Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции развития туризма в современном мире






Структура ответа: Факторы становления и развития туризма. Тенденции развития туризма во второй половине XX – начале XXI веков: увеличение численности туристских потоков, увеличение числа международных прибытий, основные направления туристской активности. Развитие гостиничных и ресторанных цепей как тенденция развития современной туристской инфраструктуры. Формы развития гостиничных цепей: стратегический альянс, франчайзинг, сегментация рынка, контракт на управление, совместное предприятие, слияние и поглощение. Современные тенденции развития ресторанного бизнеса. Инновации в международном туризме: формирование туристских информационных центров, создание туристских ассоциаций, организация региональных музеев инновационного типа, распространение региональных институтов туризма, создание «велнес-центров» и «талассо-центров», разработка инновационных технологий в области оздоровительных услуг, совершенствование транспортной инфраструктуры, системы обслуживания туристов, развитие оригинальной тематики при проектировании отелей. Рейтинг поступлений от международного туризма. Влияние туризма на экономику стран и занятость населения: основные тенденции. Роль международного туризма в решении проблем бедности. Туризм как фактор укрепления здоровья нации.

 

Туризм в настоящее время является наиболее динамично развивающейся отраслью национальной и мировой экономики, наиболее перспективным видом деятельности, способным обеспечить культурное и экономическое процветание государств, решать острые социальные проблемы. Индустрия туризма и гостеприимства особенно интенсивно развивается в XX веке и является фактором экономической эффективности, борьбы с бедностью, проблемами регионального развития, совершенствования отраслевой структуры экономики, рационального природопользования, сохранения памятников историко-культурного наследия и т.п.

Если анализировать международный туризм, то его роль в настоящее время велика в решении актуальной сегодня проблемы бедности. Туризм оказывает позитивное воздействие на здоровье человека и выступает как фактор укрепления здоровья нации.

Как отмечалось выше, туризм в своем настоящем состоянии и понимании возник и оформился в конце XIX в., а истинное интенсивное развитие получил лишь во второй половине XX в., именно в период стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и получил громкий титул «феномен XX века». Сегодня туризм - мощная мировая индустрия, производящая до 10% мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы.

С развитием общества все большее количество населения планеты вовлекается в сферу туризма. За период 1995-2000 гг. в мире имеет место постоянная и устойчивая тенденция увеличения числа путешествующих ежегодно в среднем на 4 %. 1998 г. характеризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Азии, а 2001-2003 гг. - в связи с терроризмом и локальными войнами в Афганистане и Иране.

Растут доходы от туризма в мире (примерно на 7% ежегодно). На долю туризма приходится 10 % всего валового национального продукта и потребительских расходов. По прогнозам ВТО, количество поездок к 2020 г. составит 1560 млн. Поступления от туризма возрастут до 1, 1 трлн USD. Разумеется, не все районы мира, даже имеющие фантастические по своей привлекательности туристские ресурсы, пока еще освоены и доступны для массового туриста. Существенное значение играют природно-климатические и политико-экономические факторы, стабильность мира в регионе, уровень развития индустрии туризма.

Итоги 2002 г. показывают изменение приоритетов и предпочтений в направлениях туристской активности. Так, Европа прочно удерживает лидирующее положение среди всех туристских регионов мира по показателю туристских прибытий. В этом регионе первое место занимает Средиземноморье (Италия, Испания, Греция), на которое приходится почти 20% мирового рынка. Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил Американский регион со второй позиции, динамика туристских прибытий в который снизилась.

К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекается еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый 15-й человек на планете трудится в сфере туризма. Отметим, что это очень важно, так как в сфере туризма, даже без учета мультипликативного эффекта, к обслуживанию привлекается численность работников, значительно большая, чем количество собственно самих туристов - туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это явление занимает первое место среди факторов и следствий, дающих положительный эффект обществу от этого вида деятельности.

Влияние туризма на показатели занятости населения весьма ярко проявляется в периоды резкого спада активности. Например, после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2000 г. резко сократились туристские потоки, и только в США работу потеряли более 1, 2 млн. служащих туристской индустрии, одновременно в Великобритании потеряли работу 900 тыс. чел., а в Европе - более 1 млн. Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого жителя США приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при примерно равных ценах на туристское обслуживание - доходность от туристской отрасли в США в пять раз выше.

По видам перевозки и используемым путешественниками способам передвижения выездной поток характеризуется следующими показателями: 7, 1% пешком, 4% морской транспорт, 24, 6% воздушный транспорт, 21, 6% железнодорожный и 42, 7% автомобильный соответственно.

