Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, особенности, разновидности






Структура ответа: Понятие и особенности делового туризма. Виды делового туризма. Организация корпоративного обслуживания как элемент делового туризма. Компоненты корпоративного обслуживания: деловые поездки за рубеж топ-менеджеров и сотрудников компаний, обслуживание иностранных партнеров, бизнес-переговоры, бизнес-встречи, поездки на зарубежные и региональные выставки и участие в них, организация и проведение презентаций, семинаров, конференций, конгрессов, бизнес-стажировки за рубежом, обучение за рубежом, инсентив-туры. Основные программы деловых туров, их соотношение. Требования к организации размещения деловых туристов. Понятие и сущность научного туризма. Требования к организации поездок с научными целями. Разновидности научного туризма (научно-экспедиционный туризм, научные мероприятия, научный туризм экскурсионно-познавательной направленности). Формы участия массового туриста в научных мероприятиях и поездках научной направленности. Значение научного туризма.

Одной из важных проблем туристской индустрии является влияние фактора сезонности. Снизить влияние данного фактора позволяет развитие таких видов туризма как деловой и научный.

Деловой туризм (business tourism) - наиболее быстро развивающийся сегмент туристского рынка как России, так и всего мира. Для обозначения этого вида туризма часто используют аббревиатуру MICE (Meetings Incentives Conferences Exhibitions).

Деловой туризм возник еще в древние времена, когда люди путешествовали для того, чтобы торговать. Путешествия с деловыми целями включают: встречи и конференции, торговые выставки и ярмарки, а также инсентив-путешествия (поощрительные), которые признаны наиболее эффективными средствами для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, а также для обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами. Особенно бурное развитие делового туризма началось в 70 - 80 годы XX столетия. В 90-х годах произошли существенные изменения в мировой политической и экономической жизни, на транспорте и в технологиях, а также в моделях потребления, которые оказали ощутимое влияние на мировой рынок деловых путешествий и открыли новые горизонты перед этим сектором туризма.

По мнению специалистов, основными разновидностями делового туризма являются конгрессный туризм и инсентив-туры. Конгрессный туризм приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например, туризм с целью отдыха и развлечений. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций, турист, прибывший на конгресс, тратит в среднем в день 200 долл. США (включая расходы на размещение, питание, транспорт, покупки).

В разных странах мира регулярно происходят организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы. Конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих, определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар - лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Встречи отличаются большим разнообразием. Они могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие задачи, могут быть немногочисленными (от нескольких человек до нескольких десятков участников) и многочисленными (сотни участников); могут быть короткими (в течение нескольких часов) и продолжительными (несколько недель). Однако основной характеристикой встречи, по которой ее можно считать частью рынка делового (конгрессного) туризма, является то, что она употребляет услуги индустрии туризма и проводится вне помещения организации, осуществляющей встречу. Например, собрание нескольких менеджеров компании, обсуждающих стратегию по заработной плате в своих подразделениях в течение нескольких часов, считается частью рынка делового туризма, если оно проводится в конференц-зале, зарезервированном в местной гостинице и сопровождается деловым обедом. Если же собрание проходит в конференц-зале организации, где работают эти менеджеры, то оно не может считаться частью индустрии туризма, поскольку участники не пользуются услугами индустрии туризма.

Однако встречи отличаются объемом используемых ими услуг индустрии туризма. Если встречи носят продолжительный характер, то делегатам предлагаются услуги не только отеля и ресторана, но и других секторов индустрии туризма, например, транспорт для осмотра достопримечательностей и прогулок, услуги розничной торговли для покупки туристического снаряжения, путеводителей и др.

В деловом туризме могут использоваться различные средства проведения встреч и конференций, от крупных конгресс-центров, специально построенных для этого, до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, теплоходов, тематических парков. Однако наибольшая часть подобных мероприятий все-таки проводится в отелях, способных комфортно разместить делегатов.

Основным рынком для индустрии встреч являются корпоративный сектор и ассоциации. Корпоративный сектор включает компании, чьи основные мотивы проведения встреч носят коммерческий характер: конференции по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам и др. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок также немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это относится к сфере делового туризма. Деловой туризм выступает одним из ресурсов интеграции и развития компаний через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.

Можно сказать, что в современном мире деловой туризм стал одним из важнейших условий успешного бизнеса. Глобализация мировой экономики и связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Ожидается, что на протяжении XXI века его роль будет расти. По мнению экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится до 2, 0 трлн. долларов США. По некоторым данным, увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.

Согласно статистике, ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. При этом в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а иногда даже увеличивает свои объемы. В качестве примера специалисты рассматривают межнациональные конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются для ее ликвидации - проводятся политические переговоры и консультации; в «горячую точку» направляются международные наблюдатели и гуманитарные миссии. При этом, естественно, об обычных туристических поездках в опасный регион не может быть и речи.

Большую роль в развитии делового туризма играют различные ассоциации, которые имеют две формы: профессиональные (объединения по профессиональному признаку) и добровольные (люди объединяются по интересам вне работы, например, хобби, вера, этические соображения и др.). По уровню ассоциации могут быть местными, региональными, национальными или международными. Так как члены ассоциации территориально разбросаны, необходима организация регулярных встреч. Естественно, что встречи международных ассоциаций включают больше элементов путешествий, чем встречи региональных или национальных ассоциаций.

Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания соответствующей мощной индустрии услуг. Современная инфраструктура делового туризма включает в себя выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.

Выездные конференции, семинары, тренинги - прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установления деловых связей, но и возможность укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам.

Компании и ассоциации, проводящие менее десяти встреч в году, обычно обращаются к консалтинговым компаниям, специализирующимся на организации подобных мероприятий. Некоторые из таких крупных компаний проводят более 150 мероприятий в год. Помимо выбора места проведения мероприятия консалтинговые компании оказывают поддержку организаторам в планировании мероприятия, координации различных вопросов, таких как определение необходимого количества инструкторов, обеспечение транспортными средствами для перевозки оборудования, контроль над процессом оплаты и др. В то же время от сотрудников этих компаний требуется достаточный профессионализм для решения незапланированных вопросов в непредвиденных обстоятельствах, например задержка рейса в аэропорту или ухудшение погодных условий. Консалтинговые компании, работающие на международной арене, объединяются в профессиональные организации, например в Международную ассоциацию профессиональных организаторов конгрессов (IАРСО).

Профессиональные организаторы мероприятий, в свою очередь, часто обращаются за помощью к местным операторам, которые хорошо знают свой регион или город и могут обеспечить бесперебойный трансфер делегатов в отель или другое место назначения, организовать личные развлекательно-познавательные программы (ужин в достопримечательном месте города или на круизном судне, шопинг и др.).

Одной из ведущих международных организаций по продвижению крупных региональных конгрессных центров является Европейская федерация по проведению конференций городов (European Federation of Conference Towns-EFCT), которая базируется в Брюсселе и объединяет 70 членов из 22 стран Западной и Восточной Европы. Созданная еще в 1964 году федерация ставит перед собой следующие задачи: по мере возможности упрощать проведение деловых мероприятий в Европе для организаторов встреч; для европейских центров делового туризма и организаций, проводящих деловые мероприятия, расширять доступ к информации; помогать организаторам встреч при поиске города в Европе, удовлетворяющего их требованиям; оказывать поддержку своим собственным членам на международной арене; сотрудничать с международными авторитетными организациями, ассоциациями и другими институтами; проводить специализированную подготовку кадров по проведению конференций; действовать как спикер европейской индустрии проведения конференций. Федерация издает журнал под названием «Ваши мероприятия в Европе», который финансируется за счет средств ее участников.

