Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разграничение предметов ведения и полномочий.
(Конституция РФ, глава 3. Федеративное устройство) В состав РФ входит 85 субъектов, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, автономная область и 4 автономных округа. Среди Федераций в России наибольшее число субъектов (США-50, ФРГ - 16, Индия -25). Россия - многонациональное государство, хотя доля титульной нации составляет 80%. Это больше, чем в любой стране. Республики, округа выделены по национальному признаку, хотя титульная нация в них не является преобладающей в структуре населения. В ряде территорий сочетается принцип «матрешки» (автономные округа входят в состав области) и принцип «мозаики» (автономные округа в пределах субъекта Федерации независимы.) Федеративный договор устанавливает предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения РФ отнесены 50 позиций. Совместного ведения -40. Предметы ведения субъектов не зафиксированы. К ним относятся все предметы РФ за исключением предметов ведения РФ и совместного ведения. В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения. (Для примера - в Канаде 29-3-16). Статус субъекта Федерации определяется Конституцией РФ, а также Конституцией республики или уставом области, края, города федерального значения. (Конституцию республики и уставы принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ). Законом от 17 декабря 2001 г. установлен порядок изменения состава Федерации. (В состав РФ может быть принято другое иностранное государство. Образование нового субъекта РФ возможно в результате слияния двух и более граничивших между собой субъектов РФ).
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения - законы федеральные и в соответствии с ними законы и нормативные акты субъектов РФ. (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам). Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, в области внешней политики. Субъекты имеют право: - формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности; - заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств; - содержать представителей при торговых представительствах в иностранных государствах за счет своих бюджетов. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Они не должны противоречить федеральным законам. Субъекты РФ обладают полнотой государственной власти, за исключением вопросов собственно относящихся к ведению Федерации. При разграничении полномочий используется принцип делегирования полномочий и субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнить низшая. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнить самостоятельно. Сфера влияния определяется на основе Федерального закона и заключения между РФ и субъектами РФ двухсторонних договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. При Президенте РФ образована комиссия по подготовке договоров и соглашений. В ней 8 групп со специализацией: - общие вопросы органов федеральной власти - обеспечение прав и свобод граждан - управление и распоряжение материальными ресурсами - межбюджетные отношения - социальное и культурное развитие - экономическое развитие - безопасность среды обитания - процедура заключения договора.
|