![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Общие аспекты правоотношения в сфере рекламы 5 страница
При этом неверное представление может складываться в результате как сообщения в рекламе ложных сведений, так и получения неполной информации, когда важные для потребителя характеристики товара (работы, услуги), субъекта и т.д. в рекламе отсутствуют < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012.
Введение потребителя в заблуждение относительно какого-либо продукта (услуги) может быть вызвано вследствие некорректного перевода текста рекламы. Когда рекламный текст переводится с иностранного языка, такой перевод не должен искажать смысл информации. В известной ситуации искажение смысла передаваемой информации влечет гражданско-правовую ответственность предпринимателя перед потребителем, поскольку последний вправе будет потребовать возмещения причиненного вреда. Например, посредством распространения информации реализуется ценность информации, составляющей содержание рекламы, информации, распространяемой в качестве опровержения в порядке защиты от порочащей информации и др., а посредством ограничения ее распространения - ценность информации, составляющей коммерческую тайну, иные виды тайны < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. N 12.
Законодательство не предусматривает возможности осуществления правомочия требования и правомочия на защиту лично потребителями рекламы, а представляет ее только представителям, указанным в Законе. В этой связи А.В. Таскаев полагает возможным внести соответствующие изменения в Закон, предоставляющие потребителям рекламы право самостоятельно или через уполномоченных представителей требовать от рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей соблюдения при распространении рекламы требований, установленных рекламным законодательством < 1>. -------------------------------- < 1> Таскаев А.В. Указ. соч.
Данные меры значительно повысят гарантии своевременности и эффективности защиты прав потребителей рекламы, обеспечив необходимый выбор средств решения поставленных задач. 5. Спонсор. В стремительно развивающейся рекламной индустрии немаловажную роль в настоящее время выполняет спонсор < 1>, который является основополагающим субъектом рекламных правоотношений, лицо, которое финансирует определенные проекты, проведение разного рода мероприятий < 2>. -------------------------------- < 1> О правовом статусе спонсора и спонсорской рекламы более подробно будет сказано ниже. < 2> Спектор Е.И. Указ. соч.
В легальном представлении спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. В более обобщенном представлении спонсор - лицо, организация, фирма, финансирующие какое-нибудь мероприятие. В роли спонсора может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. При этом в некоторых случаях особо подчеркивается, что спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее ее безвозмездно, т.е. не рассчитывающее на упоминание своего имени. Единственный критерий для признания помощи спонсорской - предоставление средств для определенных мероприятий < 1>. -------------------------------- < 1> Елгина Д.А. Благотворительная и спонсорская помощь // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 12.
Между тем здесь проводится тонкая " грань" между спонсорством и благотворительностью. По мнению С.В. Алексеева, на практике спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее ее безвозмездно, т.е. не рассчитывающее на упоминание своего имени. Следовательно, на деле спонсорство не связано исключительно с рекламой < 1>. В последнем случае в таком спонсорстве налицо благотворительный характер. -------------------------------- < 1> Алексеев С.В. Правовое регулирование спортивного спонсорства // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 4. С. 3 - 9.
6. Рекламные агентства. В современной литературе выделяют отдельные разновидности агентств, действующих в коммуникационной среде: медийное агентство, занимающееся размещением рекламы в СМИ, устанавливающее отношения от рекламодателей или рекламопроизводителей со спонсорами; PR-агентство, предлагающее клиентам управление репутацией и корпоративный PR, осуществляющее PR-поддержку политических структур, самых различных секторов современного бизнеса (фармацевтика, финансы, индустрия, торговля, туризм и т.д.), отдельных персоналий; консалтинговое агентство с ориентацией на разработку и реализацию маркетинговых программ, проектирование и анализ рекламной политики, консультирование клиентов < 1>. -------------------------------- < 1> Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 234.
По общему представлению рекламные агентства в рекламном бизнесе выполняют посредническую функцию. Посредники - рекламные агентства вправе не получать никаких лицензий, если они принимают на себя обязательства провести рекламную кампанию по посредническому договору, а деятельность, подлежащая лицензированию, фактически осуществляется привлеченными ими лицами. Однако в современных исследованиях укореняется представление о рекламном агентстве как самостоятельном участнике рекламных отношений. При этом такое агентство не осуществляет простое представительство (в юридическом понимании данного термина) по поручению своих клиентов. В связи с этим статус рекламных агентств как наиболее профессиональных участников рекламного рынка требует отдельных уточнений, поскольку нередко такие организации осуществляет весь цикл рекламного процесса, предоставляя широкий спектр рекламных услуг. В этой связи логичным продолжением достаточно широкого объема полномочий являлась бы и повышенная юридическая ответственность за нарушения в рекламной сфере. Кроме того, возникает целесообразность ввести специальные нормы об обязанности рекламных агентств давать рекламодателям письменные заключения с оценкой соответствия предлагаемого к размещению материала законодательству о рекламе. 7. Антимонопольный орган. Отнесение антимонопольных органов к субъектам рекламной деятельности носит вполне объективный характер, определяемый их особой ролью в регулировании рекламного рынка. В настоящий момент согласно нормам Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 < 1> и принятого на основании Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (в действующ. ред.) " Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" < 2>, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259. < 2> СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 " Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы") < 1>. -------------------------------- < 1> БНА ФОИВ. 2011. N 19.
Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции осуществляет защиту конкуренции, в том числе на рекламном рынке, пресекая незаконные монополистические действия. Таким образом, федеральный антимонопольный орган имеет двойственные функции: с одной стороны, контролирует соблюдение законодательства о рекламе и пресекает допущенные нарушения, с другой стороны, осуществляет защиту конкуренции на рекламном рынке. 8. Саморегулируемые организации (объединения в рекламной сфере). Все более активную роль в регулировании рекламной деятельности начинают играть органы саморегулирования, которые чаще всего создаются в форме ассоциаций < 1>. -------------------------------- < 1> Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Наиболее существенную поддержку для рекламистов оказывают некоммерческие организации, образованные в форме профессиональных союзов и ассоциаций, а для потребителей рекламы - союзы потребителей. Статья 121 ГК РФ гласит, что ассоциация может быть объединением или только коммерческих, или только некоммерческих организаций. Ассоциации обладают специальной правоспособностью. Ассоциации и союзы могут создаваться на основе различных принципов, таких как: отраслевой (ассоциации рекламных агентств); территориальный (союз рекламодателей определенного региона); учета специализации ее членов (союз PR-агентств) < 1>. -------------------------------- < 1> Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 236.
К объединениям такого типа относится Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Подробную информацию о деятельности Ассоциации коммуникационных агентств России можно получить на сайте www.akarussia.ru. В соответствии с уставом целями деятельности ассоциации являются: объединение на добровольной основе компаний, реализующих деятельность в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций для осуществления саморегулирования и контроля их профессиональной деятельности; представление и защита общих профессиональных, имущественных и иных интересов членов ассоциации; разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации правил (стандартов) профессиональной деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций и обеспечение контроля их исполнения; разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля их исполнения < 1>. -------------------------------- < 1> Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Кроме прочего, следует учитывать западный опыт формирования статуса общественных объединений. Например, члены Американской маркетинговой ассоциации связаны нормами профессионального этического поведения, которые сформулированы в соответствующем кодексе деловой этики, опубликованы в СМИ и общеизвестны. Таким образом, для заказчиков маркетинговых услуг облегчен выбор профессионального исполнителя. Большое значение для российского бизнеса имеет деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) как одного из наиболее авторитетных некоммерческих объединений предпринимателей России в позитивном регулировании спорных ситуаций между исполнительной властью и предпринимательским сообществом. Для рекламистов также важна деятельность Международной ассоциации рекламных агентств < 1>. -------------------------------- < 1> Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 237.
На примере Союза создателей социальной рекламы можно увидеть, какими возможностями может обладать некоммерческая организация на рекламном рынке. Союз создателей социальной рекламы, созданный в 2003 г., способствует росту общественного и профессионального интереса к социальной рекламе. Союз преследует следующие основные цели: становление и развитие института социальных коммуникаций в России как эффективного механизма утверждения социальных стандартов и морально - этических норм общества; организация российского рынка государственной и социальной рекламы, его структурное оформление. Деятельность союза включает: участие в законодательном оформлении института социальных коммуникаций в России. Формирование системы саморегулирования рекламной деятельности. Выработка подходов и механизмов применения Российского рекламного кодекса; участие в создании инфраструктуры государственной и социальной рекламы в России; взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, с коммерческими и некоммерческими организациями, политическими партиями и движениями, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями по вопросам создания государственной и социальной рекламы; установление сотрудничества с зарубежными и международными организациями в сфере социальных коммуникаций для изучения и использования позитивного опыта, обмена информацией, подготовки и реализации совместных проектов и программ; разработка и развитие системы оценок и экспертиз для создания максимально ясной системы идентификации государственной и социальной рекламы; формирование портфеля социальной рекламы < 1>. -------------------------------- < 1> Там же. С. 238 - 239.
Подводя некий итог рассмотрению статуса субъектов рекламной деятельности, можно сказать, что их правосубъектность в законодательстве имеет нечеткий, размытый характер, а конкретные права и обязанности разбросаны по отдельным статьям или нормам. Обобщая анализ норм Закона о рекламе, С.Ф. Богацкая выделяет основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей и к ним относит обязанность: 1) соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами; 2) хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы (ст. 12); 3) рекламодателя предоставлять рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (ст. 13); 4) представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации (ст. 34); 5) исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании (п. 4 ст. 36); 6) рекламодателя в случае признания рекламы офертой заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе (ст. 11 Закона о рекламе, ст. 437 ГК РФ) < 1>. -------------------------------- < 1> Богацкая С.Ф. Указ. соч.
При выявлении проблем в правовом статусе субъектов рекламной деятельности в науке предлагаются варианты более полного отражения вопросов регулирования конкретных обязательств. В частности, А.В. Таскаев полагает возможным в рекламном законодательстве установить обязанность < 1>: -------------------------------- < 1> Таскаев А.В. Указ. соч.
рекламодателя - представлять рекламопроизводителю и рекламораспространителю доказательства достоверности рекламной информации и иные необходимые сведения, которые должны отражать полноту рекламной информации; рекламопроизводителя - предоставить рекламораспространителю рекламную информацию, отвечающую установленным законодательством РФ требованиям к содержанию и механизму воздействия; рекламораспространителя - соблюсти установленные законодательством РФ требования к способу, месту и времени распространения рекламы; рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей - устранять по требованию потребителей обстоятельства, влекущее нарушение законодательства РФ о рекламе. Отчасти данные предложения могут компенсировать отсутствие должного регулирования взаимоотношений участников рекламной деятельности и выступать ориентирами для дальнейших нормативных разработок в рассматриваемой сфере.
|