Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. П. Ильин. ПОНИМАНИЕ— англ. UNDERSTANDING, нем
ПОНИМАНИЕ — англ. UNDERSTANDING, нем. VERSTÄ NDNIS — термин герменевтики. П. — это процесс познания П. затрагивает самую существенную сторону человеческого отношения к миру. " В основе своей, — пишет X. Г. Гадамер, — человеческое отношение к миру... определяется понимани ПОСТМОДЕРНИЗМ утонченности вкуса, просветленного отношения к произв. (Гадамер), к-рые являются основой глубокого и подлинного П. Герменевтика рассматривается как теория постижения ценности (Дильтей). " Ценность" и П. составляют как бы две крайние точки, между к-рыми простирается поле интерпретаций. Универсализм, исторически разрабатывавшийся в П., ведет к выходу за пределы определяемости материалом в пространство духовной традиции. Цель П. в первую очередь направлена на смысл текста, для ее реализации требуется открытость интерпретации по отношению к традиции. Задача понимания смысла того, что сказал автор, производна по отношению к задаче понимания смысла текста. П. не является репродуктивной работой, оно решает продуктивные задачи, обусловленные его обращенностью за пределы субъективных смысловых установок создателя текста. Понять текст — значит понять его как слово, к-рым с нами говорит традиция. При этом происходит сплав, синтез горизонтов интерпретатора и прошлого. Понятия прошлого реконструируются так, что они одновременно содержат и наши собственные понятия. П. — это создание более высокой общности, преодолевающей как собственную, так и чужую исключительность. Происходящий в П. сплав горизонта интерпретатора и горизонта традиции осуществляется и реализуется в языке. Серьезное значение придавал языку и речи Дильтей: " И автор, и интерпретатор не противостоят друг другу в плане своих индивидуальностей. Общность человеческой природы, которая делает возможной общение с помощью речи, делает возможной и интерпретацию; в ее процессе происходит сопереживание чужих форм жизни путем своего собственного жизнеощущения..." (74, с. 242-243). Язык — универсальный медиум, в к-ром протекает П. Способом реализации понимания является интерпретация. Сущностную черту традиции X. Г. Гадамер видит именно в том, что она существует в медиуме языка, имеет языковую природу. Для Гадамера герменевтика — феномен П. и правильного изложения понятого. Процесс П. осуществляется по герменевтическому кругу.
|