразделяются на: а) федеральные законы; б) федеральные конституционные законы. Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса). Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы, а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы: - о военном положении; - о чрезвычайном положении; - о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; - о изменении статуса субъекта РФ; - о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; - о референдуме; - о судебной системе; - о судах основного звена; - о Конституционном Суде РФ; - о Верховном Суде РФ; - о Высшем арбитражном суде РФ; - о Конституционном собрании РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации. Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации. 2. По субъектам законотворчества: а) законы, принятые в порядке референдума; б) законы, принятые законодательным (представительным) органом. 3. По предмету правового регулирования (по отраслевому признаку): а) конституционные законы; б) административные законы; в) гражданские законы; г) уголовные законы и т.д. 4. По сроку действия: а) законы постоянного действия; б) законы временного действия. Подзаконные нормативные правовые акты – это правовые акты, изданные на основе, в соответствии и во исполнение законов. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Подзаконные акты выполняют вспомогательную роль в регламентации различных сторон жизни общества, детализируя положения закона. По иерархии выделяют следующие виды подзаконных актов: 1. Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90 Конституции РФ) и иными законодательными нормами. Нормативные указы Президента РФ издаются обычно в случае пробелов праве. Отдельные, малочисленные указы (например, о введении военного или чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения главы государства обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам; 2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты правительства, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации на всей ее территории. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты только на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию; 3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов, федеральных агентств. Эти акты, принимаемые на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Также выделяются акты, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства, распространяются на широкий круг субъектов. Это акты министерства внутренних дел, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.д.; 4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Воронежской областной Думы); 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.); 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.; 7. Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
|