Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и перспективы развития туризма в России






Структура ответа: Этапы развития туризма в России. Основное содержание процесса развития туризма в России. Характеристика современного этапа развития российского туристского рынка. Процесс формирования российского туристского рынка в 1990-е годы, его особенности. Причины выездного характера российского туризма. Экономический кризис 1998 года и его последствия для туристского рынка. Приоритетные направления внутреннего и въездного туризма. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России. Разработка Федеральной программы развития туризма в Российской Федерации в 1998-2005 годы. Цель и задачи программы. Характеристика содержания программы. Тенденции и перспективы развития туризма в России в 2000-е годы. Приоритетные направления государственной поддержки туристской отрасли. Развитие социального туризма, детского и юношеского туризма, экскурсионной работы с учащимися. Тенденции развития санаторно-курортного лечения. Основные тенденции развития экологического туризма, делового и событийного видов туризма, рекреации в России.

 

Туризм получает интенсивное развитие в современной России. Специалисты предлагают выделять в развитии туризма в России 5 этапов:

1) Просветительский - длился до 1890 года. Характеризуется развитием горного туризма, началом экскурсионной деятельности и лечебно- оздоровительного отдыха;

2) Предпринимательский - длился с 1890 года до 20 годов XX века. В это время в России активно строятся железные дороги. Появляются туристические организации, клубы, общества, компании. Это время элитарного туризма, путешествий состоятельных слоев общества;

3) Организационно-централизованный - 20-60 года XX века. Основная черта - централизация туризма. Преобладали социальные функции над хозяйственными;

4) Административно-нормативный - длился с 1970 года до 1990 года. Этот этап характеризуется быстрым развитием планового и социального туризма при нарастающих темпах резкого отставания качества от мировых стандартов;

5) Современный этап - с 1990 годов до наших дней. Особенность состоит в том, что начался переход к экономическим методам развития туризма на законодательной основе.

Формирование современного российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1) распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

2) создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами;

3) модификация старых туристских предприятий путём перестройки их на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка (в 1990-е годы) разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туризм, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис, в целом комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний туризм. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетными направлениями въездного туризма являлись: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

В научной и учебной литературе выделяются проблемы, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в этот период: нестабильность внутренней политики; несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин); несоответствие гостиничной базы мировым стандартам; завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах; несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом; отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма. Однако в последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и отечественные достопримечательности, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

Таким образом, процесс развития туризма в России был обусловлен историческими, экономическими, политическими, культурными факторами.

Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.

Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации, в которой отмечалось, что становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

Программа предполагала два этапа. Первый этап был рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидались стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост должен был достичь 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составить 1 млрд. долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей должно было быть создано 60 тыс. рабочих мест.

Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагал активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидали дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%. В программе планировалось реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагалось завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма. В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планировались следующие мероприятия: подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка; участие организаций в проведении международных туристских выставок; проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России; создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах; создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями.

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие.

Согласно статье 3 Закона, государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма».

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д.

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

В настоящее время важной государственной задачей является придание внутреннему туризму большей социальной направленности, как эффективному средству оздоровления людей, повышения их культурно-образовательного уровня, привития чувства любви к Родине. Основное назначение социального туризма - обеспечение его доступности для самых широких слоев населения, включая детей, ветеранов, просто пожилых людей, представителей малообеспеченных слоев населения.

Первоочередная задача - воссоздание массового характера детского и юношеского туризма, а также экскурсионной работы с учащимися. Это пока тормозится традиционными сложностями бюджетного финансирования. Но оставшаяся еще с советских времен разветвленная сеть детских и юношеских курортно-рекреационных учреждений позволила в целом сохранить общую численность участников турпоходов, путешествий и экскурсий (резко сократилось лишь число дальних организованных поездок). Число детских оздоровительных учреждений и численность организованно отдохнувших летом детей сейчас стабилизировались на уровне соответственно 52 тысячи и 6 миллионов.

Санаторно-курортное лечение и длительный отдых населения ранее обеспечивались преимущественно по линии социального страхования работников и членов их семей, а также на основе иных льготных форм. Теперь санатории, пансионаты, дома и базы отдыха ограничены в использовании такого рода возможностей. Однако в процессе адаптации к рыночным условиям многие учреждения указанного типа постепенно выходят из кризисного состояния путем налаживания контактов с туроператорами внутреннего туризма. Нередко поддержку курортно-рекреационным учреждениям в их маркетинговых действиях оказывают местные администрации. Все большую заинтересованность в налаживании системы длительного отдыха и санаторно-курортного лечения для своих работников проявляет и крупный бизнес.

Также все большую популярность приобретает экологический туризм как наиболее оптимальная форма использования природных ресурсов.

С определенной степенью условности в туристскую деятельность включается деловой туризм. Выделяются два его основных направления -«челночный» (шоп-туризм) и «конгрессный» (конференц-туризм). Характерно, что массовые поездки россиян за границу с целью приобретения товаров для последующей их реализации выступили в свое время катализатором выездного туризма. Однако по мере насыщения рынка потребительскими товарами эта форма поездок постепенно «отмирает». «Конгрессное» же направление, наоборот, становится все более значимым как в международной, так и в отечественной практике, чему способствуют усиливающиеся интеграционные процессы и сопутствующая им интенсификация деловых и общественных контактов. Развитие делового туризма положительно влияет на степень заполнения курортно-рекреационных учреждений в межсезонье, является экономически эффективным. Но требует финансовых вложений для качественной организации этого вида туризма. Развивается также событийный туризм. Развитие событийного туризма, считают исследователи, должно стать одним из ключевых направлений деятельности местных властей, как позволяющее не только увеличить рост поступлений финансовых средств в казну, но и в целом активизировать народнохозяйственное развитие. Кроме того, увеличение числа событийных мероприятий способствует формированию привлекательного имиджа страны.

В настоящее время наблюдается общемировая тенденция сокращения средних сроков отдыха. Данное обстоятельство является следствием ускорения ритма жизни и стремления туристов испытать как можно больше впечатлений за короткое время, а также роста материальных возможностей туристов, то есть рекреанты стремятся получить качественный и разнообразный туристский продукт в течение короткого отрезка времени. Отсюда проистекает растущая популярность кратковременного, в том числе уик-эндового (в выходные дни) отдыха. Поэтому необходимо перестраивать работу отечественного турбизнеса в направлении роста предложения «укороченного» по времени, но более «емкого» по содержанию туристского продукта.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал