Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. П. Ильин.
РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ — англ. DISSOCIATION OF SENSIBILITY — термин введен Т. С. Элиотом в эссе " Метафизические поэты" (1921) (119) как определение наблюдающегося в XX в. нарушения духовно-чувственной цельности бытия, что оказало существенное влияние на английскую поэтическую традицию. Начало " распада" Элиот относит к XVII в.: английская буржуазная революция дала импульс необратимому процессу развития общества, в котором человек и искусство утратили гармоничность. Реформация, Ренессанс и гуманизм, стоявшие у истоков буржуазной цивилизации, привели, как казалось Элиоту, к разрушению " духовно-материальной" и " интеллектуально-чувственной" цельности мировосприятия, которую он находил в средневековом, добур-жуазном обществе в виде христианско-католического взгляда на мир. Отсюда — его ориентация на " средневекового" Данте как величайшего поэта мира, обладавшего цельным, христиан-ско-католическим мировосприятием. Философский источник РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ 117 доктрины Элиота — возникшая на базе философии объективного идеализма Ф. Г. Брэдли концепция реальности, в основе которой лежит представление о единстве мысли и чувства. В творчестве Дж. Донна и его современников — поздних елиза-ветинцев Элиот находил мироощущение, основанное на ' непосредственном претворении мысли в чувство: мысль, ощущаемая как переживание, обладала для них таким же биением жизни, как и непосредственное изображение человеческой страсти. Элиот назвал их поэтами " интеллектуальными" в отличие от " размышляющих" поэтов романтизма — Теннисона и Браунинга, не способных почувствовать мысль непосредственно, " как запах розы". " Поэты XVII в., последователи драматургов XVI в., обладали механизмом мировосприятия, способным к переживаниям любого рода... В XVII в. происходит нарушение цельности мировосприятия, от которого мы так и не оправились... Со второй половины XVII в. разум и опыт становятся лишь средством знания, воображению перестают доверять, оно превращается в фантазию, мысль отделяется от чувства. Утрачивается духовное прозрение, метафизическое начало. В творчестве Драйдена и Милтона словесное совершенство возросло, а глубина чувств, переживаний, общий " механизм" мироощущения значительно упростились по сравнению с Шекспиром и другими елизаветинцами. В XVIII в. произошла переориентация в сторону рационализма, в XIX — в пользу " бунта чувств". В эстетическом плане доктрина Элиота была, в сущности, направлена на защиту особого, гармоничного способа постижения истины и основывалась на теории формы, ориентированной на музыку и танец, в к-рых Элиот видел идеал иск-ва и высшее выражение особого способа мышления, в корне отличающегося от мышления ученого (в своих эссе Элиот неоднократно обращался к теории и истории балета). Концепцию Элиота рассматривали также как модификацию теории воображения Колриджа. Теория Элиота выражала общую для многих критиков первой четверти XX в. эстетическую позицию и получила широкое распространение. Термин Элиота стал своего рода рамкой, которую более поздние критики (Ф. Р. Ливис, Дж. Уильямсон, Л. К. Найтс, Б. Уилли) наполнили своим содержанием.
|