Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения (заготовления) имущества (активов)






Процесс заготовления (снабжения) представляет собой совокупность операций, обеспечивающих организации материальными и нематериальными активами, необходимыми для изготовления продукции.

Поставки материальных ценностей производятся на основе договоров, заключаемых с организациями – поставщиками или другими организациями. В договорах указываются наименование материальных ценностей, их количество, цена, суммы с НДС, способ транспортировки, порядок и формы расчетов, санкции за несоблюдение договорных обязательств и др.

Организации приобретают материальные ценности у поставщиков по отпускным ценам, которые для них являются покупной или заготовительной стоимостью. Покупная стоимость указывается поставщиками в выписываемых ими товарных и расчетных документах (счетах, счетах-фактурах, товарных накладных, товарно-транспортных накладных).

Если поставщик оказывает услуги по доставке материальных ценностей до покупателя, то причитающиеся поставщику транспортно-заготовительные расходы возмещаются покупателем.

Покупная стоимость и транспортно-заготовительные затраты составляют фактическую себестоимость приобретенных материалов (по которой они отражаются в балансе организации и включаются в затраты на производство продукции).

Транспортно-заготовительные затраты- это затраты связанные с продвижением производственных ресурсов, включая поставку по импорту, от поставщиков к покупателю. Они представляют собой:

 

- затраты по транспортировке (авиационный, автотранспортный, железнодорожный тариф, водный фрахт)
- стоимость погрузочно-разгрузочных работ
- затраты по командировкам, связанным непосредственно с заготовкой ценностей и доставкой их до места назначения
- торговые наценки
- оплата таможенных услуг
- суммы потерь и недостач материалов или сырья в пути в пределах установленных норм естественной убыли
- плата за охрану, страхование груза и др.

 

Указанные затраты в бухгалтерском учете объединяются в комплексную группу под общим названием «Транспортно-заготовительные затраты», состав которых регламентируется отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство и издержек обращения.

Кроме названных затрат покупатель несет и такие как налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при реализации практически всех товаров и услуг.

К основным задачам учета затрат в процессе заготовления (снабжения) относятся:

- обеспечение получения необходимых данных об объеме и номенклатуре материальных ценностей, приобретенных за определенный период
- контроль за своевременным использованием договоров с поставщиками на поставку материалов, а также за состоянием расчетов с ними и транспортными организациями за доставку материалов
-полный и достоверный учет транспортно-заготовительных расходов
-определение фактической себестоимости заготовленных материалов,
своевременное выявление и реализация излишних и неиспользуемых материалов

Для решения этих задач планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрено использование таких активных, инвентарных счетов бухгалтерского учета, которые характеризуют наличие и движение материальных ценностей как счет 10 «Материалы», счет 07 «Оборудование к установке», счет 41 «Товары». Для сельскохозяйственных организаций к этой группе счетов относится и счет № 11 «Животные на выращивании и откорме». по каналам использования (уменьшение или расход).

Затраты по учету снабжения (заготовления) учитываются на счетах 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» учитывают суммы НДС по приобретенным материальным ценностям и оказанным организации услугам.

В текущем аналитическом учете организации процесс заготовления материалов могут вести по двум вариантам:

Вариант - по внутренним планово-учетным ценам,

Вариант - по фактической себестоимости.

Выбор варианта ведения учета материальных ценностей определяется учетной политикой организации.

Рассмотрим организацию учета процесса заготовления материальных ценностей по внутрихозяйственным планово-учетным ценам.

При данном варианте учета помимо названных выше будут задействованы счета и 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счет16 «Отклонение в стоимости материалов».

Счет 15«Заготовление и приобретение материалов» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. В дебет данного счета относится покупная стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. При этом производятся следующие корреспонденции счетов:

- Дт сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов»

- Кт сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

-Кт сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

-Кт сч.20 «Основное производство» и других в зависимости от того, откуда поступили те или иные материальные ценности.

Расходы, связанные с доставкой материальных ценностей также отражаются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Корреспондирующими со счетом 15 в этом случае могут быть счета:

-70«Расчеты с персоналом по оплате туда»- на сумму начисленной заработной платы лиц, занятых погрузкой, доставкой и разгрузкой заготовленных материалов;

-69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», на сумму отчислений в фонд социальной защиты населения от начисленной заработной платы работников;

-76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»- на сумму страховых платежей по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

-71«Расчеты с подотчетными лицами»- на сумму денежных расходов на оплату командировок, непосредственно связанных с заготовлением и приобретением материальных ценностей;

-60«Расходы с поставщиками и подрядчиками» - при включении стоимости услуг сторонних организаций по доставке материалов, а также суммы наценок (надбавок), в том числе таможенных наценок, импортных сборов и пошлин, оплачиваемых поставщиком и возмещаемых покупателем согласно условиям договора;

-23 «Вспомогательные производства»- на стоимость услуг собственного автотранспорта и другие счета в зависимости от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.

Далее стоимость заготовленных (принятых на склад) ценностей в оценке по предварительно разработанным в организации учетным ценам списывается записями: Д-т сч.10, 11, 07 и К-т сч.15 – соответственно на планово-учетную стоимость заготовленных материалов, оборудования к установке (оприходование материальных ценностей на склад) (Планово - учетные цены - это цены (стоимостная оценка), по которым приобретенные материальные ценности отражаются на счетах бухгалтерского учета).

На начало любого отчетного периода по счету 15 «Заготовление приобретение материалов» остатка чаще всего не будет (счет на начало отчетного периода закрывается), но если материальные ценности в организацию не поступили (находятся в пути) на начало отчетного периода, то остаток по сч.15 будет характеризовать стоимость этих материалов.

Отклонение в стоимости оприходованных ценностей относится на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» записями: Д-т сч.16 и К-т сч.15 – на положительное отклонение между фактической себестоимостью заготовленных ценностей и их стоимостью по учетным ценам (перерасход) обычной записью;

Д-т сч.16 и К-т сч.15 – на отрицательное отклонение, которое проводится в учете методом «красное сторно», что означает экономию.

Таким образом, для определения фактической себестоимости, например, заготовленных материалов необходимо сложить дебетовый оборот по счету 10 «Материалы» с дебетовым оборотом по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов» (в части сумм, относящихся к материалам).

Этот счет используется только организациями, которые ведут учет материальных ценностей по планово-учетным ценам. Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов» ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Накопленные на счете 16 разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах списываются в дебет счетов учета затрат на производство (издержек обращения) или других соответствующих счетов пропорционально стоимости израсходованных в производстве материалов по учетным ценам. Т.е. в конце отчетного периода определяется процент списания отклонений. Для этого суммы отклонений на начало месяца (начальный остаток счета 16) и суммы учтенных отклонений за месяц (дебетовый оборот счета 16) делят на стоимость материальных ценностей по учетным ценам на начало отчетного периода (месяца) (начальный остаток синтетического счета по учету материалов (сч.10, сч.11, сч.07)) и стоимостью материалов, поступивших в течение отчетного периода (месяца) (дебетовый оборот за отчетный период (месяц) синтетического счета по учету материалов (сч.10, сч.11, сч 07).

При отпуске материальных ценностей со склада в производства по учетной их стоимости дается бухгалтерская запись:

Д-т счетов затрат (20, 24.25.26 и др.) К-т сч. 10

А на списание суммы отклонений фактической себестоимости приобретенных (заготовленных) материальных ценностей от учетной: Д-т тех же счетов затрат на производство(20, 23, 25, 26 и др.) К-т сч.16, в сумме, определенной исходя из рассчитанного процента списания отклонений и учетной стоимости отпущенных в производство материалов.

На конец отчетного периода по дебету счета 16 имеется остаток характеризующий суммы отклонений в стоимости приобретенных материальных ценностей.

 

2. Особенности процесса заготовления (приобретения) материальных ценностей по фактической себестоимости.

 

Однако, как было отмечено выше, в зависимости от принятой субъектом хозяйствования учетной политики учет поступления материальных ценностей организации могут вести и по фактической себестоимости. Как и по первому варианту учета, все поступившие материальные ценности по их покупной стоимости, а также расходы по доставке их в организацию будут учитываться на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов», что будет подтверждаться такими же бухгалтерскими записями, как и по 1 варианту учета. Т.е. на дебете счета 15 найдет отражение фактическая стоимость поступивших материалов. По мере оприходования их на склад организации дается корреспонденция счетов: Д-т сч.10, сч.11, сч.07 К-т сч.15. Значит, по мере оприходования материальных ценностей счет 15 закрывается (остатка не имеет), а учет имеющихся материальных ценностей будет вестись на счетах 10, 11, 07. Следует особо отметить, что при данном варианте учета материальных ценностей счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» не задействован. Чтобы определить фактическую себестоимость поступивших в организацию материальных ценностей, по видам, необходимо определить сумму транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) приходящихся на каждое наименование материальных ценностей. Для этого вначале следует определить процент списания транспортно-заготовительных расходов. Для его определения необходимо сумму транспортно-заготовительных расходов по всем заготовленным материальным ценностям разделить на покупную стоимость поступивших материальных ценностей, результат следует умножить на 100%.

Затем определяется сумма транспортно-заготовительных расходов приходящаяся на каждый вид поступивших материальных ценностей, исходя из процента списания транспортно-заготовительных расходов и покупной стоимости материальных ценностей по видам (т.е. берем процент от стоимости поступивших материалов по видам). А зная покупную стоимость каждого вида поступивших материальных ценностей и определенную нами сумму транспортно-заготовительных расходов по их доставке в организацию, мы определяем фактическую стоимость поступивших материалов по видам (покупная стоимость плюс доля транспортно-заготовительных расходов).

Но так как отдельные партии одинаковых материальных ценностей на склад организации обычно поступают по различной цене за единицу, то каждый раз при поступлении или один раз в конце месяца определяется фактическая (средневзвешенная, фактически сложившаяся) себестоимость единицы материальных ценностей, по которой они будут списаны на счета производств.

Для определения среднесложившейся себестоимости материальных ценностей необходимо стоимость материальных ценностей на начало месяца и стоимость материальных ценностей поступивших в течение месяца разделить на количество материальных ценностей на начало месяца и количество материальных ценностей поступивших в течение месяца. Необходимую для расчета информацию берут по данным аналитических счетов, открытых к синтетическим счетам материальных ценностей организации. А зная количество отпущенных материальных ценностей в затраты конкретного производства и фактическую (фактически сложившуюся) себестоимость единицы материалов определяют фактическую себестоимость отпущенных в производство материалов (умножая фактическую себестоимость единицы на количество единиц отпущенных материалов), что будет подтверждено корреспонденцией счетов: Д-т счетов затрат (сч.20, сч.23, сч.25, сч.26 и др.) К- т сч.10

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал