![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диаграмма 3
Рис 3. Распределение испытуемых по группам признаков Из рисунка видно, что у большинства (69%) дошкольников количество страхов превышает норму. Большое количество присутствующих страхов у детей в среднем 18 у девочек и 16 у мальчиков, несоответствующее возрастному уровню, сочетается с проявлением боязливости и неуверенности в себе. У меньшего количества детей (31%) соответствует возрастной норме, то есть присутствует в количестве 6 у мальчиков и 8 у девочек. Таким образом, у большинства дошкольников количество страхов превышает норму и свидетельствует о патологическом нарушении.
Рис 4. Распределение испытуемых по группам признаков
Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам: • в первую группу - вошли рисунки детей (55%) демонстрирующие агрессию на фоне демонстративного поведения, в них прослеживаются следующие признаки: крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание внутренней штриховки; • во вторую группу - рисунки (30%), демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе и отражающие: маленький рисунок, расположенный внизу листа, расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса, большое количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии; • в третью - самую незначительную группу вошли рисунки (15%), соответствующие норме проявления агрессии, как защитного механизма психики (приложение). Таким образом, большинство рисунков детей демонстрируют наличие агрессии как неблагоприятного варианта развития личности ребенка, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которая приводит к деструктивному агрессивному поведению, формированию отрицательного отношения дошкольников к окружающей действительности. Далее работа была направлена на достижение цели и задач исследования, а также проверку гипотезы. Были определены следующие основные цели, задачи, принципы, условия и направления работы с детьми. Целью данного курса занятий является создание необходимых предпосылок для овладения навыками эмоциональной саморегуляции, при помощи методов арт - терапии. В этой связи были поставлены следующие задачи: 1. Способствовать преодолению негативных переживаний дошкольников. 2. Снижение уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение конструктивно выражать собственное. 3. Способствовать снижению количеству страхов. 4. Создание условий конструктивного выхода агрессии, смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции. В основу серии коррекционно-развивающих занятий заложены следующие основополагающие принципы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции был одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками осуществлялась на основе проведенной диагностики эмоциональной сферы дошкольников. 2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. 4. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. 5. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности. 6. Принцип символического отреагирования детских страхов, агрессивности, тревожности и превращение их в объект творческой проработки. Графическое изображение страха не усиливает его, а наоборот снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Голубой слон», направленных на развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников. Группа испытуемых включала детей - 5 - 6 лет, выборка составила 16 участников. Эксперимент проходил в течение года, всего было проведено 32 занятия в период с декабря по май. Продолжительность занятия 30 минут. Работа велась исключительно в групповой форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся. Подробное описание занятий, календарно тематическое планирование представлено в приложении (приложение 5). Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт - терапии: 1) рисуночная терапия (собственно арт-терапия); 2) музыкотерапия; 3) танцевальная терапия. 4) видеотерапия 5) игротерапия 6) цветотерапия
Таблица 4. Структура программы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами арт – терапии
Динамика данных констатирующего эксперимента по результатам формирующего С целью выявления эффективности программы, направленной на коррекцию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии после проведения формирующих воздействий, мы провели контрольный эксперимент. Его цель состояла в проверке гипотезы исследования, уточнении и корректировке методов и приемов работы. На этапе контрольного среза использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Следует обратить внимание, что и на данном этапе нашей работы, также был проведен квази – эксперимент. Контрольный срез показал качественные изменения в уровне эмоциональной саморегуляции дошкольников. Сравнительный анализ результатов методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфилова.
|