Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. П. Ильин
ТЕОРИЯ ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ — англ. IMPERSONAL THEORY OF POETRY — разработана ТЕОРИЯ ИМПЕРСОНАЛЬНОИ ПОЭЗИИ 141 Т. С. Элиотом в статьях " Традиция и индивидуальный талант" (1818) (122), " Функция критики" (1923) (121), раскрывает его представление о поэтической традиции, взаимоотношениях автора и произведения. Элиот суммирует свои наблюдения, анализируя высказывания Г. Флобера об " объективной манере" письма (в период работы над романам " Госпожа Бовари" Флобер писал Л. Коле 1 февраля 1852 г.: " Никакой лирики, никаких размышлений, личность автора отсутствует"); эстетические посылки французского символизма (" Поэтическая тайна" Малларме — 1896, " Диссоциация идей" Р. де Гурмона — 1901); рассуждения Бергсона об интуиции в связи с " экстенсивным" и " интенсивным" началами в искусстве; идеи Т. Э. Хьюма о грядущей эпохе неоклассики и закате романтизма XIX в. (эссе І9ІЗ-1914 гг. " Классицизм и романтизм", " Концепция искусства у Анри Бергсона", посмертно опубликованные в 1924 г.); тезис неогегельянца Ф. Г. Брэдли, высказанный в сочинении " Явление и действительность" (1893), о слиянии в акте восприятия субъекта и объекта в " моменте опыта"; мысли Г.Джеймса об " образцовости" прозы (статья " Искусство прозы" 1884). Т. И. П. Элиота антиромантична, является в значительной мере комментарием к собственному творчеству, пониманию его задач. Выражает отрицательное отношение Элиота к поэзии георгианцев, а также к произведениям П. Б. Шелли, Байрона. " Имперсональная поэзия" для Элиота — образ " идеальной" позиции, мера объективного поэтического вкуса. Вслед за Т. Э. Хьюмом он считает, что романтическая поэзия XIX в. является выражением гипертрофированного эмоционального переживания (emotion), оторванного от реального опыта. Слова используются неточно, лишь перекликаются с неясным внутренним состоянием поэта и не складываются в образ, компактную метафору. Поэт должен сообщать не о чувствах, а о значении этих чувств, отчуждая их от себя, соблюдая равновесие эмоционального и интеллектуального. Романтическая поэзия подменила поэтическую мысль переживанием — " разрозненным опытом", риторикой, декламацией, по отношению к которым слова несут служебную функцию, что проявляется в произвольности образа (" срловей" в хрестоматийной оде Китса). Суть предлагаемой Элиотом неоклассической теории — в подчинении поэта языку. Не поэт притягивает к себе слова силой воображения, через поэта говорит эпоха: " Сознание 142 ТЕОРИЯ ИМПЕРСОНАЛЬНОИ ПОЭЗИИ поэта — это своеобразный сосуд, собирающий и хранящий в себе бесчисленные чувства, фразы, образы и они пребывают в нем, пока не соберутся все частицы, необходимые для создания нового целого" (34, с. 174). Поэт является " медиумом", " катализатором"; Элиот, " новые критики" концентрируют внимание не на личности поэта, а на произведении как таковом, которое существует само по себе. Задача поэзии — достичь " степени уплотнения", делающей возможным синтез, " органическое целое" стихотворения. Морализм поэзии заключается в созидании " структурно мотивированной эмоции", рождаемой в слиянии " интуиции", " внутреннего слова", " интуитивного языка" (Хьюм) и корректирующего языка, бытующего в двух формах: в разговорной норме определенной эпохи с ее ритмикой и фоникой и в литературной языковой традиции. Поэзия, следовательно, — форма понимания, видения, но не в меньшей мере форма самосознания языка, делающего поэта субъектом своего " восприятия". (" Существовать — значит быть воспринятым", — по классическому определению Беркли). Другими словами, " вдение" поэта делает возможным превращение языка в поэзию. Поэтическое произведение таким образом располагается не на " территории" автора, но и не на " территории" читателя, оно автономно. Борьба с языком, проверка чувства мыслью — " бремя" поэта, отказ от себя, от собственного " я", " непрерывное погашение в себе индивидуального начала" (34, с. 172). Безотчетное стремление к поэтическому образу подобно мистическому переживанию. Соответственно содержательность ритма равнозначна глубинному знанию, " музыке поэзии", несубъективная субъективность которой обеспечивает всеобщность конкретного — духовный реализм. Именно в этом смысле поэзия — душа языка, длящееся духовное начало. Каждое подлинное поэтическое творение неизбежно перестраивает цепь традиции в ее идеальном единовременье — "...прошлое в такой же мере корректируется настоящим, в какой настоящее направляется прошлым...". Данте для Элиота — поэт поэтов, мысливший чувством и чувствовавший мыслью, умевший выразить эмоциональный эквивалент мысли. Способом художественного выражения эмоции Элиот считает нахождение так называемого объективного коррелята. В эссе " Гамлет и его проблемы" (1919) Элиот определяет его следующим обра-зом: " Сочетание предметов, ситуация, цепь событий являются формулой конкретной эмоции; стоит лишь описать ТОЧКА ЗРЕНИЯ 143 ее внешние осязаемые приметы, как эта эмоция незамедлительно возникает" (122, с. 145). Такая имперсональная эмоция вызывает не бихевиористскую реакцию, а служит условием возникновения образа, что требует читательской активности, умения видеть текст целиком в единстве составных частей. Автономность текста придает стихотворению особую упругость, экспрессивную материальность, " иконологичность", что позволяет вспомнить достижения английских поэтов-метафизиков (прежде всего Джона Донна), которых Элиот считал образцом для подражания. Эстетические новации Элиота созвучны рассуждениям Ор-теги-и-Гассета в программной работе " Дегуманизация искусства" (1925), метафорам Хайдеггера в книге " Деревянные башмаки" (1957), мотивам эссеистики Г. Бенна, они оказали бесспорное влияние на формирование понятийного словаря американской " новой критики".
|