Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.
Право, как система – это обусловленная системой общественных отношений единство, согласованность и взаимодействие компонентов права в их нацеленности на решение стратегических задач стоящих перед обществом. Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединения. При этом не следует смешивать понятия " система права" и " правовая система". В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы. Право, как система имеет следующие характеристики: 1. особый класс системных объектов; 2. система функционирующая, поскольку в праве предусмотрены цели и средства их достижения; 3. система динамичная; 4. система нормативная; 5. многоуровневая система, характеризующаяся внутренним единством и согласованностью. Система права имеет свою внутреннюю организацию (строение), которая включает многообразные элементы права, их иерархию, а также связи между ними, что принято обозначать структурой системы права. Элемент права – это такое явление, которое обладает: 1. целостностью и осознается в качестве единого целого, обладает внутренней организацией, общностью его частей; 2. способностью взаимодействовать с другими явлениями; 3. автономностью; 4. внешней формой выражения. Структура системы права состоит из следующих элементов: 1. правовые нормы – базовый, первичный элемент системы права; 2. правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений; 3. п одотрасли – совокупность родственных правовых институтов; 4. о трасли права – система правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, специфическими, ей присущими методами. Отрасль права – это система юридических норм, регулирующая определенную (качественно однородную) область общественных отношений специфическими, ей присущими методами. Отрасль права характеризуется следующими признаками: 1. выступает основным, наиболее масштабным компонентом системы права; 2. взаимодействует с другими элементами системы права; 3. регулирует определенную область (часть) общественных отношений, отличающихся качественной однородностью; 4. применяет специфические способы (методы) воздействия на область общественных отношений, которую она регулирует; Каждая отрасль права имеет: 1. предмет правового регулирования; 2. метод правового регулирования; 3. нормативную основу. Предмет правового регулирования – это конкретная область общественных отношений, которая урегулирована нормами права какой-либо отрасли права. Метод правового регулирования – это способы, приемы, средства конкретной отрасли права, которые используются для регулирования общественных отношений составляющих предмет правового регулирования отрасли права. Признаки методов правового регулирования: 1. Указывают на обстоятельства, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений; 2.Указывают на особенности возникновения субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений; 3. Обеспечивают реализацию субъективных прав и юридических обязанностей; 4. Обеспечивают применение неблагоприятных мер воздействия в связи с совершением правонарушения. Методы правового регулирования подразделяют на виды: 1. Административно-правовой (по вертикали) метод (императивный), который применяется в императивных отраслях права: административное право, уголовное право, процессуальные отрасли права и др.; 2. Гражданско-правовой (по горизонтали) метод (диспозитивный), который применяется в диспозитивных отраслях права: гражданское право, международное частное право и др.; 3. Рекомендательный, который предлагает наиболее оптимальный с точки зрения закона вариант правомерного поведения субъекта правоотношения (например, данный метод используется в отрасли предпринимательского права); 4. Поощрительный, который предусматривает стимулы за совершение определенного правомерного социально полезного поведения (например, данный метод используется в отрасли трудового права). Отрасли права могут быть поделены на виды по различным основаниям классификации: А) Виды отраслей права в зависимости от характера правового регулирования: 1. Материальные отрасли права, регулирующие непосредственно общественные отношения, через определения субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений и отвечающие на вопрос: Что они регулируют?; 2. Процессуальные отрасли права, регламентирующие порядок (процесс) применения норм материальных отраслей права и отвечающие на вопрос: Как они регулируют? Б) Виды отраслей права в зависимости от их значимости и масштабности: 1. Отрасль конституционного права; 2. Профилирующие отрасли права (отрасль уголовного, гражданского, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального права); 3. Специальные отрасли права (отрасль трудового права, торгового права, морского права); 4. Комплексные отрасли права, которые занимают промежуточное положение между различными отраслями права (Например, отрасль муниципального права, занимает промежуточное положение между отраслью конституционного и административного права; отрасль предпринимательского права, занимает промежуточное положение между отраслью гражданского и финансового права). Институт права – это совокупность правовых норм, которые регулируют вид или виды качественно однородных общественных отношений внутри отрасли права. Признаки института права: 1. Регулирует определенный участок общественных отношений в рамках отрасли права; 2. Выступает элементом системы права (по охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права); 3. Взаимодействует с другими элементами системы права и имеет межотраслевые связи. Институты права классифицируются по различным основаниям: 1. По сфере распространения – на отраслевые и межотраслевые; 2. По правовому характеру – на материальные и процессуальные; 3. По функциям – на охранительные и регулятивные. Составной частью института права является субинститут - совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве - субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.). Системы права и системы законодательства имеют сложное внутреннее строение и различаются по следующим основаниям: 1. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт (нормативное предписание); 2. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства – в качестве формы; 4. Система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства преимущественно субъективна, поскольку зависит от воли законодателя; 5. Система права имеет первичный характер, а система законодательства – производный (первая служит исходной базой для второй); 6. Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 7. Система права и система законодательства различаются по своему объему: Законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности, поскольку кроме законодательства, право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах, а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.
|