Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. А. Цурганова. Гарвардская энциклопедия американских этнических групп (1980) насчитывает в наст, время в США 106 разл
" ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" — англ. Black aesthetics — понятие, призванное определить границы и содержание черного иск-ва в США и включающее в себя все виды лит. деятельности — от поэзии, прозы, драматургии до лит. критики. " ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 273 " Гарвардская энциклопедия американских этнических групп" (1980) насчитывает в наст, время в США 106 разл. этнич. меньшинств. Проблема этничности находится в центре внимания возрастающего с каждым годом числа новых книг и журналов, конференций и дискуссий, организаций и комиссий, антологий и учебных пособий, исследовательских проектов, университетских программ и центров, изучающих этнические группы в Америке. Вопреки ожиданиям, иммигранты не ассимилировались с " ядром" англо-саксонского об-ва, не адаптировали главный поток его ценностей и норм, а сохранили верность и всячески поддерживали связи с национальной историей, религией, языком, обычаями. Существенно отличались от добровольных иммигрантских общностей те группы, к-рые оказались в Америке в результате колониализациии, заняв самую низкую ступень в стратифицированной социальной структуре и став объектом репрессий. Среди таких меньшинств — афро-американцы, выходцы из Азии, чикано, амер. индейцы и пуэрториканцы. Проблемы " внутреннего колониализма" со всей остротой были поставлены радикально настроенными негритянскими художниками, учеными и общественными деятелями в годы черного освободительного движения в 50-70-ые годы. Наиболее результативными оказались усилия афро-американцев, сумевших добиться включения в программы амер. ун-тов исследований своей специфической проблематики. Черное освободительное движение достигло кульминации в 1976 г., когда был создан Национальный Совет черных исследований (NCBS). Основной целью его и движения в целом была потребность дать анализ и документировать историч. опыт черного населения США в борьбе за конструктивные социальные перемены. Еще со времен, предшествующих гражданской войне, обнаруживали себя две тенденции в мироощущении черного населения Америки. Некоторые лидеры, например, Мартин Делани, пропагандировали черный национализм, тогда как другие, например, Фредерик Дуглас, призывали к социальным реформам и интеграции. В период первой мировой войны сторонником первой тенденции был Маркус Гарви; второй линии придерживались Букер Вашингтон и Вильям Дюбуа. В разгар черного освободительного движения обе эти тенденции были налицо. Две главные фазы борьбы негров после второй мировой войны: движение за гражданские права — 1954-1964 гг.; массовое черное движение — 1964-1973 гг. Десятилетнее движение за гражданские права охарактеризовалось расширением и усилением сопротивления 274 'ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" сегрегации, формированием ненасильственных активистских организаций, философской расовой интеграции, достижением определенных успехов в юридической сфере и средствах массовой информации. Главной фигурой этого периода был Мартин Аютер Кинг. Постепенно, однако, вдохновленные примером антиколониальных движений в Латинской Америке, Азии и особенно Африке, появились новые лидеры, призывающие негритянское население Америки к черному национализму, сепаратизму, бунтам, негритю-ду, африканизму. Вождями этого движения стали Малколм Икс, Клейтон Пауэлл мл., Стоукли Кармичел. В области культуры было выработано понятие " черной эстетики". Годы освободительного движения отмечены небывалым подъемом черного искусства, получившим название " нового ренессанса" (New Renaissance). Особенностью его было возрождение " этнопоэтической чувствительности" к ритуальным истокам иск-ва, устному игровому началу поэзии и драмы, местным традициям и обычаям малых народов, коллективным контекстам колонизированных культур. Ассимиляция этнич. литератур с евро-амер. традициями неизбежно вела к качественной деформации этих литератур. Особенно важным было то, что утверждалась не только новая эстетика и критика, но и принудительно иной канон, новмй курс амер. литературы в целом. Англо-саксонская лит-ра рассматривалась лишь как одна из многих этнич. литератур в США. " Проект этнопоэтики" был направлен на то, чтобы подорвать доминирующее интеллектуальное влияние " англо-ортодоксальности" (Anglo-conformity). Концепция Ч. Э. явилась наиболее очевидным результатом этой позиции. В июне 1964 г. Малколм Икс основал Организацию афро-амер. единства, одной из основных целей к-рой было провозглашено следующее: " Наша культурная революция призвана приблизить нас к африканским братьям и сестрам... Афро-американцы будут свободны в творчестве только тогда, когда они смогут опираться на афро-американскую общность и будут поддержаны ею. Афро-американские художники должны осознать, что здесь — источник их вдохновения" (1, с. 563). Интеграции как политич. цели М. Икс противопоставлял поиски культурной автономии, базирующейся на братстве всех людей африканского происхождения. Стандарты черного иск-ва коренятся и исходят из общности черной жизни. Белая евро-амер. эстетика нерелевантна для черного человека. " ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" В период массового черного движения негритянская лит. критика приобрела особое влияние. В этой области работали мн. писатели, например, Амери Барака (новое, суахильское по происхождению имя писателя Лероя Джонса, к-рое в 1968 г. он предпочел прежнему, " рабскому имени") и Лэрри Нил, издатели — Хойт Фуллер, ун-тские профессиональные критики — Аддисон Гейл мл., Стивен Хендерсон, Дарвин Т. Тернер. 70-80-ые годы в области лит. критики отмечены двумя заметными явлениями. Во-первых, формировалось влиятельное молодое поколение черных критиков, наиболее активными среди к-рых стали Хаустон А. Бейкер мл. и Генри Луис Гейтс. Во-вторых, обособилось феминистское крыло черной лит. критики, представленное писательницами Тони Кейд Бамбарой, Мари Эванс, Одри Аорд, Алисой Уолкер. Профессиональными критиками были Барбара Кристиан, Глория Т. Халл, Барбара Смит, Эрлен Стетсон и Мари Хелен Вашингтон. Они всячески способствовали институа-лизации черной лит. критики и включению ее в программы амер. ун-тов и колледжей. Хойт Фуллер, издатель журн. " Negro Digest", переименованного в 1970 г. в " Black World", был одним из тех влиятельных литературоведов, к-рые содействовали практике становления Ч. Э. с середины 60-х до начала 70-х годов. В своей работе " К черной эстетике" (1968) он писал о трудностях этого процесса. Главное в " этом деликатном и опасном эксперименте — появление новых черных критиков, которые оказались бы способными формулировать и изложить основы новой эстетики и сделать действенными давно созревшие обвинения в ограниченности белых критиков" (2, с. 587). Лэрри Нил в своей деятельности соединил " движение черного искусства" с " массовым черным движением". Политика и эстетика — черная сила и черное искусство — идут рука об руку. Контекстом возникновения Ч. Э. Л. Нил считает декадентский и антигуманный западный мир. " Западный мир — Запад — предстает ныне как умирающее создание, абсолютно лишенное духовности" (3, с. 648).Возрождение Л. Нил видит в обращении иск-ва и литры к негритянской музыке в фольклору как основам черной образной экспрессии. Эддисон Гейл мл. в онтологии " Черная эстетика" (1971) представил тридцать три ст. ведущих негритянских писателей и крити-• ков — от В. Дюбуа, Л. Хьюза, О. Килленза, Р. Райта до А. Бараки и молодых совр. авторов. Э. Гейл выразил свое понимание Ч. Э. как " политической и художественной попытки деамерикани- 276 " ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" зации черного сознания и литературы, имеющей глубокие корни в афро-американской традиции... " Он настаивал на том, чтобы " все черные художники не только восстанавливали свое специфическое культурное наследие, но и противостояли искушению ассимиляции, которой отмечено творчество очень многих представителей старшего поколения негритянских писателей, таких, как Джеймс Уелдон Джонсон, Джеймс Болдуин и Ральф Эллисон" (4, с. XVI). Среди академии, лит. критиков самым влиятельным в сфере Ч. Э. является Дарвин Тернер. С 1972 г. более десяти лет он руководил программой афро-амер. исследований в ун-те Айовы, в 70-ые годы был одним из директоров Национального совета черных исследований, в наст, время является приглашенным редактором мн. журн. и членом мн. советов и фондов. Тернер — составитель популярной антологии для учащихся " Черная американская литература" (1969), библиографии для студентов " Афро-американские писатели" (1970), соавтор " Теории и практики преподавания литературы афро-американцев" (1971) (5). " Литература, которую я рассматриваю как собственно афро-американскую, — пишет Т. Тернер, — воспроизводит черты, свойственные устной фольклорной традиции, выражает себя на специфическом языке черной общности, впитывает и воссоздает важные аспекты черной культуры, такие, как проповедь, использует ритмические характеристики музыки, созданной черными, развивает позиции, свойственные черному обществу" (5, с. 11-12). Нек-рые известные литераторы старшего поколения — Роберт Хейден, Дж. Саундерс Реддинг, Натан А. Скотт мл., Мелвин Толсон — не разделяют идеи Ч. Э. Н. Скотт в своем эссе по истории послевоенной черной лит-ры, опубликованном в 'Гарвардском путеводителе современной американской литературы" (1979), критикует Ч. Э. за прямолинейность, философскую непоследовательность, нетерпимость, особенно по отношению к белым критикам, за осуждение выдающихся негритянских писателей (прежде всего Ральфа Эллисона), за этнич. сепаратизм. Следует отметить широкий разброс индивидуальных теорети-ко-аит. пристрастий сторонников Ч. Э. В период расцвета " нового ренессанса" черную лит. критику характеризовало множество методов, простирающихся от феноменологич. теории раннего Бараки до мифология, критики Нила, от социальной критики Фуллера до историч. эстетич. практики Хендерсона, наконец, от моралистич. позиции Гейла до культурология, критики позднего Бараки. В конце 60-х годов этих критиков объединило неприятие
'ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" изоляционистской ориентации формализма и экзистенциализма, а также их непоколебимая приверженность черной социальной истории и сепаратистской политике; все они рассматривали свою критич. деятельность как " социологическую, политическую, историческую и вполне законную." " Ни один из этих исследователей не проявлял особого интереса к герменевтике, критике читательского отклика, структурализму, _леконструктивизму... не были они и последователями Маркса или Фрейда" (6, с. 342-343). В 80-ые годы представители Ч. Э. были поглощены формированием самосознания черных художников и черной аудитории. В 80-ые годы мн. негритянские критики приняли ориентацию постструктурализма. Отражением этой тенденции является сб. статей " Раса, письмо и расовое различие", опубликованных первоначально в крупнейшем критич, журн. США " Critical Inquiry" и вышедшем под ред. лауреата премии МакАртура Г. Л. Гейтса, ведущего черного постструктуралиста 80-х годов (7). Он хотел использовать все возможные источники совр. критич. теории для усиления позиций черной критики и лит-ры. Задачу критика он видел в том, чтобы, черпая из источников ' главного потока ' лит. традиций, отходить от них, изыскивая и развивая принципы и практику маргинальных традиций, т. е. манипулировать двумя наследиями с целью добиться их раскола. Гейтс призывал к скрупулезному анализу образного языка черных текстов, заимствуя технику " тщательного прочтения" и микроанализа из деконст-руктивной риторики Поля де Мэна. Эту технику он предпочитал старым политизированным и упрощенным теориям черной лит-ры: миметич., экспрессивной, дидактич. и аффективной. Он основывался на потструктуралистской концепции интертекстуалъно-сти для иллюстрации и анализа комплекса внутренних характеристик " канонических" текстов афро-американской литературы. Наиболее выдающимся в этом плане писателем Гейтс считает Измаэля Рида, прежде всего его роман " Мумбо Юмбо" (1972). Он полагает, что И. Рид в своей постмодернистской прозе пародирует натурализм Ричарда Райта и модернизм Ральфа Эллисона. Черные критики 80-х годов настаивали на самостоятельном уникальном статусе социальной жизни и культуры негров в США, и постструктурализм снабдил их изощрёнными средствами манифестации этих претензий. Malcolm X. Statement of basic aims and objectives of the organization of Afro-American unity. // New black voices. Ed. by Abraham Chapman. — N. Y.: New American Library, 1972, p. 563. 278 ШКОЛА КРИТИКОВ БУФФАЛО Fuller Hoyt W. Towards a black aesthetic. // The Critic, 2 (april-may 1968); rpt in: Afro-American writing: An anthology of prose and poetry, 2d ed., eds. Richard A. Long and Eugenia W. Collier. — Univ. Park: Pennsylvania State University Press, 1985, p. 587. Neal Larry. Afterword. // Black fire: an anthology of Afro-American writing. Eds. LeRoi Jones and Larry Neal. — N. Y.: William Morrow, 1968, p. 648. Gayle Addison, Jr., ed. The black aesthetic. — N. Y.: Anchor, 1974, p. XVI. Turner Darwin F. and Stanford Barbara Dodds. Theory and practice in the teaching of literature by Afro-Americans. — Urbana: National Council of Teachers of English, 1971, p. 11-12. Leitch Vincent B. Black aesthetics. // American literary criticism from the thirties to the eighties. — N. Y.: Columbia Univ. Press. — 1988, p. 342-343. Gates Henry L., Jr. Editor's introduction: writing " Race" and the difference it makes. // Critical Inquiry. Special issue on " Race, writing and difference", 12 (autumn 1985), p. 1-20.
|