Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной саморегуляции






Общие сведения об авторе

 

Ф.И.О. Васина Олеся Константиновна  
Дата рождения 13.03.1986  
Образование Среднее специальное: учитель начальных классов, Г-АПК, 2005г. Высшее профессиональное: педагог-психолог, ГАГУ 2010г. Магистратура: магистр педагогики, ГАГУ, 2012г.
Должность Педагог-психолог  
Место работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного города Горно-Алтайска.  
Стаж в должности 5 лет  
Категория Высшая  
Ученая степень Не имею  
Награды    
Благодарственное письмо МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» 2011г.   Благодарственное письмо МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» 2012г.  
Благодарственное письмо психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета 2011г.  
Благодарственное письмо администрации города Горно-Алтайска 2013г.  
   
Сертификаты и грамоты за участие в конкурсах и семинарах  
Телефон    
e-mail olsen-ya@yandex.ru  

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Актуальность опыта………………………………………………………5

2. Научно- методологический аппарат……………………………………..8

3. Этапы исследования……………………………………………………....9

4. Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной саморегуляции………………………………...........................................10

5. Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции ……..14

6. Экспериментальное изучение влияние арт - терапии на уровень эмоциональной саморегуляции личности дошкольника…..…………...18

7. Заключение………………………………………………………………..41

Актуальность опыта.

Среди глобальных проблем человечества особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся основополагающим регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу, как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности. Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей в МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида города Горно-Алтайска», а также в МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» констатирует наличие у детей таких нарушений эмоционально-волевой сфере, как:

• страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;

• болезненная чувствительность, впечатлительность;

• застревание на отрицательных эмоциях;

• устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;

• недоверие к окружающим, жестокость;

• повышенная агрессивность;

• снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;

• отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции поведения.

В комплексе данные проблемы приводят к несформированности эмоциональной саморегуляции дошкольников.

По мнению А.А.Ершова, саморегуляция понимается как свойство личности, проявляемое в способности, во-первых, сохранять свою целостность, единство психических явлений, движение к сознательно поставленной цели, равновесие внутренних и внешних сил, во-вторых, целенаправленно самоизменяться, развивать свое «Я», отдельные черты, потребности, стиль поведения [ ].

Эмоциональная саморегуляция — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость [ ].

Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся к психологу в связи с эмоциональными нарушениями детей, проблемами в поведении и т.д., выявляет наличие признаков дисгармонии родительско - детских отношений.

Таким образом, данная проблема не теряет своей актуальности. Поэтому необходим поиск новых здоровьесберегающих технологий, позволяющих сбалансировать эмоциональное состояние, показать наиболее приемлемые способы эмоциональных реакций и т.п.

Анализ профессиональной деятельности педагогов и специалистов в ДОУ, с учетом ФГОС, показывает, что становится недостаточно использовать только традиционные приемы компенсации и коррекции отклонений в развитии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы, применение новых форм и методов. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении трудностей развития могут сыграть методы арт-терапии. В связи с чем, в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Воздействие посредством изобразительного творчества - арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».
Арт-терапия как метод психологической коррекции эмоциональной саморегуляции основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта, позволяет «выплеснуть» негативные переживание, гармонизирует внутреннее состояние. В продуктивной творческой деятельности ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. [ ]

Таким образом, Арт - терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Ловенфельд, Е.Г. Макарова) [ ].

Актуальность опыта заключается в использовании методов Арт - терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей – дошкольников, развитие эмоциональной саморегуляции, что обусловило выбор темы творческой темы: «Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника»

Работа в данном направлении соответствует принципам ФГОС и способствует разностороннему развитию детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Ведущая идея опыта: целенаправленное и системное использование метода арт - терапии в качестве средства эмоционального воздействия способно корректировать уровень эмоциональной саморегуляции дошкольников;

Цель: исследование влияния метода арт - терапии на эмоциональную саморегуляцию личности дошкольника, разработка новых форм и методов работы в данном направлении, обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования.

Объект: саморегуляция как психологический феномен.

Предмет: арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника.

Гипотеза исследования имеет сложный характер и содержит следующие допущения:

- Существует связь между методами арт- терапии и эмоциональной саморегуляцией.

- Целенаправленное и системное использование арт - терапии в качестве средства психотерапевтического воздействия способно корректировать уровень эмоциональной саморегуляции дошкольников;

- Возможно развитие уровня эмоциональной саморегуляции ребенка в условиях формирующего эксперимента, если учитывать следующие факторы: взаимодействие должно быть активным и индивидуализированным; развитие навыков эмоциональной саморегуляции посредством арт-терапии должно быть системным, а взаимодействие специально организованным; использование определенных методов должно быть разнообразным и варьироваться, в зависимости от особенностей эмоциональной вовлеченности дошкольника.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Выявить специфику использования методов арт - терапии, в качестве средства коррекции эмоциональной саморегуляции.

3. Экспериментально исследовать влияние метода арт - терапии на уровень саморегуляции личности дошкольника.

 

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы, методы математической статистики.

Теоретико-методологической основой исследования явились принципы личностного подхода, единства теории и практики, системности, принцип развития.

Этапы исследования:

В ходе нашей работы, в соответствии с поставленными задачами, были реализованы следующие этапа исследования:

Вид работы Сроки, база
1 Этап Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, формулирование и определение цели, объекта, предмета, задач исследования; сентябрь 2012г. - декабрь, 2012г.  
2 Этап Разработка и систематизация практического материала, определение содержания коррекционно-развивающих, выбор методов арт - терапии. декабрь, 2013г. - февраль, 2013.г.
3 Этап Опытно-экспериментальная апробация разработанного содержания;   февраль 2013г. - май 2013г. База исследования: МБОУ «Гимназия№3 г. Горно- Алтайска» декабрь 2014г.- май 2015г. База исследования: детская студия «Маленький принц» октябрь 2015г.- май 2016г. База исследования МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»
4 Этап Обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования   январь 2016г.

В соответствии с целью и задачами экспериментальной работы была разработана система групповых коррекционно-развивающих занятий, имеющих определенную тематическую направленность в зависимости от возрастной категории дошкольников.

Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной саморегуляции

Исследование проблемы саморегуляции является одной из наиболее актуальной в отечественной психологии. Ее проблематика привлекает внимание многих психологов, занимающихся вопросами личности и ее индивидуальных отличий (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, В.П., Зинченко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Е.Д. Божович, Б.Д. Эльконин, А.Маслоу, К. Роджерс, Э. Берн и др.), она имеет определенный исторический базис в философии (Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант, Н.Н. Бердяев и др.) и психологии.

Согласно О.А. Конопкину, саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека. Таким образом, проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие возможности для понимания и объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности, для определения условий успешного психического развития ребенка, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач. Понимание данной проблемы особенного важно для участников педагогического процесса, осуществляющих непосредственное общение с подростками, так как именно в данном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие активной психической саморегуляции. Саморегуляция - это одно из важнейших новообразований личности подростка, определяющее ее дальнейшее становление. Происходит развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку.

В последнее время в современной психологии выделяется новый, вид саморегуляции - эмоциональная саморегуляция. Навыки эмоциональной саморегуляции - одно из наиболее важных и сложных новообразований дошкольного возраста, который характеризуется формированием процессов индивидуализации.

Существует три условно выделяемых класса эмоциональных переживаний: эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека.

В большом психологическом словаре эмоции рассматриваются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека» [40].

Чувство, по мнению Ю. Саенко, представляет собой устойчивое отношение человека к личностно значимому, представляющему для него ценность объекту или событию. Это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей. Чувства, в отличие от эмоций, выражающих отношение к ситуациям, относятся к личностно значимым объектам. Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Чувства, по мнению автора, характеризуются устойчивостью, длительностью, принадлежностью к чертам личности, а эмоции кратковременны, они непосредственно переживаются в данный момент.

В психологии выделяют компоненты эмоций:

1. Переживание - отражение субъектом своих собственных состояний.

2. Физиологический компонент. Он имеет следующие проявления: изменение вегетативных показателей, секреторные реакции, расстройства пищеварительной системы, электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны и т.д.

3. Мышечные реакции - мышечное напряжение, гипертонус мышц и т.д.

Экспрессивный компонент – мимические, сенсомоторные, звуковые [70].

Рассмотрим основные функции эмоций: функция оценки, функция побуждения, регулирующая функция, функция активации, экспрессивная функция.

Ю.В. Саенко полагает, что регуляция эмоций - осознание человеком своих эмоциональных переживаний, биологически и социально целесообразное их использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Эмоциональная саморегуляция подразумевает применение знания о своих эмоциях для решения проблемы о которой они сигнализируют. Предполагается максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, которые не нарушают права и свободы других людей. Эмоциональная саморегуляция- это преобразование деструктивных эмоций в конструктивные, то есть способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общению [73].

А.В. Болотовой отмечается, что регуляция эмоций не означает контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающий запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Это не подавление или вытеснение эмоций, а конструктивное их преобразование [70].

Особенностью эмоциональной саморегуляции дошкольников является первоначальное формирование данной система. Уровень сформированности эмоциональной саморегуляции является ключевым показателем в освоении базовых учебных навыков, коммуникативной сферы. Таким образом, развитие эмоциональной саморегуляции - одна из центральных линий работы педагога-психолога в ДОУ. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, она находится в процессе формирования и становления.

Эмоции носят адаптационную функцию, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.

Приобретает актуальность коррекция уровня эмоциональной саморегуляции различными методами. Н.Н. Лебедева, Г.Л. Лэндтрет упоминают о возможности использования арт - терапии для коррекции уровня эмоциональной саморегуляции, эффективность его применения до сих пор не нашла экспериментального подтверждения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал