Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общие аспекты правоотношения в сфере рекламы 2 страница






Федеральный закон от 13.03 2006 N 38-ФЗ " О рекламе";

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 " О защите прав потребителей";

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции";

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 " Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе";

Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 " Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе";

ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения;

Закон города Москвы от 24.11.2004 N 75 " О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы";

Постановление правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП " О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве".

Собственно, комплексный и разноотраслевой характер рекламного законодательства, как указано выше, подтверждает значительное количество нормативных актов, в которых отдельные институты, положения, статьи или нормы так или иначе посвящены вопросам рекламы.

В рамках осуществления охранительных функций в рекламных отношениях следует выделить законодательство об административной ответственности, содержащее ряд составов административных правонарушений в сфере рекламы и мер ответственности за их совершение. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ) < 1> предусматривает такие составы, как нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3); нарушение требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37); размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст. 14.38); нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31); нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

 

В первую очередь можно выделить нормативные документы, отражающие общие вопросы рекламы, в том числе системные связи, либо специальное правовое регулирование по отношению к общему, стержневому законодательству о рекламе.

Так, названный выше Закон " О средствах массовой информации" (ред. от 11.07.2011) определяет, что реклама в средствах массовой информации распространяется в порядке, установленном законодательством РФ о рекламе (ст. 36). В свою очередь, реклама табака и табачных изделий, как сказано в ст. 5 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ " Об ограничении курения табака" (ред. от 22.12.2008), осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе. В то же время Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.05.2012) < 1> в понятие комплекса мер по продвижению туристического продукта включает его рекламу (ст. 1), что указывает на отсылочный характер данных положений, обращенных к использованию нормативных ресурсов Закона о рекламе.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

 

Частично отсылочный характер приобретают и положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ред. от 23.12.2010, с изм. от 21.11.2011) < 1>, которые предоставляют хозяйствующим субъектам право самостоятельно определять форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах (п. 2 ст. 8); услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг (п. 11 ст. 9). Специальным актом по отношению к Закону о рекламе 2006 г. в части рекламной деятельности можно назвать Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ " Об инновационном центре " Сколково" (ред. от 28.11.2011) < 2>, определяющий особенности размещения и распространения рекламы на территории центра (ст. 12), и т.д.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

< 2> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

 

Ряд актов содержит нормы-ограничения и запреты в сфере рекламы отдельных товаров (работ, услуг), видов деятельности либо в отношении определенных категорий граждан. Так, Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 23.12.2010) < 1> определяет ограничение целей благотворительной деятельности содействием деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы (ст. 2). Вместе с тем распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р " О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы" < 2> определяется поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

< 2> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5118.

 

Пункт 4 распоряжения Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р " О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации" < 1> предусматривает, что одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы. Для достижения данных задач в перспективном плане предлагается четко разграничить в законодательстве РФ понятия " реклама" и " социальная реклама"; обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2009. N 32. Ст. 4052.

 

В отдельных сферах предпринимательской деятельности находят отражение специальные правила-ограничения информационного характера, в том числе основанные на соблюдении этических норм. Так, Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином России 31.05.2007, протокол N 56) < 1> в разд. 6 " Реклама и предложение профессиональных услуг" определяет, что при предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. При сомнениях относительно предлагаемой формы рекламы или методов работы на рынке аудитор должен проконсультироваться с соответствующим органом саморегулируемой организации аудиторов.

--------------------------------

< 1> Бухгалтерский учет. 2007. N 16.

 

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ " Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от 30.11.2011) < 1> в рамках регулирования особенностей осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию запрещает размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ст. 22).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

 

Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ред. от 04.10.2010, с изм. от 21.11.2011) < 1> в порядке ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов запрещает рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги (п. 1 ст. 4).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

 

В свою очередь, некоторые требования-запреты к рекламе связаны с обязательным представлением определенной информации на таре или упаковке товаров. Например, ст. 10 Конвенции о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.1978 N 8282-IX) < 1> требует, чтобы на этикетках, когда это возможно, и в любом случае на сопроводительном листке розничных упаковок, содержащих психотропные вещества, имелись такие указания относительно использования, включая предостережения и предупреждения, какие, по ее мнению, необходимы для безопасности тех, кто использует эти вещества.

--------------------------------

< 1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434.

 

В этой связи можно привести пример и актов внутреннего законодательства. Так, Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ " О семеноводстве" (ред. от 19.07.2011) < 1> запрещает при реализации и транспортировке партий семян указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян (ст. 31). В то же время Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств" (ред. от 06.12.2011) < 2> определяет, что рекламные материалы о лекарственном препарате, отпускаемом без рецепта на лекарственный препарат, должны соответствовать инструкции по его применению (ст. 67).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715.

< 2> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

 

Особенности условий осуществления хозяйственной деятельности предъявляют повышенные требования к соблюдению ограничений по приглашению для вступления в некоторые объединения третьих лиц. В связи с этим Федеральные законы от 03.12.2011 N 380-ФЗ " О хозяйственных партнерствах" < 1>, от 28.11.2011 N 335-ФЗ " Об инвестиционном товариществе" < 2> устанавливают соответственно запрет рекламы деятельности партнерства (п. 5 ст. 2) и совместной инвестиционной деятельности участников инвестиционного товарищества (п. 7 ст. 3).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7058.

< 2> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

 

Обращает внимание законодатель и на информационную среду, в которой происходит становление и развитие подрастающего поколения, т.е. несовершеннолетних лиц. Для реализации задач информационной политики в отношении несовершеннолетних Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) < 1> предусматривает, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 14). Попутно с указанным нормативным актом Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" < 2> регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

< 2> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

 

Имеются также отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы. Особенности рекламы на дорогах и технических конструкциях на проезжей части определяет ГОСТ Р 52044-2003 " Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст) < 1>. Согласно Приказу Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 " Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" < 2> устанавливаются элементы благоустройства территории, в том числе наружной рекламы и информации.

--------------------------------

< 1> М.: Стандартинформ, 2009.

< 2> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3 (приказ).

 

Можно также выделить подзаконные акты, направленные на защиту интересов населения при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе имеющих своим результатом влияние на здоровье граждан. Таким документом можно назвать, например, Указ Президента РФ от 17.02.1995 N 161 " О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" (ред. от 23.04.2007) < 1>, запрещающий распространение в средствах массовой информации рекламы: целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений.

--------------------------------

< 1> Российская газета. 1995. N 39.

 

Определенное значение для выработки необходимой правоприменительной практики в сфере рекламы имеют разъяснительные документы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Среди таких документов большую часть составляют письма, содержащие профессиональные разъяснения отдельных положений рекламного законодательства. К их числу можно отнести письма ФАС России: от 01.12.2011 N АК/44573 " О рекламе на дорожных знаках", от 30.12.2010 N АК/47797 " О допустимости рекламы дистанционной продажи биологически активных добавок к пище", от 17.03.2010 N АК/7158 " О договоре аренды на размещение рекламной конструкции", от 23.07.2009 N АЦ/24234 " О разграничении понятий " реклама" и " вывеска", от 09.08.2006 N АК/13075 " О распространении рекламы пива", от 19.05.2006 N АК/7654 " Об особенностях отдельных способов распространения рекламы", от 16.03.2006 N АК/3512 " О разграничении рекламы и иной информации" и т.п.

Кроме нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения на территории РФ, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, а представляющие собой стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности. В законодательство о рекламе включают также различные этические и деонтологические документы в сфере рекламы < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Реклама: Законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные прецеденты. Международные правила и обычаи делового оборота. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

 

Практика сравнительного правоведения в регулировании рекламной деятельности слабо учитывает роль правовой традиции и принадлежности к той или иной правовой системе, в большей степени опираясь на особенности культуры, менталитета, роли государственных органов в контроле за предпринимательской деятельностью, изучения зарубежных примеров < 1>.

--------------------------------

< 1> Черячукин Ю.В. Указ. соч. С. 14.

 

Система универсальных и региональных международных норм обязательного и рекомендательного характера, регулирующих общие и специальные аспекты рекламной деятельности, в совокупности образует самостоятельную, динамично развивающуюся подотрасль - международное рекламное право, которое выступает высокоценным элементом рекламного права России. Речь идет о становлении и развитии в структуре действующего права новой формы взаимодействия национальной и международной правовых систем, регулирующих немежгосударственные рекламные отношения, отягощенные " иностранным элементом" < 1>.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч. С. 27 - 28.

 

Как отмечают, правовое регулирование рекламы также осуществляется нормами Европейской конвенции о трансграничном телевидении 1989 г. Кроме того, определенные требования к рекламе были сформулированы в рамках Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей < 1>.

--------------------------------

< 1> Свиридова Е.А. Указ. соч. С. 3.

 

Более широкое представление о правовом массиве регулирования рекламы складывается на основе использования правоприменительной практики. В связи с этим рекламное правовое пространство объединяет не только рекламное право, но и практику его регламентации, включая толкование норм < 1>. Не последнее место в данном процессе занимают позиции судебных органов, обладающих известными особенностями в дальнейшем правовом регулировании рекламных отношений.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. Указ. соч. С. 15.

 

Ранее вполне справедливо отмечали, что специфичность судейского разъяснения смысла действующего законодательства нередко проявляется в формулировании нового правила, отличного от того, которое содержится в нормативном акте < 1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Ю.Х. Калмыкова " Вопросы толкования и применения гражданско-правовых норм" включена в информационный банк согласно публикации - " Гражданское право", 2008, N 3.

 

< 1> Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 31 - 45.

 

Судопроизводство, которое на уровне высших судебных инстанций в некоторых случаях заключается в обобщении судебной практики по конкретным сферам и направлениям деятельности, ведет к созданию новых норм и правил. В более узком смысле - " решение суда - разрешение конкретной жизненной ситуации, которое устанавливает правило поведения, обладая принудительной силой" < 1>. Отражение правовых позиций судебных органов находится на уровне обобщений вопросов правоприменительной практики судов, представляющих собой обзоры разрешенных споров, имеющих сходный или аналогичный предмет.

--------------------------------

< 1> Егиазаров В.А. Влияние арбитражной практики арбитражных судов на совершенствование транспортного законодательства // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 279.

 

Среди обзоров судебной практики, касающейся рекламы, на сегодняшний день существуют лишь те, что основываются на ранее действовавшем Законе " О рекламе". Самое известное среди них информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998 N 37 " Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" < 1>. Однако в связи с вступлением в силу с 1 июля 2006 г. нового Закона " О рекламе" начала складываться иная судебная практика. Полагаем, что на данном этапе возникает необходимость нового обобщения вопросов судебной практики в сфере рекламы с учетом правоприменения положений норм современного рекламного законодательства.

--------------------------------

< 1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

 

Следует учесть, что правовая система РФ постепенно имплементирует акты международного законодательства. В связи с этим отечественный правопорядок должен воспринимать правовые регуляторы, традиционные для рассматриваемой сферы.

Э.Л. Страунинг вполне объективно считает, что наряду с национальными правовыми нормами внутренний правопорядок в сфере рекламы не должен игнорировать нормы международных актов, обычаев, представляющих удачные, отработанные на практике регуляторы < 1>.

--------------------------------

< 1> Страунинг Э.Л. Указ. соч.

 

Как полагают в литературе, к правовой системе РФ отнесены международные договоры, именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником СССР < 1>.

--------------------------------

< 1> Кайль А.Н. Указ. соч.

 

Однако действие международных принципов и норм на территории РФ нередко связывают с признанием их таковыми Россией, что является основанием для их отнесения и к части ее правовой системы, что влечет соответствующие обязательства.

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются: международные конвенции - как общие, так и специальные; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными народами. При этом Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты подразумевает следование не только своей букве, но и духу < 1>.

--------------------------------

< 1> Мамонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.: Дашков и К, 2008.

 

Соблюдение комплексного подхода к построению рекламного законодательства, по мнению Э.Л. Страунинга, предполагает повышенную роль технических регламентов как специфических и особых регуляторов рекламных отношений < 1>. Учитывая специфику рекламного процесса прежде всего в части создания рекламы, их роль как неотъемлемых регуляторов рекламного права лишь только предстоит оценить на практике. Создание подобных источников рекламного права является на сегодня перспективной задачей, которую необходимо решить в ближайшем будущем.

--------------------------------

< 1> Страунинг Э.Л. Указ. соч.

 

Итак, рекламное право образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм. Естественно, формирование законодательства о рекламе предполагает органичное единство и непременный учет публичных и частных начал в правовом регулировании.

 

1.2. Информация, не относящаяся к рекламе

 

Как известно, Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ.

Однако отнесение информации к рекламной ограничивается сферой действия Закона о рекламе (ст. 2), который специально выделяет случаи, когда та или иная информация не рассматривается в качестве рекламы, а потому исключает возможность ее регулирования нормами рекламного законодательства.

Вынесение " за скобки" соответствующей информации служит в том числе надлежащему правоприменению и позволяет наиболее четко разграничить критерии рекламной информации в общем информационном потоке. В целях более полного понимания подобных исключений из случаев рекламной информации следует более подробно остановиться на характеристике таких ситуаций.

Закон о рекламе устанавливает, что из-под его действия выведена политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Исключая политический контекст рекламных сообщений, он тем самым в большей степени ориентирует политическую информацию на действие избирательного законодательства. Соответственно размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства РФ, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.

Первоначально легальное определение политической рекламы было дано в Постановлении Центризбиркома РФ от 20.09.1995 N 18/149-II < 1>. В соответствии с ним политическая реклама - это распространение сведений (объявления, призывы, видео-, аудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.

--------------------------------

< 1> Российская газета. 1995. N 188.

 

По мнению М.Н. Малеиной, " политическая реклама - это информация об отдельных политических деятелях, партиях, движениях, избирательных объединениях, содержании в связи с их деятельностью возможного государственного или иного правоотношения, доведенная путем популяризации до неопределенного круга адресатов (иногда конкретных лиц), имеющая целью наступление конкретных для рекламодателя правовых последствий" < 1>.

--------------------------------

< 1> Малеина М.Н. Правовые аспекты политической рекламы // Государство и право. 1994. N 10. С. 154.

 

В связи с этим неслучайно, проводя сравнительный анализ рекламы, в литературе отмечают совпадение в известной степени функциональной нагрузки рекламы и политической рекламы. Исходя из обозначения информационной функции рекламы как основной Л.Б. Ситдикова считает возможным применить такой подход и к политической рекламе, учитывая, что одна из задач, стоящих перед ней, - оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами < 1>.

--------------------------------

< 1> Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг. М.: Юрист, 2007.

 

Объект рекламирования в данном случае весьма специфичен. По мнению М.В. Барановой, это результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (наименование партии, предвыборная платформа, выборы), безусловно, обладающие спецификой < 1>. Собственно, перечень политических рекламных средств на практике может быть шире.

--------------------------------

< 1> Баранова М.В. К вопросу о правовой регламентации политической рекламы в России // Реклама и право. 2007. N 2.

 

Предвыборная агитация справедливо рассматривается как одно из основных средств демократической и законной политической борьбы, основанной на состязательности и гласности, с целью прихода к власти. Суть ее в убеждении избирателей в необходимости сделать выбор в пользу определенной кандидатуры.

Как полагает Е.И. Спектор, к предвыборной агитации относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). При этом целью агитации, несмотря на формы ее проявления (допустимые с точки зрения закона), является достижение определенного результата на выборах, референдуме < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Указ. соч.

 

Агитация же по вопросам референдума, как отмечает М.А. Спиридонова, - это активность граждан, их групп, общественных объединений, направленная на побуждение к проведению референдума или отказу от него, голосованию на референдуме или проявлению пассивности, даче положительного или отрицательного ответа на вопрос референдума < 1>.

--------------------------------

< 1> Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ " О рекламе" (постатейный) // СПС. 2007.

 

Признавая агитацию специфическим видом массовой информации, в литературе выделяют присущие ей отличительные признаки:

явная политическая направленность информации;

наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах;

выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию " за" или " против" любого зарегистрированного кандидата < 1>.

--------------------------------

< 1> Спектор Е.И. Указ. соч.

 

В литературе указывают на отсутствие норм, регулирующих общественные отношения, связанные с производством, распространением и потреблением политической рекламы, а также с предупреждением злоупотреблений, рассматривают это как пробел действующего законодательства < 1>.

--------------------------------

< 1> Заславский С.Е., Зотова З.М. Организационно-правовые основы участия политических партий в выборах. М.: РЦОИТ, 2007. С. 103.

 

Справедливым можно считать мнение М.В. Барановой о том, что " современной России необходима четкая и всесторонняя регламентация политической рекламы". При этом логику построения правового поля политической рекламы автор видит в рамках Закона о рекламе, учитывая его системообразующую роль на современном этапе < 1>.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал