Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. А. Цурганова.
ОБЪЕКТИВНЫЙ КОРРЕЛЯТ — англ. OBJECTIVE CORRELATIVE — понятие, введенное в литературно-критич. обиход Т. С. Элиотом в ст. " Гамлет и его проблемы" (1919) (118) как определение способа художественного выражения эмоции. О. К., по Элиоту, обозначает " сочетание предметов, ситуацию, цепь событий, которые являются формулой конкретной эмоции; стоит лишь описать внешние факты, вызывающие определенные переживания, как эта эмоция незамедлительно возникает" (122, с. 145). О. К. переносит центр внимания с субъекта на объект творчества, с поэта — на произведение как структуру. Поскольку поэт не может передать читателям свои эмоции или представления непосредственно, должен быть некий " посредник". Таким образом осуществляется взаимодействие между автором и читателем, объективируется то, что " хотел сказать автор", делается антиромантич. акцент на проблемах мастерства. Еще одно определение О. К. содержится в ст. Элиота " Метафизические поэты" (1921), где говорится о том, что английские поэты-метафизики начала XVII в. " в лучших своих образцах старались найти словесный эквивалент для состояний ума и чувства" (119, с. 198). О. К. — своеобразная квинтэссенция того, что Элиот, наряду с Т. Э. Хьюмом и Э. Паундом, постиг в теории и практике французских символистов, утверждавших, что поэзия не выражает эмоции непосредственно, эмоции нужно вызывать опосредованно различными способами. По Малларме, основа поэзии — не идеи, а слова; он исследовал потенциальные возможности слов, взаимодействие к-рых воспринимал как 86 ОБЪЕКТИВНЫЙ КОРРЕЛЯТ своего рода балет или музыкальное построение; назвать объект — значит разрушить три четверти наслаждения, рождаемого поэтич. намеком на объект. Паунд, отдавая должное символизму, писал о необходимости " намечать, намекать, вызывать ассоциацию, суггестировать", а не " изображать". Исследователи находили истоки понятия О. К. у Э. Паунда, У. Уитмена, Ш. Бодлера, американского художника Вашингтона Эллстона, у Дж. Сантаяны, Э. Гуссерля, Ф. Ницше, У. Пейтера, С. Т. Колриджа, М. Арнолда, Ф. Г. Брэдли, в древнеиндийской эстетике. Некоторые критики определяют О. К. как создание образа или ряда образов, выражающих эмоцию персонажа, поэта или их обоих. Например, образ " я вымерил свою жизнь кофейными ложками" в " Пруфроке" самого Элиота и даже стихотворение в целом рассматривают как О. К., выражающий свойственное и Пруфроку, и Элиоту чувство тщеты, суетности, пустоты бытия. В такого рода интерпретациях предполагается, что О. К. — нечто, само выражающее эмоцию. На самом деле О. К. — описание, изображение ситуации, мотивирующей эмоцию героя в стихотворении или драме, эмоцию, к-рая отличается от эмоций и поэта, и читателя. Отчаяние Гамлета — его эмоция, О. К. — ситуация, мотивирующая ее, — смерть отца и замужество матери. Элиот расценивал " Гамлета" как художественную неудачу, считая, что эмоции Гамлета по своему масштабу и последствиям неадекватны реальным событиям. По существу, Элиот искал пути установления в поэтич. произведении гармоничного равновесия между чувствами и эмоциями протагониста и строгой, конкретной мотивировкой их. Он стремился к перенесению в поэзию принципа драмы, где все построено на показе событий, а не рассказе о них, часто способствующем возникновению неадекватных эмоций. О. К. стал для Элиота основой его неоклассической имперсоналъной теории поэзии, основные принципы к-рой были намечены в эссе " Традиция и индивидуальный талант" (1917): " Поэзия — это не свободное излияние эмоций... не выражение личности, а бегство от нее" (122). О. К. — своеобразная узда, сдерживающая в стихотворении немотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и — в конечном итоге — автора, способствующая " укрощению" романтич. эмоций и субъективных излияний " личности" в поэзии. ОРГАНИЧЕСКАЯ ФОРМА 87 Нечто аналогичное имел в виду К. С. Станиславский, призывая актеров " играть" не чувства, а воспроизводить обстоятельства, в к-рых они возникают. Концепция О. К. была широко принята " новыми критиками". Ее разделяли Дж. К. Рэнсом, А. Уинтерс, Э. Вивас, многие шекспироведы.
|