Выставки и торговые ярмарки обычно проводятся для презентации продуктов и услуг приглашенным представителям для стимулирования продажи или информирования гостей. В этом случае выставка представляет собой форму рекламы, где продукт можно изучать визуально, на ощупь, а в некоторых случаях и попробовать. Как средство рекламы выставки играют важную роль в маркетинге продуктов и услуг и стимулируют торговлю как внутри страны, так и за рубежом. В качестве сектора делового туризма организация и проведение выставок генерируют денежные средства для местной экономики за счет местных и иностранных гостей. Выставки считаются частью индустрии делового туризма, так как они стимулируют путешествия двух различных категорий людей: обслуживающих выставку, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции; гостей выставок, которые посещают их с разными познавательными целями, например для ознакомления с последними достижениями в разных областях экономики или осуществления покупок и заключения договоров. В рамках выставок проводятся целевые встречи, четко нацеленные на определенные сегменты рынка и сопровождающиеся продвижением продуктов и услуг. Большая часть гостей выставок наделена полномочиями осуществлять покупки. Выставки собирают большое количество лидеров в области продаж и трансформируют многие устаревшие нормы продаж.

В последнее время выставки и ярмарки все чаще сопровождаются конференциями и семинарами в целях повышения интереса к предмету мероприятия, а также для получения новой дополнительной информации, знаний от выставки. А некоторые торговые и технологические ярмарки предоставляют программу рабочих групп, разные демонстрационные курсы и форумы.

С другой стороны, многие конференции сопровождаются соответствующими выставками, которые повышают визуальное и практическое восприятие, а также обеспечивают дополнительные доходы организаторам конференций. По оценкам специалистов, около 20% выставок проводятся одновременно с соответствующими конференциями и наоборот. Удобство такого сочетания заключается в том, что участники конференций и выставок могут принимать в них участие, не покидая конгресс-центры или выставочные комплексы.

Особой разновидностью делового туризма является инсентив-туризм. Инсентив-путешествие - это специальный сектор туризма, применяемый компаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новых задач. Исходя из этого, многие компании используют его для повышения производительности труда внутри компании и роста активности работников, занятых продажей продукции компании. Поскольку инсентив-путешествие имеет сходство с туризмом отдыха, оно нередко рассматривается как скрытый сектор делового туризма. Реальные масштабы инсентив-туризма трудно оценить, так как хотя при выезде из страны граждане указывают цели своего визита, туристы, совершающие инсентив-путешествия, не выделяются в отдельную группу, а входят в категорию отдыхающих и деловых путешественников. Многие компании из-за высокого уровня конкуренции в своих областях скрывают истинные расходы в этом секторе туризма. На работников, награжденных инсентив-путешествиями, возлагается налог, и в некоторых случаях компании объединяют его с расходными статьями и тем самым усложняют оценку индустрии. По-мнению специалистов, очень сложно определить, какая часть встреч и конференций с сильно выраженными инсентив-элементами попадает в категорию инсентив-путеществий.

Важное место на рынке инсентив-туризма занимают США, где впервые и был использован этот вид путешествий. В 1906 г. одна из компаний штата Огайо наградила своих агентов по продажам бесплатным путешествием в штаб-квартиру компании. Спустя 5 лет победители удостоились путешествия в Нью-Йорк. Для организации инсентив-туров для своих сотрудников компании пользуются услугами специалистов в этой области (например, в Великобритании 53% организаторов имеют штат менее 20 человек, а 19% - более 100 человек). Роль таких специалистов более широка, чем коллег из обыкновенных туристских агентств. Они подключаются на ранних этапах процесса награждения и тесно работают с клиентом (компанией) при решении вопросов повышения производительности труда, проблем мотивации и других маркетинговых вопросов с помощью награждения путешествиями.

Сотрудничество обычно начинается с анализа дел у своих клиентов и определения вида вознаграждения, а также изучения устремлений представленных к награде работников. После выполнения этих функций специалисты проводят внутреннюю рекламу программы продвижения, мониторинг деятельности работников и выявляют победителей. Организация и проведение путешествия для победителей являются заключительным этаном их работы. Компании, выполняющие эти функции, называют себя «домами инсентив-путешествий» или просто «инсентив-домами».

Эти компании тесно сотрудничают с местными операторами, как и компании по проведению встреч. Так, местные операторы организуют многие практические мероприятия, т.е. трансфер из аэропорта до отеля, проведение экскурсий, банкетов и др., однако расходы на эти мероприятия составляют малую часть оборота организаторов инсентив-путешествий.

Крупнейшей международной профессиональной ассоциацией организаторов инсентив-путешествий является базирующееся в Нью-Йорке Общество организаторов инсентив-путешествий, имеющее 2100 членов из 67 стран. Основными функциями этого общества являются проведение конференций, публикации разных материалов об индустрии инсентив-путешествий как для членов ассоциации, так и для других, а также сертификация организаторов инсентив-туров.

Все сектора индустрии туризма (отели, транспортные компании, туроператоры, гиды и др.) принимают участие в проведении инсентив- путешествий. Однако имеются существенные различия между рынками отдыха и инсентив-путешествий. Поэтому продавцы туристских услуг, обслуживающие инсентив-путешествия, должны учитывать характеристики, которые присущи только этим путешествиям. Например, отели, собирающиеся работать на этом очень требовательном рынке (особенно требователен американский рынок), должны заботиться не только о качестве физического продукта, но и преимущественно об условиях обслуживания.

Основные специфичные требования для инсентив-путешествий можно объединить в следующие группы:

1. Уникальность. Ни одно путешествие не должно повторяться, маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов, богаты специфическими мероприятиями.

2. Фантазия и экзотика. Это связано с предоставлением возможности попробовать нечто необычное, например стрельбу по движущимся объектам или соколиную охоту. Некоторые гостиничные компании развозят своих гостей по их номерам с помощью экзотических средств, например, «Хаят Редженси Уайколоа» на Гавайях доставляет гостей на лодках по специально прорытым каналам.

3. Исключительность. По окончании путешествия его участники должны быть уверены, что они посетили необычное место и встретились с интересными людьми.

4. Оригинальность. В этой сфере особо ценятся инновационные идеи. Например, организаторы должны учитывать, что некоторые путешественники азартны по натуре, поэтому для них должны быть организованы различные соревнования, игры, например, Олимпийские игры по пляжным видам спорта и т.п.

Бизнес-путешественники предъявляют владельцам отелей свои требования и тем самым формируют специфический сегмент рынка. К таким требованиям можно отнести: высокие стандарты обслуживания; обеспечение средствами ведения бизнеса (компьютеры, ксероксы, факсы и т.п.); наличие всех необходимых видов связи и коммуникации; оздоровительные средства для релаксации напряженной работы (бассейны, сауны, массажные кабинеты, гимнастические залы, фитнес-центры и т.п.); гибкая система организации питания.

По мнению специалистов, примером отеля, успешно удовлетворяющего особым требованиям деловых путешественников, является отель «Беркли» (член группы отелей и ресторанов «Савой»), один из лучших отелей Лондона. Обслуживание деловых гостей отеля начинается задолго до их приезда. По прибытии в аэропорт Лондона их встречают работники компании «Савой Групп», одетые в синие костюмы и фуражки. В обязанности этих сотрудников входят встреча гостей и их сопровождение к забронированной автомашине (с водителем, без водителя или такси), а также предупреждение соответствующих служб отеля о приблизительном времени прибытия туда гостя. В отеле гостя встречает персонал службы приема гостей, говорящий на разных языках, отель активно применяет политику найма как одноязычных, так и многоязычных сотрудников, чтобы гости в отеле чувствовали себя как дома.

Номера в отеле обставлены так, чтобы полностью удовлетворять требования деловых гостей. Они оснащены видеоплейерами для обслуживания малых деловых презентаций. Однако отель «Беркли» в отличие от других отелей не создает у себя специальных бизнес-центров, так как его руководство считает, что их гости предпочитают осмотрительность и неприкосновенность, а бизнес-центры этого не могут гарантировать.

Деловым путешественникам может быть предоставлен мобильный бизнес-центр, оснащенный факсом, персональным компьютером, принтером и модемом. По желанию гостя он может быть смонтирован непосредственно в номере, а при необходимости через консьержа можно организовать услуги секретаря, который предоставит и другие нужные гостю услуги, т.е. услуги переводчика, резервирование мест в театре или ресторане и др. Кроме того, гостю может быть предложен мобильный телефон. Из дополнительных услуг, предоставляемых отелем, можно выделить оздоровительный центр, который включает гимнастический зал и крытый бассейн. Для снятия усталости и напряжения предлагаются также услуги массажиста, ароматерапия и рефлексология в центре красоты. В день отъезда гостя служба портье созванивается с аэропортом и улаживает все детали, связанные с вылетом, тем самым снижая вероятность стрессов у гостя.

Люди, путешествующие по производственным делам, используют разные виды транспорта так же, как и проводящие свои отпуска. Однако так называемые бизнес-путешественники предъявляют особые требования, по которым транспортные компании отличают их от других сегментов рынка, объединяя в отдельный сегмент. К этим специфическим требованиям можно отнести: скорость, комфорт, надежность и пунктуальность, удобство.

Деловой туризм положительно воздействует на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако есть и отличия.

Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду (например, это отели класса «три звезды» и выше, транспортные компании с первоклассным обслуживанием и т.д.). Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, например конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др.

Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому там всегда рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности.

В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в магазинах или на почте.

В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район.

На российском рынке деловой туризм стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х годов прошлого века. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес-туризме, постепенно расширяется. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.

В последние десятилетия в России начала формироваться инфраструктура въездного бизнес-туризма. В Москве и областных центрах строятся бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий.

По данным статистики, примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для делового туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

В Тверской области в последние годы также наблюдается подъем делового туризма. В регионе существуют благоприятные условия для проведения различных конгрессов, конференций, выставок (средства размещения необходимого уровня, возможность реализации интереснейших культурных программ, и что особенно важно, чрезвычайно удачное для приема гостей местоположение между российскими столицами).

Одним из перспективных видов туризма в XXI веке выступает научный туризм. К сфере научного туризма относят путешествия с целью организации или участия в научных исследованиях, знакомства с объектами науки и техники. При этом в поездках могут участвовать как ученые, так и непрофессионалы.

Научный туризм берет свое начало еще во времена античности, в мореплаваниях, предпринимавшихся с военными или торговыми целями, принимали участие ученые, совершавшие научные экскурсии во время береговых стоянок.

Специалисты выделяют три разновидности научного туризма: ознакомительный (во время поездки туристов знакомят с природными и антропогенными объектами и дают пояснения; «вспомогательное участие» (в этом случае туристы принимают участие в научных работах в качестве вспомогательного персонала, например, участвуют в реставрационных работах, археологических раскопках, работах в заповедниках по сохранению редких животных); самостоятельные исследования туристов.

Существует также условное деление научного туризма на научно-технический и научно-экспедиционный. Научно-технический туризм сочетает в себе элементы познавательного и профессионально-делового туризма с посещением объектов, представляющих научный и производственный интерес. В ходе этого могут организовываться семинары, обмен опытом, деловые встречи, ознакомление с технологическими новинками и изобретениями, а возможно и личное участие ученых в научных исследованиях и производстве. Например, Санкт-Петербург и Ленинградская область обладают в этом плане уникальным спектром объектов научно-технического интереса (уникальные памятники мирового гидростроения - каналы и шлюзы Южного Приладожья, музей железнодорожной техники, Ленинградская АЭС, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе, Институт физиологии им. И. П. Павлова, Адмиралтейские верфи и т. д.).

Научно-экспедиционный туризм предполагает проведение научных исследований учеными и специалистами в ходе целенаправленно организованных экспедиций-туров к местам и объектам, представляющим значительный научный, историко-культурный и познавательный интерес. Кроме научной программы в таких экспедициях значительное место может отводиться и мероприятиям собственно туристской и культурно-досуговой направленности.

Диапазон проектов, реализуемых в сфере научного туризма, очень широк: от привлечения школьников в научные экспедиции до участия любителей в уникальных научных экспериментах. Например, во многих российских регионах развивается научный туризм школьников. Все более популярными становятся поездки старшеклассников в палаточные лагеря на места археологических раскопок или этнографических изысканий.

Большое внимание развитию научного туризма в последние десятилетия стала уделять Российская академия наук (РАН). В 2002 году совместно с Российской международной академией туризма РАН создала Агентство научных туров, основная задача которого - добиться того, чтобы оригинальные результаты российских исследователей стали достоянием не только коллег-специалистов, но и широкого круга просвещенных любителей. Научный туризм может развиваться везде, где существуют научно-исследовательские учреждения.

Например, благоприятные условия для развития научного туризма существуют в Сибири. Международный научно-туристический комплекс «Денисова пещера» в Горном Алтае создан для обеспечения долгосрочных археологических исследований. Комплекс расположен в живописной долине р. Ануй рядом с уникальным археологическим памятником Денисова пещера. На его территории разместилась система комфортабельных коттеджей, помещений для камеральных и лабораторных работ, конференц-зал, ресторан. Для гостей комплекса предусмотрено проживание в отдельных коттеджах с одноместными и семейными номерами, где есть персональный туалет и душ. Питание в местном ресторане - блюда европейской и сибирской кухни, приготовленные из продуктов, произведенных в экологически чистых условиях Алтая.

Алтайские горы относятся к редчайшим творениям природы, привлекая разнообразием ландшафтов, редкими видами растительного и животного мира, уникальными памятниками истории и культуры. Природа Алтая необычайно разнообразна и контрастна: здесь сочетаются неприступные снежные вершины и широкие речные долины, бурные реки и кристально чистые озера, уютные теплые долины и мрачные глубокие ущелья, широкие степные котловины и высокогорные плато. С древнейших времен горные долины Алтая были заселены человеком. Следы его деятельности обнаружены в сотнях уникальных археологических объектов: в плейстоценовых толщах пещер и многослойных стоянок открытого типа, в культурных напластованиях поселений и захоронениях эпохи палеолита, в монументальных погребальных сооружениях - курганных могильниках скифского, гунно-сарматского и древнетюркского времени, в рисунках наскальной живописи, в языческих святилищах и культовых каменных изваяниях. Археология Алтая дает возможность понять, как человек стремился к достижению гармонии с природой на протяжении сотен тысяч лет. Еще одним перспективным центром научного туризма является биологический стационар Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), расположенный на северном побережье Телецкого озера. Стационар включает в себя ряд специализированных служебных помещений, вольеров для животных, а также столовую и коттеджи для специалистов и туристов. Гости стационара могут ознакомиться с работой биологов и насладиться красотой великолепных ландшафтов. Телецкое озеро - одно из красивейших озер России. Оно представляет узкий и длинный водоем шириной шесть километров. К вытянутому почти на восемьдесят километров зеркалу озера круто спускаются склоны лесистых гор. По глубине (325 м) Телецкое озеро уступает в России только Байкалу. Вытянутая форма, идеальная чистота воды, глубина, гористые берега -все это делает их удивительно схожими. В окрестностях озера соседствуют черневая тайга с бурными реками и каскадами водопадов, живописные альпийские луга и высокогорная тундра.

Ежегодно около 50 тыс. посетителей принимает Байкальский музей Иркутского научного центра СО РАН, которые получают зримое и системное представление о Байкале, о его научно обоснованном природопользовании. Среди инновационных проектов Байкальского музея: создание экспозиции с набором живых байкальских организмов; организация на территории музея дендропарка с набором уникальных ландшафтов и видов, занесенных в «Красную книгу»; создание культурно-просветительского и туристического центров. Озеро Байкал и его водосборный бассейн принадлежат к уникальным геосистемам мира. Байкал расположен в центральной части Сибири, недалеко от условного географического центра Азии. В этом районе сходятся границы различных флористических и фаунистических ареалов, создавая не имеющие аналогов биогеоценозы. Байкал - самое глубокое (1637 м) и самое древнее (около 25 млн. лет) озеро планеты, содержащее самое большое (более 1000 видов) количество эндемиков и представителей флоры и фауны (более 2600 видов), обитающих в пресных водоемах Земли. Необычно мягок для Сибири климат байкальских побережий. Количество солнечных дней здесь выше, чем на многих черноморских курортах. Исключительность многих физико-географических особенностей озера явилась причиной уникального разнообразия его растительного и животного мира. В этом отношении ему нет равного среди пресных водоёмов мира.

По мнению специалистов для развития научного туризма может также использоваться научно-исследовательский флот РАН. На его базе могут организовываться морские научные круизы в полярные области, в частности в антарктические воды. Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже возят туристов в море Уэдделла, на Южную Георгию, Южные Шетландские острова, на сам антарктический берег, стараясь проникнуть как можно южнее. По признанию авторитетных специалистов турбизнеса и самих туристов, эти суда удачно сочетают в себе качества комфортабельного отеля на 110 мест и первоклассной научной лаборатории. Удобные каюты, сауна, бассейн, бар, салон, магазин сувениров - всё это даёт круизу мировой туристский уровень. С другой стороны, помимо оснащённости современным оборудованием для исследований они имеют всё необходимое вспомогательное оборудование и снаряжение: катера «зодиаки» для работы в море и высадки на острова, лодки каяки и даже снегоступы для перемещения по снегу во время экскурсий на сушу. Туристы имеют возможности участвовать в научных исследованиях под руководством известных российских учёных: они наблюдают за редкими животными и птицами, работают с гидробиологами и гляциологами. Опыт этих зарубежных туристских экспедиций может быть с успехом перенесён и на российские полярные воды, и это уже делается - наши ледоколы возят туристов на Северный полюс. Однако в российском полярном прибрежье есть немало районов и объектов, которые могут стать основой для интереснейших научных туров, доступных не только состоятельному зарубежному контингенту, но и отечественному туристу.

В последние годы проекты в сфере научного туризма стали одним из направлений деятельности Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Российские и иностранные граждане проходят подготовку в Центре по программе «Космического лагеря». Участники программы имеют возможность: получить медицинский сертификат годности к космическому полету; изучить некоторые теоретические основы космонавтики; приобрести практические навыки по работе в невесомости на борту самолета-лаборатории; приобрести навыки по внекорабельной деятельности в условиях моделирования невесомости в гидролаборатории; получить навыки по пилотированию космическим кораблем «Союз»; проверить организм на переносимость факторов космического полета с использованием центрифуги ЦФ-18 и вестибулярных стендов; получить практические знания по выживанию в различных климатических и географических зонах, таких как тайга, море, тундра, пустыня и горы. В случае успешного завершения такого курса подготовки участникам программы вручают соответствующий диплом о прохождении подготовки в Центре.

В Тверской области также имеется определенный потенциал, позволяющий разрабатывать программы в сфере научного и научно-технического туризма. Например, большие возможности для развития научного туризма существуют в Центрально-лесном государственном природном биосферном заповеднике. Здесь, в удаленных от цивилизации местах, обитают бурый медведь, рысь, волк. Научные сотрудники заповедника и приезжающие специалисты изучают хищников, исследуют взаимоотношения человека и его деятельности с лесными обитателями. В деревне Бубоницы Торопецкого района Тверской области создана биостанция «Чистый лес». Ее сотрудниками разработана и апробирована методика спасения медвежат-сирот, выращено и отправлено в природу уже более 100 медведей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал