Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диаграмма 3






 

Рис 3. Распределение испытуемых по группам признаков

Из рисунка видно, что у большинства (69%) дошкольников количество страхов превышает норму. Большое количество присутствующих страхов у детей в среднем 18 у девочек и 16 у мальчиков, несоответствующее возрастному уровню, сочетается с проявлением боязливости и неуверенности в себе.

У меньшего количества детей (31%) соответствует возрастной норме, то есть присутствует в количестве 6 у мальчиков и 8 у девочек.

Таким образом, у большинства дошкольников количество страхов превышает норму и свидетельствует о патологическом нарушении.

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова, позволила изучить состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Ниже представлены анализы результатов. Анализы результатов представлены диаграмме. Диаграмма 4  

Рис 4. Распределение испытуемых по группам признаков

 

Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:

• в первую группу - вошли рисунки детей (55%) демонстрирующие агрессию на фоне демонстративного поведения, в них прослеживаются следующие признаки: крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание внутренней штриховки;

• во вторую группу - рисунки (30%), демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе и отражающие: маленький рисунок, расположенный внизу листа, расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса, большое количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;

• в третью - самую незначительную группу вошли рисунки (15%), соответствующие норме проявления агрессии, как защитного механизма психики (приложение).

Таким образом, большинство рисунков детей демонстрируют наличие агрессии как неблагоприятного варианта развития личности ребенка, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которая приводит к деструктивному агрессивному поведению, формированию отрицательного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Далее работа была направлена на достижение цели и задач исследования, а также проверку гипотезы.

Были определены следующие основные цели, задачи, принципы, условия и направления работы с детьми.

Целью данного курса занятий является создание необходимых предпосылок для овладения навыками эмоциональной саморегуляции, при помощи методов арт - терапии.

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1. Способствовать преодолению негативных переживаний дошкольников.

2. Снижение уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение конструктивно выражать собственное.

3. Способствовать снижению количеству страхов.

4. Создание условий конструктивного выхода агрессии, смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.

В основу серии коррекционно-развивающих занятий заложены следующие основополагающие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции был одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками осуществлялась на основе проведенной диагностики эмоциональной сферы дошкольников.

2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.

4. Принцип комплексности методов психологического воздействия,

являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

5. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

6. Принцип символического отреагирования детских страхов, агрессивности, тревожности и превращение их в объект творческой проработки. Графическое изображение страха не усиливает его, а наоборот снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Голубой слон», направленных на развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников. Группа испытуемых включала детей - 5 - 6 лет, выборка составила 16 участников. Эксперимент проходил в течение года, всего было проведено 32 занятия в период с декабря по май. Продолжительность занятия 30 минут. Работа велась исключительно в групповой форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся. Подробное описание занятий, календарно тематическое планирование представлено в приложении (приложение 5).

Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт - терапии:

1) рисуночная терапия (собственно арт-терапия);

2) музыкотерапия;

3) танцевальная терапия.

4) видеотерапия

5) игротерапия

6) цветотерапия

 

Таблица 4. Структура программы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами арт – терапии

 

Блок Количество занятий Задачи Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы
Установочный   2- знакомство 2- диагностика - знакомство - установление дружеской атмосферы среди дошкольников; - первичная диагностика - побуждение к сотрудничеству и активному взаимодействию - принятие правил работы группы   Элементы рисуночной терапии: Рисование на тему «Автопортрет», «Мое имя»
Основной 32 ч. - снижение эмоционального напряжения; - овладение навыками «цветодыхания» - коррекция уровня тревожности; снижение количества страхов - овладение навыками эмоциональной саморегуляции поведения. - игротерапия - цветореапия - изотерапия (использование различных рисуночных техник и материалов) - танцевальная терапия («Музыка с мамой» Е.Железнова) - музыкотерапия - видеотерапия - оригами - рисование цветной шерстью.  
Итоговый 3 ч. - контрольная диагностика - анализ результатов - рефлексия коллаж

 

 

Динамика данных констатирующего эксперимента по результатам формирующего

С целью выявления эффективности программы, направленной на коррекцию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии после проведения формирующих воздействий, мы провели контрольный эксперимент. Его цель состояла в проверке гипотезы исследования, уточнении и корректировке методов и приемов работы. На этапе контрольного среза использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Следует обратить внимание, что и на данном этапе нашей работы, также был проведен квази – эксперимент.

Контрольный срез показал качественные изменения в уровне эмоциональной саморегуляции дошкольников.

Сравнительный анализ результатов методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфилова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал