Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития социального туризма






Структура ответа: Понятие и сущность социального туризма. Законодательная база социального туризма. Механизмы и принципы государственного регулирования социального туризма. Понятие социальной туристской ренты. Понятие социального туристского продукта. Базовый стандарт доступности социального туристского продукта. Перспективы развития социального туризма.

 

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Истоки социального туризма восходят еще к деятельности Т. Кука, основавшего первую туристскую фирму, которая организовывала путешествия не только для богатых, но и для малообеспеченных классов общества. Важным этапом в развитии социального туризма стал рубеж XIX - XX вв., когда в наиболее развитых странах мира развернулось движение за народный туризм, под которым понималось участие в туризме представителей бедных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма, соответствующие их финансовым возможностям. Народный туризм стал отправной точкой в становлении современного социального туризма. В конце XIX - начале XX вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу. Социальный туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. Социальному туризму того времени нередко были присущи черты филантропической деятельности на принципах христианской морали.

Такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны. В познавательном плане участников социального туризма (в том числе рабочих) интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу. Что касается форм туристских услуг, то в основном это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны, что способствовало развитию некоммерческого международного туристского обмена.

В XX веке социальный туризм интенсивно развивался, например, во Франции. Наиболее распространенной формой его здесь является сельский туризм, в рамках которого люди среднего достатка проводят свои отпуска и уик-энды на природе или в провинции, снимая недорогой домик в деревне или на ферме. Развитие данной формы социального туризма привело к созданию мощной ассоциации «Деревни-семьи-отпуска», которая владеет 185 объектами отдыха по всей стране. В их числе - коттеджи сезонного типа, молодежные лагеря, кемпинги, домики в горах для больших семей. Ассоциация существует на взносы пайщиков, которые она пускает в оборот, используя доход для расширения базы социального туризма.

Другая французская организация - «Касса вкладов и сбережений», также существующая на средства вкладчиков, аккумулирует средства, пускает их в оборот, а затем на полученные средства прокладывает дороги, строит жилье, базы отдыха, на которых предоставляет участникам организации льготный отдых. Так как развитие туризма способствовало подъему целых регионов Западной Европы в области экономики, муниципальные власти всегда поддерживали организации, которые занимались строительством баз для социального туризма, - они предоставляли им и землю, и строительные материалы по льготным ценам. Для них это является выгодным вложением инвестиций, поскольку осваиваются новые непривлекательные территории, создается инфраструктура, что способствует устойчивому развитию территории. Помимо этого, правительства многих стран поощряют подобного рода деятельность турфирм через налогообложение и политику ценообразования, так как это способствует приобщению к различным видам туризма детей, молодежи, пожилых людей и малообеспеченных категорий населения.

Важной вехой в истории социального туризма стало принятие в 1980 году на Всемирной конференции в Маниле Декларации по мировому туризму, где говорилось, что современный туризм связан с социальной политикой, приведшей к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Также отмечалось, что более пристального к себе внимания требует молодежный туризм в связи с тем, что уровень доходов этой категории населения не создает благоприятных условий для путешествий и отдыха. Такое же внимание, согласно Декларации, должно уделяться и людям преклонного возраста, и людям с физическими недостатками.

В современной терминологии социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные), субсидируемые из государственного бюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами, представителей «социально уязвимых» слоев общества (учащихся, безработных, низкооплачиваемых категорий работников и т.п.).

Социальный туризм был важной составной частью государственной социальной политики в СССР, где он осуществлялся профсоюзами и Центральным Комитетом Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ЦК ВЛКСМ). Двумя центральными организациями, занимавшимися социальным туризмом, были Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ.

Переход к рыночной экономической системе, повлекший за собой тяжелейшие социальные последствия в 1990-е годы, привел к практической ликвидации социального туризма в России. Однако в последние годы в связи с экономическим ростом, увеличением доходов населения туристские услуги вновь становятся одними из наиболее востребованных. При этом все больше внимания сегодня начинают уделять социальному туризму, который объявлен приоритетным направлением развития туристской отрасли.

Показателем роста интереса к социальному туризму в постсоветской России стало внесение в 1998 году в Государственную думу проекта закона «О социальном туризме». И хотя закон не был принят, его обсуждение привлекло внимание туристской общественности к проблемам социального туризма. В проекте, разработанном Комитетом Государственной думы РФ по туризму и спорту, предлагалось следующее определение социального туризма - это сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан. Законопроект «О социальном туризме» был нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Правовые идеи проекта закона «О социальном туризме» дают возможность определить юридическую сущность социального туризма и его участников.

