Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. Актор— ФР. Acteur, англ. Actor — термин нарратоло­гии, теоретич






АКТОР — фр. ACTEUR, англ. ACTOR — термин нарратоло­гии, теоретич. конструкт, абстрактная категория, одна из функ­ций рассказа или инстанций акта худож. коммуникации. В зависимости от степени абстрактности его понимания может означать различные функции. На самом верхнем уровне пове­ствования (уровне манифестации) А. выступает в роли (функции) персонажа (как пишет голл. исследовательница М. Баль, " акторы приобретают в результате дистрибуции


14 АКТОР

отличительные черты, таким образом они индивидуализируют­ся и трансформируются в персонажи") (44, с. 7) или одушев­ленных предметов, например, в баснях, сказках, научной фанта­стике, в тех произведениях символич. и реалистич. лит-ры, где объекты изображаемого мира действительности приобретают функции действующего лица, активно влияющего на ход пове­ствования (шахта в " Жерминале", паровоз в " Человеке-звере" Золя и т. д.).

На дискурсивном уровне А. способен приобрести функцию рассказчика: как автор реплик в диалоге между персонажами; как один из повествователей вставного рассказа; как единст­венный повествователь всего произведения, где повествование может вестись в третьем лице, но в перспективе ограниченного знания и специфики мироощущения повествователя) (см.: акториальный, аукториальный, нейтральный нарра­тивные типы).

На самом глубинном уровне существования имплицитных (неявных) структур, где, по представлениям структуралистов, происходит процесс смыслопорождения, А. выступает в своей самой абстрактной форме — актанта.

Главным определяющим признаком А. является его вторич-ность по отношению к остальным повествовательным инстанци­ям и, как следствие, его от них зависимость. Когда идет речь об акториальном типе повествования, то имеется в виду, что автор всеми доступными ему повествовательными средствами под­черкивает ограниченность той картины, той нарративной пер­спективы, к-рая создается данным типом рассказа, чтобы дать возможность читателю почувствовать за ней совсем иную точку зрения, по-иному интерпретирующую и оценивающую описы­ваемые события. По нарратологическим представлениям пред­полагается, что когда акторы приобретают функцию рассказчи­ка на уровне диалога между персонажами, то фактически имеет место цитирование их дискурсов, осуществляемое либо рас­сказчиком этого эпизода (в случае " рассказа в рассказе"), либо нарратором всего произведения в целом.

Из этого следует еще один постулат нарратологии: принци­пиальное несовпадение персонажа и А., нарратора и А. По­следний, являясь абстрактным выражением функции действия, всегда служит объектом повествования (повествовательного акта), в то время как персонаж выполняет одновременно функ­ции и субъекта и объекта повествования, т. е. и нарратора, и А. Таким образом, по своим функциям нарратор и А. четко разли-


АКТОРИАЛЬНЫЙ 15

чаются друг от друга: нарратор берет на себя функции репре­зентации (нарративную функцию) и контроля (функцию управ­ления), никогда не осуществляя функцию действия, тогда как А. всегда наделяется функцией действия и лишается функций повествования и контроля.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал