Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговые реформы.
Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающие условия для своевременной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовой потребности публичной власти отдельных социальных групп общества, а так же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Эффективная налоговая политика – налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающих интересы общества нахождения реального компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости налогообложения. Стратегия налоговой политики – совокупность ее перспективных целей и принципиальных способов решения долгосрочных задач, связанных с построением и информированием налоговой системы страны. У нас в стране определяется президентом РФ, федеральным собранием, правительством. Налоговая тактика – меры, направлены на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами, определяется правительством РФ, профильными министерствами, федеральными агентствами, а так же представительными органами субъектов федерации и местного самоуправления. Налоговая стратегия является относительно стабильной, а налоговая тактика – гибкая и подвижная. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения, конституционные права субъектов РФ определяет характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничений налогов по звеньям бюджетной системы.
При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Состав субъектов налоговой политики Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления: • федеральный; • региональный; • местный. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодатель 15. Налоговая политика России на современном этапе ством. Соотношение значимости налогов, входящих в перечень федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов Федерации, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Цели налоговой политики Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них в экономической литературе выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные (рис. 15.1). Фискальные цели всегда считаются основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, имеют второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные — вторичными. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующих политиках государства: социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика — лишь один из методов их реализации, причем косвенный. Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводят к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких-либо целей происходит в ущерб другим. Например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Увеличение налоговых платежей экологической направленности способствует реализации экологических и фискальных целей, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, а подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочньгй ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая модель налоговой политики. Цели государственной налоговой политики Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и во внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций 1. Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики 2. Поддержание темпов экономического роста 3. Устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства 4. Стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала 1. Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения 2. Повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения 3. Стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала 1. Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования 2. Создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами 3 Стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений 1. Устранение практики двойного налогообложения 2. Ликвидация возможностей ухода от налогообложения 3. Гармонизация таможенного обложения Налоговая политика России на современном этапе Модели налоговой политики В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития государства приоритетными, используют ту или иную модель (тип) этой политики, который зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством. В научных трудах экономистов на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени: • высокий уровень налогообложения (политика максимальных налогов); • низкое налоговое бремя (политика экономического развития); • достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов). 1. Политика максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени путем введения новых налогов, а также увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие — происходит снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Такая модель налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода. Этот тип налоговой политики используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, он популярен в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные — второстепенными. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное время, а также в отсутствие кризисов, например в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социальные цели. 2. Политика экономического развития. Данная модель характеризуется тем, что учитываются не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 1980-х гг. данная политика эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана («рейганомика»). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др. Приоритетньгми здесь выступают экономические цели. 3. Политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными типами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет проводить эффективную социальную защиту населения и реализовы-вать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны. Подобная политика используется в основном высокоразвитыми странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Такие страны вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологической продукции. 15. Налоговая политика России на современном этапе Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяет им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новейших. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями. Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели и (типы) налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных их сочетаниях, когда какая-либо из них является доминирующей. Методы налоговй политики В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Метод налоговой политики — это прием (способ), используемый для практического решения целей налоговой политики. Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов1: • управления (регулирования); • информирования (пропаганды); • воспитания; • консультирования; • льготирования; • контролирования; • принуждения. 1. Управление налогообложением. Это организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития2. В рамках данного метода можно выделить следующие направления: • регулирование соотношения прямого и косвенного способов налогообложения; • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов; • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на других; III. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии; • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы; • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов. Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики. К ним относятся Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба России. Министерство финансов РФ и его структурные подразделения на основании ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако финансовые органы не относятся к числу органов, осуществляющих налоговый контроль. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных органов. Это обстоятельство и определяет его компетенцию в области налоговых правоотношений, которые заключаются в разработке — совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти — предложений о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации. Помимо этого, Минфин России координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет. Основная роль в управлении налогообложением возложена на (Федеральную налоговую службу России. Управление налогообложением представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу (рис. 15.2). При этом каждый уровень имеет свои функции и специфику1. Например, к основным функциям межрегиональных налоговых инспекций, которые созданы в каждом из семи федеральных округов России, относятся проведение перепроверок налогоплательщиков и контроль за нижестоящими инспекциями в федеральном округе, а государственные налоговые инспекции городов областного, краевого подчинения, районов в городах республиканского и областного подчинения являются основным звеном, обеспечивающим сбор налогов. ТЕМА. Налог на добавленную стоимость.
|