Следует отметить, что одной из современных тенденций общественного развития является глобализация и транснационализация мировой экономики. Транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) корпорации стали играть существенную роль в международном разделении труда. Прообразом ТНК в индустрии туризма и гостеприимства являются гостиничные и ресторанные цепи. Появление подобных цепей обусловлено тем, что, путешествуя по миру, граждане развитых стран хотят получать тот же уровень комфорта и сервиса, что и у себя на родине. Есть и экономические причины, приведшие к объ­единению гостиниц и ресторанов в цепи. Так, исследования, проведенные британскими специалистами, показали, что при объединении гостиниц в цепи доходность одного номера в семь раз выше, чем к независимых гостиницах. Кроме того, независимые объекты вряд ли могут осуществлять разработку новейших дорогостоящих технологий и глобальных маркетинговых программ. Цепи, имеющие широкую филиальную сеть, могут стойко переносить сезоны низкой загрузки.

Кроме этого, можно отметить еще целый ряд преимуществ, которые дает объединение гостиниц в цепи:

- обслуживание большего количества клиентов за счет их перераспределения между гостиницами, входящими в общую цепь;

- повышение загрузки номерного фонда всех предприятий-участниц цепи за счет использования единой централизованной системы бронирования;

- централизованное приобретение крупных партий товаров и услуг по оптовым ценам;

- проведение гибкой ценовой политики при изменении рыночной конъюнктуры;

- использование централизованной системы бухгалтерского учета, проведение общих маркетинговых исследований, строительства, осуществления операций с недвижимостью;

- значительное сокращение затрат на обучение персонала;

- экономия на рекламных затратах за счет распределения общих затрат между участниками цепи.

Существует несколько форм гостиничных цепей. В одном случае интегрированные цепи могут объединять однородные гостиницы, в другом случае независимые гостиницы могут быть кооперированы в гостиничные консорциумы. Можно выделить следующие характерные признаки гостиничной цепи:

- наличие единой торговой марки, выраженной в виде общего логотипа, цветовой гаммы, названия, элементов декора;

- одинаковый уровень предлагаемого комфорта и обслуживания;

- единая стратегия функционирования, предполагающая стандартизацию маркетинга и продаж;

- наличие управляющей и иных компаний, которые осуществляют общее стратегическое руководство, контролируют соблюдение стандартов.

Для гостиничных цепей характерен свой фирменный стиль, своя концепция, свой девиз. Так, девизом гостиничной группы Ассоr является: «Ощутите дыхание Франции, где бы вы ни находились при наличии коммерческой смекалки, искусства обслуживания и индивидуального таланта». Около 90% гостиниц этой цепи размещено в Европе с экономичным ценовым диапазоном для массового туризма 50-70 евро в сутки за номер. Появились гостиницы группы Ассоr в Африке (Камерун, Марокко, Мозамбик, Того), в Азии (Китай, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, ОАЭ), Латинской Америке (Мексика, Аргентина, Бразилия, Уругвай), в Австралии и Новой Зеландии. Всего, по данным на 2006 г., эта гостиничная группа насчитывала более 700 гостиниц в разных частях света.

Международные гостиничные корпорации проникли и в Россию на волне зарождения рыночной экономики. В Москве одна за другой открываются гостиницы известных брендов, таких как Radisson, Kempinski и др.

Стратегия развития, применяемая менеджментом гостиничной цепи, должна отражать цели компании в ее международной деятельности. Стратегия концентрированного роста гостиничных цепей находит свое выражение в различных формах их развития, которые отражают значение конкуренции в отрасли. Такими формами являются стратегический альянс, франчайзинг, сегментация рынка, контракт на управление, совместное предприятие, слияния и поглощения.

В последнее время произошло значительное увеличение количества и размеров ресторанных цепей в мире. Несомненным лидером здесь являются США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца. Из ресторанных цепей мира самый большой оборот в стоимостном выражении имел «Макдоналдс», а по количеству предприятий, входящих в цепь, выделялась «Севен - Элевен».

К современным тенденциям ресторанного бизнеса следует отнести значительное расширение рынка пиццерий, которые сконцентрированы в основном в трех цепях - «Пицца Хат», «Домино пицца» и «Литтл Сизар» - с охватом 85% всего рынка пиццы. В последние годы популярной стала концепция создания ресторанов в крупных торговых центрах. Благодаря такому подходу увеличивается как количество посетителей центра, так и время пребывания их в центре, что приводит к увеличению объема продаж. Разновидностью этой концепции является концепция «двориков» в торговых центрах, где объединяются несколько кафе или ресторанов быстрого обслуживания. Идет процесс сращивания гостиничных и ресторанных цепей.

К современным тенденциям ресторанного бизнеса можно отнести появление целого ряда необычных ресторанов, что является нестандартным методом привлечения клиентов со стороны владельцев. В подводном ресторане отеля Хилтон на Мальдивах во время трапезы с вас не будут спускать глаз акулы, скаты и прочие морские обитатели. Ведь полностью остекленный ресторан расположен на глубине пяти метров на коралловом рифе. В бангкокском ресторане «Бенджаронг» в зале за звукопоглощающими стенами плещется водопад.

Обеспечение состояния устойчивого развития отрасли международного туризма, создание благоприятного инвестиционного климата являются важнейшими условиями для внедрения инновационных технологий в международный туризм. Инновационные технологии международных путешествий могут быть представлены:

- как совершенствование инфраструктуры международного туризма в качестве элемента инновационной политики;

- диверсификация видов международного туризма с целью удовлетворения эволюционизирующих потребностей современного человека в разнообразии отдыха и досуга;

- освоение новых направлений международных путешествий.

Важным элементом инновационной политики в области международного туризма является совершенствование туристской инфраструктуры. За рубежом в большом количестве создаются специализированные организации в области международного туризма, которые рекламируют туристические ресурсы отдельных областей и регионов с учетом динамично меняющегося спроса. К подобным организациям можно отнести туристические информационные центры, специализированные по видам туризма ассоциации, региональные институты туризма и т.п. Для нужд международного туризма приспосабливаются объекты транспортной инфраструктуры, жилого фонда, приватизируются памятники истории и культуры, разрабатываются новые лечебно-оздоровительные методики, совершенствуются системы сервисного обслуживания туристов.

Туристические информационные центры, как правило, размещаются в областных центрах того или иного туристического микрорегиона и предоставляют информацию о его туристических ресурсах. Подобная информация может выступать в виде бесплатно распространяемых буклетов, карт местности с указанием достопримечательностей и т.д. В туристических информационных центрах можно получить необходимые справки, связаться с нужными людьми.

Туристические ассоциации, как правило, имеют специализацию в зависимости от вида туризма, который развивается в данном регионе. Так, за рубежом широко распространены ассоциации любителей горного туризма, ассоциации любителей рыбной ловли. Имеются ассоциации кемпинг-туризма, аграрного туризма, ассоциации региональных виноделов и т.п.

Местными органами власти спонсируется содержание региональных музеев, музеев под открытым небом. Их функция заключается в ознакомлении туристов с традициями, историческим прошлым и особенностями быта местного населения. При этом сведения о местном фольклоре и обычаях часто пропагандируются активным способом - туристам предлагается лично принять участие в выпечке хлеба, плетении корзин, ковке металлических изделий, приготовлении вина и т.п. В туристические объекты превращаются винные погреба, ветряные мельницы, маяки, церкви и монастыри - словом, все то, что имеет хоть какую-то культурно-историческую ценность и способно при наличии интереса со стороны туристов приносить доход. Создаются экологические музеи, посвященные человеку и природе, человеку в его культурном и природном окружении. Таковы, например, экомузеи в канадской провинции Квебек, в Норвегии, Швеции и Финляндии. Множество экомузеев насчитывается в Португалии: экомузеи земледелия и виноградарства Карташу и др.

Широкое распространение за рубежом получили региональные институты туризма. Здесь, в отличие от нашей страны, они выполняют не обучающие, а чаще информативные и научно-исследовательские функции и имеют прикладное краеведческое значение. Их цель - аккумулирование разнообразной информации о местных туристических ресурсах, а также разработка специализированных туристических маршрутов по тому или иному региону.

В последнее время за рубежом все больше стало появляться так называемых велнес-центров, которые рекламируют услуги по оздоровлению организма. Чаще здесь предлагаются всевозможного рода массажи, оздоровительные ванны, сауны, солярии, посещение фитнес-залов. В таких центрах практикуется разработка программ отдыха, рассчитанных на определенный период времени, чаще всего от нескольких дней до двух недель. Велнес-центры чаще всего создаются вблизи лечебных минеральных источников или в приморских местностях. Организация велнес-центров иногда сочетается с созданием талассо-центров. В переводе с греческого «талассо» означает море. Понятие «талассотерапия» означает не только использование даров моря с помощью традиционных и самых современных методик, но и включает проведение свободного времени в условиях морского климата: начиная с прогулок и езды на велосипеде по набережной и заканчивая здоровой и разнообразной морской кухней. В талассотерапии ряд используемых продуктов и факторов состоит из морской воды, соленой воды - рапы, морского климата, морских водорослей, морской грязи и песка.

Широкое распространение за рубежом в курортных местностях получили центры красоты, медицинские физикотерапевтические центры, курортно-рекреационные центры.

За рубежом распространены в курортных местностях спортивные центры экстремальных видов туризма. Они располагаются там, где практикуются сплав по горным рекам, рафтинг, канойинг, каякинг и т.п. Для любителей путешествовать по горам создаются специальные системы горных биваков и приютов, где туристы могут найти минимум услуг. Создаются специальные команды горных спасателей, оснащенных современным оборудованием, вертолетами.

В целях развития международного туризма в зарубежных странах постоянно совершенствуется транспортная инфраструктура. Как правило, развитая транспортная инфраструктура, приспособленная для нужд туристов, включает сеть автобусных станций, разбросанных по территории страны, и пунктов аренды различных транспортных средств (автомобиль, скутер, велосипед). Во многих странах хорошо развито железнодорожное сообщение. Причем железнодорожные вагоны делятся на классы в зависимости от качества обслуживания и по функциональному назначению. Например, используются специальные вагоны для велосипедистов.

Широко распространенным явлением стал так называемый железнодорожный туризм. Многие турфирмы за рубежом предлагают туры на специализированных туристско-экскурсионных поездах. Популярностью, например, пользуются туры на «Восточном экспрессе» из Лондона до Стамбула.

Совершенствуется воздушное сообщение. Кроме системы международных аэропортов появились и специализированные спортивные аэропорты, так как есть и такие туристы, которые путешествуют на своих небольших самолетах. Кроме того, на спортивном самолете можно совершить ознакомительный облет территории, гак называемый панорамный полет.

Совершенствуется система обслуживания туристов. К сожалению, далеко не все пользуются нововведениями в этой области. Многие, например, совершают так называемые шоп-туры, но не используют преимущества возвращения налога на добавленную стоимость, так называемого Тах Frее.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Иностранный посетитель имеет право вернуть себе суммы НДС за вывозимые в свою страну товары. Такую услугу предлагают крупные магазины розничной торговли во всем мире. Если турист живет в одной из европейских стран, то он не может воспользоваться услугой возмещения НДС на территории ЕС. Чтобы вернуть себе часть стоимости товара, эквивалентную сумме НДС, покупка в магазине должна превышать 75 евро. Международный чек на возмещение налога должен быть подтвержден в течение трех месяцев после даты совершения покупок. В этом случае можно либо сразу получить наличные деньги в офисе Cash Refund, либо получить перечисление на кредитную карточку.

Совершенствуется индустрия средств размещения. Интересным новым элементом современной туристической инфраструктуры является мини-отель. Многомиллионные проекты крупных гостиничных комплексов в последнее время не пользуются такой уж большой популярностью. Часто многие владельцы зданий, коттеджей, домиков всерьез задумываются о превращении своей недвижимости в мини-отель. Общемировых норм и критериев для мини-гостиниц нет. В США мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50, в России - от 5 до 50 номеров. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах.

К элементам совершенствования туристской инфраструктуры можно отнести создание и развитие оригинальной тематики при проектировании отеля. Новые идеи, заложенные в проектировку отелей, их необычный и причудливый вид могут привлечь внимание путешествующих. Так, туристский сайт «TripAdvisor» опубликовал десятку самых необычных и экстравагантных отелей мира. К числу этих отелей относятся следующие: Ледяной отель (Канада); Отель-тюрьма, расположенный в замке Мэлмэйзон в Англии; Отель- вигвам в Холбруке (США); Отель-пещера в Ургупе (Турция). Отель располагается в пещерах, вырезанных в утесе горы.

Исследователи предполагают, что один из проектов отелей будущего - мобильные капсулы в стиле «хайтек». Вполне вероятно, что гостиница будущего будет напоминать огромную космическую капсулу, которую легко можно будет перемещать с места на место. Такого мнения придерживаются, например, специалисты британской туристической компании «Томпсон». Такие капсулы можно будет производить где угодно, с легкостью складывать в компактную форму и затем перемещать в любую точку мира. Отель-капсула состоит из номеров различных размеров, которые можно будет легко перестраивать. Туристы могут легко выбирать внутренний вид комнат, меняя изображения на стенах. Преимущества отелей-капсул состоит в том, что их можно будет перемещать с места на место уже в готовом, построенном виде.

Другими вариантами отелей будущего являются летающие, подводные и другие необычные виды отелей и гостиниц. Так, имеется проект громадного воздушного корабля, превращенного в роскошную летающую гостиницу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал