Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. П. Ильин.
СТРУКТУРА — ФАКТУРА — англ. STRUCTURE -TEXTURE — согласно основателю " новой критики" Дж. К. Рэнсому, ключевая дихотомия, определяющая онтологию поэтического произведения. Искусство дает наиболее живое и полное представление о жизни, и в этом смысле с ним не может сравниться ни наука, ни какая-либо другая форма духовной деятельности. Мир, или, по Рэнсому, миры, исследуемые наукой, — это всего лишь выхолощенные, обедненные, упрощенные копии подлинного мира. Поэзия имеет своей целью заново открыть более " плотный", сущностный мир и таким образом является формой познания принципиально, или онтологически, иной (см.: поэзия как знание). " Поэзия имеет дело о теми формами бытия, уровнем объективности, которые не поддаются научному истолкованию, в мире поэзии мы имеем дело с революционным отрицанием законов логического высказывания" (22, с. 178). Поэтическое произведение определяется как " открытая логическая структура со свободной индивидуальной фактурой". При этом " структура" — это логически выстроенное рассуждение, лежащее в основе поэтического произведения, проза стиха. " Фактура" определяется как свойство поэтического произведения, выходящее за пределы простого, поддающегося пересказу рационального содержания. С одной стороны, Рэнсом указывает, что " фактура независима от структуры". Однако, о другой стороны, рассматривая метрическое строение стиха, Рэнсом вводит термин " метрическая структура" (metrical structure), который использует для обозначения регулярно повторяющейся метрической модели, и термин " метрическая фактура" (metrical texture) — для обозначения вариаций, накладываемых на эту модель. Таким образом, " структура" и " фактура" оказываются связанными, взаимозависимыми. Утверждается, что именно их взаимодействие, их постоянное противостояние и лежит в самой основе поэтического акта. Процесс создания поэтического произведения представляет собой приспособление " структуры" и " фактуры" друг к другу. Окончательный поэтический результат содержит смысловые и звуковые (формальные) элементы, не входившие в первона 134 СТРУКТУРАЛИЗМ чальный замысел. На примере анализа английской поэзии (Поупа, Донна, Колриджа и др.) Рэнсом показывает, как приспособление размера к значению приводит поэта к созданию дополнительных элементов звуковой формы, а приспособление значения к размеру — к дополнительным оттенкам смысла. Подобно тому, как размер подрывает значение и приводит к созданию " дополнительного смысла", смысл подрывает размер и создает " вариации" ритма, или же " дополнительное звучание". Развернутый анализ понятий " структура" и " фактура" содержится в книге Рэнсома " Новая критика" (1941): " Семантическая структура, взятая сама по себе, подобно отдельной мелодии, исполненной дискантом, может стать структурой эстетической именно потому, что она допускает плоть, фактуру — то, что чистая логическая структура допустить не может, и тогда казалось бы, совершенно не связанная с ней фонетическая структура приводится в соответствие с ней. Занятие это представляется мне более трудным, требующим больших усилий и в конечном итоге более удивительным, чем создание музыкального контрапункта. Мелодий все-таки остается две, хотя и звучат они одновременно, а поэтическая фраза — единый акт. Онтологически он означает соединение двух разных миров — сущностного и почти неуловимого — и построение высказывания в новом измерении" (22, с. 192-193). Взаимодействие " структуры" и " фактуры" проявляется в " разнообразии" и " униформности" стиха. При этом разнообразие, определяемое как многосторонность объектов, описанных в поэтическом произведении, составляет его фактуру, а униформ-ность — структуру. Таким образом, анализ поэтического произведения, по Рэнсому, представляет собой рассмотрение " разнообразия в свете униформности" (hetero-geneity-in-the-light-of-unifï rmity). Позднее термины " структура" и " фактура" в " новой критике" подвергаются переоценке в свете фрейдистских категорий
|