Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сельский туризм: понятие и виды. Национальные модели организации сельского туризма
Одной из наиболее очевидных проблем современной науки о туризме является неразработанность терминологии. Это касается и агротуризма. Следует отметить, что более общим понятием является «туризм в сельской местности», который необходимо отличать от агротуризма. Рассмотрение туризма в сельской местности (или сельского туризма в широком смысле слова) требует подробной характеристики каждого вида туризма, имеющего связь с сельской местностью, а именно экологического, этнографического, природного, познавательного, спортивного и некоторых других видов. Агротуризм - особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства. Сельский туризм является одним из видов туризма, формирующих туризм в сельской местности по территориальному признаку, но никак не синонимом туризма в сельской местности. Сельский туризм выделяется как самостоятельный вид туризма на основе особых форм досуговых занятий (например, уход за домашними животными, прогулки и пикники в сельской местности) и мотивации совершения туристских поездок (знакомство с сельской местностью и сельским образом жизни). Существующие в мире определения понятия агротуризма отражают концептуальные подходы к развитию и становлению данного вида туризма в разных странах. Так, в Дании сельский туризм характеризуется как услуги обслуживания отдыхающих, которые приезжают в деревню, и благодаря этим услугам местные жители получают дополнительный доход. В Испании это явление означает размещение на фермах, в сельских домах, небольших деревенских гостиницах, а также в старинных замках, реконструированных под высококлассные гостиницы с полным комплексом услуг для отдыха. Rural или agricultural tourism по-кипрски -это отдых в национальной деревне или сельскохозяйственном парке-музее под открытым небом. В США и странах Западной Европы это явление носит название «зеленый сельский туризм» и означает отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Обобщая концептуальные подходы к понятию сельского туризма (агротуризма) в разных странах, можно предложить следующее его определение: сельский туризм - это сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и ее особенностей для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов, как правило, индивидуальные, специализированные, находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки. Агротуризм как сектор туристской индустрии обладает следующими конкурентными преимуществами: - низкая затратность старта, то есть для начала такого вида деятельности организатору практически не нужен стартовый капитал; - малая затратность деятельности, особенно за счет отсутствия большого штата обслуживающего персонала; - высокая безопасность инвестиций, так как эти инвестиции - в собственное хозяйство; - индивидуальный подход к созданию турпродукта позволяет обеспечить себе постоянную клиентуру, что является экономически выгодным сектором на туристском рынке. Кроме того, сельский туризм выгоден дестинации и в социальном плане: - обеспечивает дополнительные рабочие места среди сельского населения, особенно женщин; - возрождает национальные традиции сельской жизни, культурно-бытовые обряды, ремесла, событийные мероприятия; - пополняет местные бюджеты и повышает уровень культуры и жизни в дестинации. В научной литературе выделяется четыре основные модели функционирования сельского туризма. Западноевропейская модель. Распространена во Франции, Италии, Испании, Германии, Дании, Ирландии и других странах Западной Европы. Сельский туризм в данном случае развивается на базе фермерских хозяйств и рассматривается как альтернативная деятельность фермеров, которая позволяет занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения, избежать миграций и негативных социальных явлений. Здесь сельский туризм пользуется поддержкой государства, получает политическую, юридическую и финансовую поддержку властей и рассматривается как форма малого семейного бизнеса. Данная модель является самой высокоорганизованной и малозатратной. Существуют особенности национальных вариаций западноевропейской модели: 1. Французская модель. В ее рамках развивается множество вариаций сельского туризма. Так, для юга Франции характерно сочетание сельского и купально-пляжного туризма. Агротуризм здесь тяготеет к садоводческим и виноградорским предприятиям. В качестве средств размещения, как правило, используются маленькие коттеджи-апартаменты. Туристы самостоятельно готовят пищу из экологически чистых сельских продуктов. Развивается гастрономический туризм - в целях знакомства с кухней того или иного региона. Для него характерно размещение на фермах с полным пансионом. Туристы проживают в хозяйском доме, питаются местными блюдами, знакомятся с процессом приготовления этих блюд, получают их рецепты. Винный туризм - «лицо» французского сельского туризма. В качестве туристских занятий здесь выступают дегустация вин и шампанских, посещение винодельческих хозяйств, изучение технологического процесса виноделия, ознакомление с правилами подачи вина к столу и сочетаемости его с гастрономическими блюдами, коллекционирование марочных вин. В долине реки Луары сельский туризм развивается в сочетании с познавательным (осмотр замков), а в альпийской Франции - со спортивным туризмом. 2. Германская модель. В ее рамках развивается фермерский туризм. Туристы проживают в хозяйских домах. Основными досуговыми видами деятельности являются помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка. Сельский туризм в Германии тесно связан с событийным: организуется множество народных праздников и фольклорных фестивалей, проходят сельские ярмарки (например, праздник пива «Октоберфест» в Баварии). 3. Итальянская модель. Туризм развивается здесь в разных типах крестьянских хозяйств, среди которых выделяются три тематические группы: «природа и здоровье» сочетание сельского и экологического туризма; «традиционная гастрономия» - вина, рыба и морепродукты, оливковое масло; «спорт» - плавание, велоспорт, теннис, верховая езда. В качестве средств размещения используются комнаты в жилых домах, отдельные дома или апартаменты. Восточноевропейская модель. Распространена в странах Восточной Европы - Кипр, Греция, Болгария, Польша, Чехия, Литва. Сельский туризм рассматривается как возможность разгрузить туристские центры и снизить экологическую нагрузку на прибрежные зоны. Основной задачей является привлечение туристов в глубь страны, в экологически чистые природные зоны путем реконструкции старинных усадеб и национальных деревень, а также создания гостевых домов. Но в этих саранах недостаточно развита местная инфраструктура (дороги, парковки, коммунальные сети). Для решения этих вопросов создаются специальные государственные программы в регионах. Эта модель основана на использовании и реконструкции уже имеющихся сельских гостевых домов и иных средств размещения, а также реконструкции или создании необходимой инфраструктуры при управлении и непосредственном участии в этом процессе государства, нуждается в инвестициях. Азиатская модель. Она требует больших первоначальных капиталовложений, так как предполагает строительство «VIP-деревень» и сельскохозяйственных парков - «музеев под открытым небом» с возможностью проживания в них - или дорогих национальных гостиниц, расположенных в сельской местности. Примером подобных «деревень» является действующая на Шри-Ланке «VIP-деревня», стилизованная под национальное жилье, предоставляющая туристам полный набор услуг, с проживанием в отдельных бунгало и обслуживанием на уровне пятизвездочного отеля. Туристу здесь обеспечен контакт с «живой природой» и знакомство с национальной кухней, сельскими ремеслами и промыслами. В Малайзии же создаются сельскохозяйственные парки. Туристам предлагается проживание в национальных жилищах, национальная кухня, участие в сельских мероприятиях и развлечениях. Особенностью азиатской модели является нетрадиционный подход к выбору средств размещения. При реализации этой модели огромное внимание уделяется национальным традициям и культуре. Англо-американская модель. Распространена в англоязычных странах (Великобритания, США и Канада). Средствами размещения здесь служат частные гостиницы, пансионаты, организующие прием туристов по системе В& В - «ночлег и завтрак», но не предоставляющие набор дополнительных услуг для отдыха и не ориентированные на национальную специфику. Следует заключить, что видов сельского туризма достаточно много, и в основном они совпадают с видами туризма как такового. Так, видами сельского туризма по целям путешествия являются познавательный, самодеятельный, оздоровительный, экологический, спортивный, гастрономический, рекреационный, хобби-туризм, ностальгический, дачный, туризм с целью кладоискательства, знахарский туризм. По принадлежности транспорта выделяют сельский туризм с использованием арендованных и с использованием собственных транспортных средств. По видам транспорта сельский туризм подразделяется на авиационный, теплоходный, автобусный, железнодорожный, автомобильный. По используемым средствам размещения сельский туризм предлагают делить: - на фермах или сельских усадьбах в отдельной комнате в одном доме с хозяином; - в апартаментах в одном доме с хозяином или в здании на территории фермы, усадьбы; - отдельном коттедже; - номере сельской гостиницы; - палаточном городке на территории усадьбы; - исторических зданиях (замках, монастырях); - стилизованных под национальное жилье отдельных коттеджах специальных турцентров - «Национальных деревень». Следует отметить, что в основе обслуживания туристов лежит понятие комплексной туристской услуги. Туристская услуга - результат деятельности туристской организации по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура и отдельных его составляющих. Для агротуризма характерна следующая особенность туристских потребностей. Как правило, туристы, предпочитающие отдых в сельской местности, акцентируют внимание на услугах средств размещения и организаций отдыха и досуга в них или в месте их расположения. Что касается средств перемещения, то в некоторых случаях туристы предпочитают самостоятельное передвижение посредством местного транспортного средства. Туристы имеют также специфические потребности: возможность отправиться на охоту, рыбалку, принять участие в национальном празднике, посетить исторические памятники и другие объекты туристского интереса. При формировании комплексной туристской услуги следует ориентироваться в первую очередь на туриста. Комплексная туристская услуга включает в себя основные услуги по размещению, питанию, а также транспортные услуги и дополнительные услуги по развлечению и оздоровлению, экскурсионному обслуживанию гостей. В частности, для сельского туризма характерна следующая система услуг: 1. Система основных услуг. а) система проживания: - гостевые дома и комнаты на фермах и сельских усадьбах; - сельские гостиницы; - исторические здания; - средства размещения в специальных туристских центрах и др.; б) система питания: - «В& В»; - сельские кафе и столовые; - питание блюдами национальной кухни, организованное владельцем усадьбы; - самостоятельное питание; в) система транспорта: - наземный: автомобильный, железнодорожный, велосипеды, мотоциклы и др.; - воздушный; - водный. 2. Система дополнительных услуг: а) система экскурсионного обслуживания: - обзорные экскурсии по местным достопримечательностям; - экологические экскурсии; - тематические экскурсии; - прогулочные экскурсии на лошадях и др.; б) система отдыха и оздоровления: - спортивные площадки; - пляжи; - национальные парки, сады, леса и др.; в) инфраструктура системы развлечений: - дискотеки и кинозалы; - сельские библиотеки; - места для спортивных игр, плавания; - места сбора грибов, ягод; - заповедники, заказники; - горнолыжные курорты, тематические парки; - клубы по интересам и пр. На основе изучения потребностей туристов целесообразно выделить особенности и составные части туристской инфраструктуры региона (дестинации) сельского туризма: 1) средства размещения (СР): - расположены в сельской местности в составе частных ферм, усадеб; - сельские гостиницы, кемпинги, исторические здания; - предлагающие возможность для занятия активными и пассивными видами спорта; - предоставляющие возможность для обучения ремеслам и секретам национальной кухни; - предоставляющие прокат различного инвентаря; - с прилегающей территорией, оборудованной для отдыха; 2) средства питания: - наличие кафе и других средств питания в сельской местности; - наличие специальных зон под открытым небом для самостоятельной - возможности приготовления пищи в СР; - возможность использования продуктов, выращенных на приусадебном участке самостоятельно для приготовления пищи; 3) средства передвижения: - наличие пригородных дорог для автомобильного передвижения; - наличие пешеходных маршрутов, лесных троп, прогулочных зон; - наличие водных путей и маршрутов по рекам и озерам; 4) объекты туристского показа: - исторические и социально-культурные объекты (архитектурные и исторические памятники, краеведческие музеи, историко-этнографические центры и т.п.); - природные объекты (памятники природы, национальные парки, Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенный рост спроса на сельские туры. Согласно статистическим данным, около 30% населения предпочитают именно такой отдых. Очевидно, что сельский туризм постепенно начинает переманивать туристов из сферы курортного туризма, привлекая их сравнительно низкими ценами и широкими возможностями организации досуга. Но в России сельский туризм как вид отдыха по сравнению с другими странами малоизвестен. В организационном аспекте он делает лишь первые шаги. Пропагандистами и инициаторами развития сельского туризма выступают сегодня, как правило, руководства национальных парков, музеев-заповедников, высшие учебные заведения, общественные организации, частный бизнес. В ряде регионов России отмечен первый опыт создания сетей частных сельских гостевых домов - в Калининградской области, «Зеленый дом» - на Алтае, «К бабушке в деревню» - в центральной России, в селах Национальных парков - «Смоленское Поозерье» и «Вепсский лес» и др. Все эти регионы имеют свою специфику как в поиске объектов сельского туризма, так и в работе с потенциальными хозяевами гостевых домов. Сегодня имеются объективные факторы развития сельского туризма в России: - для жителей крупных мегаполисов России назрела необходимость в организации отдыха различной продолжительности и комфортности в своих регионах; - изменения в экономической и политической обстановке жизни страны, что привело к затяжному кризису большей части сельского населения. Основными проблемами села являются: высокий уровень безработицы, миграция трудового населения, низкий уровень дохода у трудоспособного населения, изменение внешнего облика деревень, потеря «деревенской философии». Выход из сложившейся ситуации может заключаться в поиске альтернативных видов деятельности с целью предотвращения миграции, а также негативных социальных явлений; - появление на российском туристском рынке нового потребителя -представителя среднего класса, готового платить за индивидуальные услуги туризма и отдыха в своем регионе; - наличие в регионах России высокого ресурсного потенциала для туризма, который сегодня не может быть использован в силу отсутствия средств размещения или их низкой комфортности, а также низкого уровня обслуживания. Основными проблемами в развитии сельского туризма в регионах России являются: - нескоординированность деятельности по развитию сельского туризма на федеральном, региональном и местном уровнях; - отсутствие рационального подхода к регулированию туристских потоков; - неразвитость управленческой структуры туризма, что препятствует цивилизованному объединению усилий как непосредственно туристских, так и муниципальных, социальных, транспортных, строительных, культурных и других организаций для наращивания туристского потенциала региона; - отсталость местной туристской инфраструктуры: отсуствуют благоустроенные сельские гостиницы и гостевые дома, плохое состояние дорог и др.; - низкое качество предоставляемых услуг предприятиями питания, транспортной связи, бытового сервиса; - недостаточное информационное обеспечение туристских маршрутов и мест отдыха; - отсутствие устойчивых партнерских отношений с российскими и иностранными турфирмами, заинтересованными в сотрудничестве с туристскими организациями района, в том числе работающими преимущественно в сельской местности; - отсутствие финансовой поддержки сельского туризма со стороны, как региональных администраций, так и местных сообществ; - инертность деревенских жителей, их нежелание заниматься турбизнесом (боязнь риска); - страх принимать у себя в доме чужих людей; - незнание основ туриндустрии и гостеприимства у сельских жителей, готовых принимать гостей; - нежелание и (или) неумение предоставлять дополнительные услуги, кроме размещения; - отсутствие на местах обучающих и консультационных центров, где можно было бы получить знания и консультации по основам предпринимательства и организации сельского туризма. В России, как и Европе, сельский туризм может стать магистралью, ведущей к экотуризму в его самом современном понимании. На этом пути, однако, предстоит ряд ключевых задач, среди которых важнейшими являются: - поддержание сельского производителя (фермерских и крестьянских хозяйств); - охрана сельских ландшафтов и раритетов истории, архитектуры, культуры; - поддержание и улучшение качества сельской среды до уровня, который обеспечит возможность получения действительно экологически чистой сельхозпродукции; - реализация принципов местного самоуправления; - распределение значительной части прибылей от сельского туризма среди сельских жителей; - развитие средств размещения, возможностей культурно-познавательного туризма, предложения туристам местной гастрономии; - содействие в рекламе сельского туризма и предоставлении го как уникального национального продукта. Поэтому основные направления развития сельского туризма в российских регионах связаны с поиском эффективных моделей его функционирования, основанных на оценке туристско-рекреационных возможностей региона, включающих наличие средств размещения, характерных для сельского туризма; природных, исторических и социально-культурных объектов; элементов туристской инфраструктуры региона и их состояния, а также с обеспечением государственного управления, стимулирования и поддержки сельского туризма на всех уровнях для дальнейшего его развития.
|