Социальный туризм - сфера деятельности туристских организаций по созданию, продвижению и максимальному распространению социального туристского продукта в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации. Социальный туристский продукт - совокупность туристских услуг и туров (маршрутов) социального характера, удовлетворяющих основные и наиболее массовые потребности людей на уровне минимально необходимого восстановления их жизненных сил посредством социального туризма. Субъекты социального туризма: граждане Российской Федерации независимо от их социального статуса и экономического положения, а также возраста, языка, отношения к религии, расовой и национальной принадлежности; дети, учащиеся, ветераны и другие слабозащищенные социальные группы населения, нуждающиеся в специализированных туристских социальных программах; туристские работники - экскурсоводы и аниматоры, музейные работники и краеведы, инструкторы туризма и проводники-спасатели, объединенные в профессиональные ассоциации, движения.

По мнению разработчиков, в случае принятия закона «О социальном туризме» основная часть населения страны (дети, учащиеся, специалисты, ветераны, инвалиды, участники самодеятельного туризма, соотечественники, малочисленные народности, интеллигенция) получат адресную поддержку в ходе реализации социальных программ и туристского продукта. Для них вновь откроется доступ к культурно-историческому наследию и природным зонам России; государство установит контроль, норму требований, принципов, отрегулирует развитие социального туризма и получит необходимый объем финансовых поступлений за официальную поддержку политики социального туризма; субъект Федерации нормирует региональное законодательство, восстанавливает туристскую инфраструктуру, расширяет сферу туристских связей, получает прямые и рентные платежи от туристского обращения; местная территория оживляет омертвленные объекты туризма, получает рентные платежи, компенсирует коммунальные затраты, защищает экологию и наследие; частный бизнес и малое предпринимательство вступают в социально-экономические отношения с субъектами социального туризма, выравнивают систему реализации, развивают малые формы туризма, получают средства как производители туристских услуг и законодательную защиту от экономической нестабильности финансово-туристской олигархии.

Социальный туризм оформляется как закономерно развиваемый социальный сектор туризма, реализует, производит и расширяет социальный туристский продукт, активизирует самодеятельные и добровольные общественные движения, расширяет рамки доступности средств туризма социально незащищенным слоям населения, имеющим конституционное право на свободу передвижения, отдых, путешествия, поездки, обмены и туристские занятия.

По мнению отечественных специалистов, социальный туризм - это разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку.

Принято выделять следующие особенности социального туризма:

1. Забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения.

2. Охват различных категорий граждан - от учащихся и студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда, малообеспеченных семей.

3. Предоставление льгот не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности, но и в качестве поощрения наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия.

4. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов. При этом дотация и льготы и поощрительные стимулы распространяются как на самих участников-туристов, категории которых определены законодательными актами и уставами негосударственных фондов, так и на организаторов такого вида туризма.

5. Преобладание коллективных и организованных форм.

6. На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм характеризуется бесплатными и льготными путевками в дома отдыха, санатории, турбазы, специальными транспортными тарифами, налоговыми и таможенными льготами.

7.Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях.

Социальный туризм в мире также характеризуется: активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.); разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.); использованием достижений в социальной сфере, повышающих уровень жизни и стандарты здравоохранения.

В сфере социального туризма существуют следующие классификации его разновидностей:

По направленности выделяют разновидности социального туризма:

1. Самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм - общественное движение; путешествия, осуществляемые туристами на свои средства, а также при поддержке государства и общественности, с использованием активных способов передвижения различной сложности. Самодеятельный туризм вырабатывает навыки поведения в различных природно-климатических условиях, при стихийных бедствиях, прививает бережное отношение к окружающей среде, умение вести природоохранные работы.

2. Лечебно-оздоровительный туризм - туристские путешествия граждан с низким среднедушевым доходом, слабозащищенных в социальном отношении, а также остро нуждающихся в рекреации и лечении, осуществляющиеся на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме. Социальные льготы на лечебно-оздоровительный туризм, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке как подтверждение взаимных обязательств работников и работодателя.

3. Экологический и культурно-познавательный туризм - туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия. Включение охраняемых объектов природного и культурного наследия в программы социального туризма и порядок их посещения должны согласовываться с их владельцами или уполномоченными лицами.

По категории туристов социальный туризм делится на следующие разновидности:

1. Детско-юношеский туризм, который охватывает туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, включая центры и станции детско-юношеского туризма, осуществляющие в том числе факультативную подготовку по туризму и краеведению. Учреждения и другие организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по туризму и краеведению, обеспечиваются бюджетным финансированием и пользуются различными налоговыми преимуществами.

2. Туристские путешествия инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью, осуществляемые на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме.

3. Школьные и молодежные туры, ориентированные на организацию путешествий в рамках программ обучения, чаще всего дополнительного вне стен учебных заведений (сбор гербариев, изучение родного края, ориентирование на местности, изучение приемов походной жизни, робинзонада, предметные экскурсии, а также туры, ориентированные на военно-патриотическое воспитание молодежи). Значительную роль здесь играет также школьный и молодежный обмен. Подобные туры требуют особого внимания организаторов, хорошей педагогической подготовки и специальных знаний.

4. Семейные путешествия для малообеспеченных семей.

5. Туристские поездки по Российской Федерации зарубежных соотечественников - призваны способствовать культивирированию среди них родного языка и иных национальных ценностей, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству, в том числе в сфере социального туризма и туристского образования, привлечению из числа зарубежных соотечественников инвесторов для восстановления, сбережения в России природного и культурного наследия. На туристские поездки по России зарубежных соотечественников распространяются преимущества, предусмотренные Федеральным законом для российских участников социального туризма.

Наиболее сложным является вопрос о механизмах финансирования социального туризма. В качестве одного из возможных механизмов экономического регулирования социального туризма, по мнению специалистов, может выступать создание фондов социального туризма.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 118) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.

Фонд социального туризма может создаваться для накопления финансовых средств, поступающих от юридических и физических лиц, благотворительных организаций на цели развития внутреннего, соци­ального туризма в условиях рыночных отношений. Региональные законодательные акты о туристской деятельности предусматривают создание аналогичных фондов. Так, Закон «О туристской деятельности в Московской области» (ст. 7) предусматривает, что «туристские объединения и организации, граждане имеют право самостоятельно, в том числе на договорной основе создавать фонды для финансирования туристской деятельности. Организация и деятельность указанных фондов осуществляется в соответствии с их уставами на основании действующего законодательства». Фонды социального туризма аккумулируют: средства, полученные от использования нематериальных активов комиссий по социальному туризму, туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и др.); доходы по процентам от льготных кредитов, выделяемых коммерческими структурами субъектам малого предпринимательства в социальном туризме; добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма; поступления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Еще одним механизмом финансового обеспечения социального туризма может стать существующая в ряде зарубежных стран система отпускных чеков, которые можно использовать при покупке турпродукта. Системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий. Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов: агентства, уполномоченного производить необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату); оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия, профсоюзы); носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица); предприятий обслуживания по отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заключаются в следующем: определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму; оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные); работник предприятия рассчитывается за чек единовременно или в рассрочку; полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия. Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания!

Перспективы развития социального туризма в современной России связаны с решением целого ряда проблем: создание новой или адаптация к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма; отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы; информационные и психологические трудности отдыхающих в системе социального туризма; растущие стандарты качества обслуживания; определение форм оказания материальной помощи клиентам социального туризма.

Специалисты предлагают целый ряд мер, направленных на стимулирование социального туризма:

1. Создание федерального и региональных фондов поддержки социального туризма как бесприбыльных организаций.

2. Формирование благоприятного налогового климата как для сферы социального туризма в целом и сопутствующих отраслей, так и для привлечения инвестиций и пожертвований в эти сферы со стороны юридических и физических лиц в пределах действующей налоговой системы.

3. Создание специализированных банков по обслуживанию туризма, предоставляющих льготные кредиты для социального туризма.

4. Предоставление государственными банками льготных кредитов для реконструкции старых и строительства новых туристских объектов.

5. В случае предоставления льготных кредитов на указанные цели со стороны коммерческих банков - предоставление последним государственных субкредитов и конкретных гарантий со стороны государства (государственных банков).

6. Предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд и займов физическим лицам на обустройство и эксплуатацию «малых» частных гостиниц (при лицензировании этой деятельности).

Предоставление определенных льгот в транспортных тарифах для туристов-пенсионеров и инвалидов, а также жителей отдаленных районов.

8. Упрощение процедуры привлечения иностранного капитала для строительства и эксплуатации туристских объектов и деятельности в сфере социального туризма; предоставление налоговых льгот иностранному капиталу на указанные цели; отмена для иностранных инвесторов ограничений на вывоз прибыли в сфере социального туризма; всемерное поощрение «импорта» в Россию «социальных» иностранных туристов.

9. Резервирование за сферой социального туризма участия в деятельности федеральной контрактной системы - при размещении гарантированных государственных заказов на продукцию, строительство, транспорт для целей социального туризма.

10. Всемерное содействие безвалютному международному обмену «социальными» туристами (упрощение визовых формальностей, скидки к транспортным тарифам и др.).

11. Предоставление налоговых льгот для юридических лиц, оплачивающих расходы на социальный туризм своим сотрудникам (в т.ч. ушедшим на пенсию), а также «подшефным» малоимущим гражданам, детям и инвалидам.

Представляется настоятельно необходимым заключить в рамках СНГ межгосударственное соглашение по сотрудничеству в области социального туризма, отчего экономическая и социальная значимость его еще более возрастет. Предлагаемая система мер будет способствовать смягчению социальной направленности, формированию в обществе социальных и экономических мотиваций, своеобразного социально-психологического имиджа в отношении к социальному туризму как одному из факторов здорового образа жизни для широких масс населения, переориентации большинства населения на иные социальные и политические ценности, его адаптации к рыночной экономике.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал