Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. П. Ильин. ДЕКОНСТРУКЦИЯ— фр. DECONSTRUCTION — ключевое понятие постструктурализма и деконструктивизма, основной принцип анализа текста
ДЕКОНСТРУКЦИЯ — фр. DECONSTRUCTION — ключевое понятие постструктурализма и деконструктивизма, основной принцип анализа текста. Под влиянием М. Хайдеггера был ДЕКОНСТРУКЦИЯ 35 введен в 1964 г. Ж. Лаканом и теоретически обоснован Ж. Дерридой. Англ, литературовед Э. Истхоуп выделяет пять типов Д.: " 1. Критика, ставящая перед собой задачу бросить вызов реалистич. модусу, в к-ром текст стремится натурализоваться, демонстрируя свои актуальную сконструированность, а также выявить те средства репрезентации, при помощи к-рых происходит порождение репрезентируемого (" Целью деконструкции текста должно быть изучение процесса его порождения", К. Белей, 56, с. 104). 2. Деконструкция в смысле Фуко — процедура для обна 3. Деконструкция " левого деконструктивизма" как проект 4. Американская деконструкция как набор аналитических 5. Дерридеанская деконструкция, представляющая собой Сама по себе Д. никогда не выступает как чисто технич. 36 ДЕКОНСТРУКЦИЯ нами своей логики она подвергает критике не только внутреннее строение философем, одновременно семантическое и формальное, но и то, что им ошибочно приписывается в качестве их внешнего существования, их внешних условий реализации: историч. форм педагогики, экономич. или политич. структур этого института. Именно потому, что она затрагивает основополагающие структуры, " материальные" институты, а не только дискурсы или означающие репрезентации (т. е. вторичные, по Лотману, моделирующие системы, иными словами, иск-во, либо различные виды эпистем, философем, социологем и т. п., к-рые складываются в разных общественно-гуманитарных и естественных науках текущего момента. — И. И.), деконструкция и отличается всегда от простого анализа или " критики" (94, с. 23-24). Необходимо при этом иметь в виду, что действительность у Дерриды обязательно выступает в опосредованной дискурсивной практикой форме, и фактически для него в одной плоскости находятся как сама действительность, так и ее рефлексия. Двойственность позиции Дерриды и заключается в том, что он постоянно пытается стереть грани между миром реальным и миром, отраженным в сознании людей. По логике его деконст-руктивистского анализа, экономич., воспитательные и политич. институты вырастают из " культурной практики", установленной в философских системах, что, собственно, и составляет материал для операций по Д. Причем этот " материал" понимается как " традиционные метафизические формации", выявление иррационального характера к-рых и составляет задачу Д. В " Конфликте факультетов" Деррида пишет: " То, что несколько поспешно было названо деконструкцией, не является, если это имеет какое-либо значение, специфич. рядом дискурсивных процедур; еще в меньшей степени это правило нового герменевтич. метода, к-рый " работает" с текстами или высказываниями под прикрытием какого-либо данного и стабильного института. Это также менее всего способ занять какую-либо позицию во время аналитической процедуры относительно тех политич. и институциональных структур, к-рые делают возможными и направляют наши практики, нашу компетенцию, нашу способность их реализовать. Именно потому, что она никогда не ставит в центр внимания лишь означаемое содержание, деконструкция не должна быть отделима от этой политико-институциональной проблематики и должна искать новые способы установления ответственности, исследования тех ДЕКОНСТРУКЦИЯ 37 кодов, к-рые были восприняты от этики и политики" (102, с. 74). В этом эссе, название к-рого позаимствовано у одноименной работы Канта, речь идет о взаимоотношении с государственной властью " факультета" философии, как и других " факультетов": права, медицины и теологии. Однако, учитывая постструктуралистское представление о власти как господстве ментальных структур, предопределяющих функционирование общественного сознания, акцент переносится в сферу борьбы авторитетов государственных и университетских структур за влияние над общественным сознанием. Кроме того, типичное для пост-структуралистского мышления гипостазирование мыслительных феноменов в онтологические сущности, наделяемые самостоятельным существованием, приводит к тому, что такие понятия, как " власть", " институт", " институция", " университет", приобретают мистическое значение самодовлеющих сил, живущих сами по себе и непонятным для человека образом влияющих на ход его мыслей, а, следовательно, и на его поведение. Практика Д. и предназначена для демистификации подобных фантомов сознания. Если франц. постструктуралисты, как правило, делают предметом своего деконструктивного анализа широкое поле " всеобщего текста", охватывающего в пределе весь " культурный интертекст" не только литературного, но и философского, социологич., юридич. и т. п. характера, то у американских деконструктивистов заметен сдвиг от философско-антропологич. вопросов формирования образа мыслей человека к практич. вопросам анализа худож. произведения. Дж. Каллер так суммирует общую схему деконструктивного подхода к анализируемому произведению: " Прочтение является попыткой понять письмо, определив референциальный и риторич. модусы текста, например, переводя фигуральное в буквальное и устраняя препятствия для получения связного целого. Однако сама конструкция текстов — особенно литературных произведений, где прагматич. контексты не дают возможности осуществить надежное разграничение между буквальным и фигуральным или референциальным и нереференциальным, — может блокировать процесс понимания" (81, с. 81). Данная характеристика, отвечая общему смыслу Д., тем не менее представляет собой сильно рационализированную версию иррациональной по своей сути критич. практики, поскольку именно исследованием этого " блокирования процесса понима- 38 ДЕКОНСТРУКЦИЯ ния" и заняты деконструктивисты. На первый план выходит не столько специфика понимания читаемых текстов, сколько природа человеческого непонимания, запечатленная в худож. произведении и с еще большей силой выявляемая при помощи деконструктивистского анализа, сверхзадача к-рого и состоит в демонстрации принципиальной " неизбежности" ошибки любого понимания, в том числе и того, к-рое предлагает сам критик-деконструктивист. " Возможность прочтения, — утверждает П. де Ман, — никогда нельзя считать само собой разумеющейся" (89, с. 131), поскольку риторическая природа языка " воздвигает непреодолимое препятствие на пути любого прочтения или понимания" (90, с. 107). Деконструктивисты, как правило, возражают против понимания Д. как простой деструкции, как чисто негативного акта M теоретич. разрушения анализируемого текста. " Деконструкция, — подчеркивает Дж. X. Миллер, — это не демонтаж структуры текста, а демонстрация того, что уже демонтировано" (273, с. 341). Тот же тезис отстаивает и Р. Сальдивар, обосновывая свой анализ романа " Моби Дик" Мелвилла: " Деконструкция не означает деструкции структуры произведения, не подразумевает она также и отказ от находящихся в наличии структур (в данном случае структур личности и причинности), к-рые она подвергает расчленению. Вместо этого деконструкция является демонтажом старой структуры, предпринятым с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются лишь результатом человеческих усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру. Деконструкция неспособна эффективно добраться до этих важных структур, предварительно не обжив их и не позаимствовав у них для анализа их же стратегические и экономические ресурсы. По этой причине процесс деконструкции — всего лишь предварительный и стратегически привилегированный момент анализа. Она никоим образом не предполагает своей окончательности и является предварительной в той мере, в какой всегда должна быть жертвой своего собственного действия. Эти предостерегающие замечания, естественно, относятся и к моему собственному прочтению, к-рое должно рассматриваться скорее как момент, а не как конечный пункт в прочтении романа Мелвилла" (323, с. 140). Из таким образом понятой Д. вытекает и специфич. роль деконструктивистского критика, к-рая в идеале сводится к •попыткам избежать внутренне присущего ему, как и всякому
ДЕЦЕНТРАЦИЯ 39 читателю, стремления навязать тексту свои собственные смысловые схемы, дать ему " конечную интерпретацию", единственно верную и непогрешимую. Он должен деконструировать эту " жажду власти", проявляющуюся как в нем самом, так и в авторе текста, и отыскать тот " момент" в тексте, где прослеживается его, текста, смысловая двойственность, внутренняя противоречивость " текстуальной аргументации".
|