Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. Поэзия как знание— англ. Poetry as knowledge







ПОЭЗИЯ КАК ЗНАНИЕ 109

ПОЭЗИЯ КАК ЗНАНИЕ — англ. POETRY AS KNOWLEDGE

— концепция " новой критики", основывающаяся на убежде­
нии, что поэзия — это специфическая форма знания, отличная
от научного познания. Искусства и науки представляют собой
две различные, независимые, равноценные категории опыта.
Знание и опыт, полученные из поэзии, уникальны. Разрабаты­
вая теорию " целостности мировосприятия", Т. С. Элиот ут­
верждал, что поэзия — это слияние эмоции и мысли. Неокри-
тнки-фъюджитивисты считали, что поэзия не дает ни
" эмоционального опыта", как утверждали романтики, ни интел­
лектуального, как полагают позитивисты. Поэзия дает
" поэтический опыт".

К. Брукс проводит четкое разграничение между поэзией и наукой на уровне языка. " Референтивный" язык науки абстрак­тен в отличие от " эмотивного" языка поэзии, насыщенного множеством дополнительных значений. Наука редуцирует мир до " типов" и " форм", поэзия возвращает ему плоть. В книге " Хорошо вылепленная урна" (1947) Брукс пишет: " Язык науки — это язык абстрактных символов, не изменяемых под семантическим давлением контекста. Научные термины — это чистые (или стремящиеся к чистоте) знаки. Их значения уста­новлены заранее. Их не следует портить, придавая им новые значения... В руках же поэта слово должно восприниматься не отдельной, самостоятельной частицей смысла, а его потенцией

— узлом, гроздью значений" (71, с. 219).

Брукс рассматривает поэзию как особую форму знания. " Поэтому недостаточно того, что вполне удовлетворяет учено­го, анализирующего свой жизненный опыт, рассекающего его на части, определяющего особенности каждой из частей и классифицирующего их. Задача поэта в конечном счете — обобщение, объединение этого опыта. Он должен вернуть нам само единство впечатлений и ощущений, знакомых каждому из нас на основании собственного жизненного опыта". Поэтиче­ское произведение выступает как " форма существования жиз­ненного опыта" в отличие от простых высказываний о нем. Настоящий поэт, по Бруксу, дарит нам прозрения, сохраняю­щие единство нашего мировосприятия и побеждающие в выс­шем и самом серьезном смысле несомненно противоборствую­щие элементы нашего сознания, придавая им новое единство. Подчеркнутая здесь созидательная функция искусства — позитивный момент неокритической теории.


ПО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА

Дж. К. Рэнсом пишет об образной реализации теоретиче­ских концепций в поэтическом творчестве — поэтическая энергия работает с двумя этими измерениями, теоретическим и поэтическим, одновременно (302). А. Тейт полагает, что настоящая поэзия есть форма знаний, которыми мы не обладали ранее (343). А. Ричарде писал о том, что разум поэта времена­ми настолько глубоко проникает в реальность, что " считывает природу" как символ ее, реальности, потаенной сущности, не постигаемой обычным путем. Разум поэта создает реальность, в которую проектирует свои чувства, вдохновения, оценки (308) и которая не поддается верификации, как при научных открытиях, что не умаляет познавательного значения поэтиче­ского труда. Поэзия, писал Ричарде, есть " совершенный спо­соб высказывания". Задача критика — раскрыть уникальное знание, которое представляет искусство в органической форме.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал