Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. А. Цурганоеа
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ — англ. EPISTEMOLOGICAL UNCERTAINTY — наиболее характерная мировоззренческая категория постмодернистского сознания. В работах теоретиков постмодернизма ее возникновение связывается с кризисом веры во все ранее существовавшие ценности (так наз. " кризис авторитетов"), хотя на первое место в их аргументации, как правило, выходит " крах" научного детерминизма как основного принципа, на фундаменте к-рого естественные науки создавали картину мира, где безоговорочно царила идея всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психич. явлений. С отказом от принципа детерминизма связана и постоянная критика теоретиками постмодернизма и постструктурализма традиций западно-европ. рационализма. В этом отношении они является продолжателями той " разоблачительной" критики всех феноменов общественного сознания как сознания буржуазного, которая была начата теоретиками Франкфуртской школы (Т. В. Адорно, М. Хоркхаймер и В. Беньямином) и стремилась выявить сущностный, хотя и неявный иррационализм претендующих на безусловную рациональность философских построений и доказательств здравого смысла, лежащих в основе " легитимации" — самооправдания зап. культуры последних столетий. Культурологич. (и худож.-литературный) аспект этой критики был осуществлен в трудах М. Фуко и Ж. Дерриды. Так, например, основная цель исследований Фуко — выявление " исторического бессознательного" разл. эпох начиная с Возрождения и по XX в. включительно. Своего апогея этот дух познавательного скептицизма достиг у Дерриды и проявился в критике традиционных семиотич. концепций, доказывая ненадежность любого способа знакового обозначения. С точки зрения франц. ученого, все постулируемые наукой " законы и правила" существования " мира вещей" на самом деле якобы отражают всего лишь желание человека во всем увидеть некую " Истину", в действительности же это не что иное, как " Трансцендентальное Означаемое" — порождение " западной логоцентрической традиции", стремящейся но всем найти порядок и смысл, во всем отыскать первопричину (или, как 282 ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ выражается философ, навязать смысл и упорядоченность всему, на что направлена мысль человека). В частности, вся восходящая к гуманистам традиция работы с текстом выглядит в глазах Дерриды как порочная практика насильственного " овладения" текстом, рассмотрения его как некоторой замкнутой в себе ценности, — практика, вызванная ностальгией по утерянным первоисточникам и жаждой обретения истинного смысла. Понять текст для них означало " овладеть" им, " присвоить" его, подчинив его смысловым стереотипам, господствовавшим в их сознании. В каждом анализируемом тексте Деррида ищет " неопределенности", места " провала" или " слабости аргументации", где текст начинает противоречить сам себе. Собственно исследованием механизма " информационных помех", " блокирования процесса понимания" и занята деконструктивистская критика, заложившая основы аналитич. практики, подхваченной затем постмодернистами. Причем на первый план здесь выступает не столько специфика понимания читаемых текстов, сколько природа человеческого непонимания как такового: выявить и продемонстрировать " неизбежность" ошибки в принципе любого понимания, в том числе и того, к-рое предлагает сам критик, — сверхзадача подобного анализа. Для характеристики познавательного скептицизма постмодернистского сознания, явившегося в свою очередь следствием " затянувшегося эпистемологического кризиса", англ, литературовед К. Брук-Роуз применяет метафору " мертвая рука", имея в виду юридич. термин, означающий владение недвижимостью без права передачи по наследству. С ее точки зрения, в результате широко распространенного скепсиса относительно познавательных возможностей человека для совр. понимания оказался недоступен историч. характер сознания, обусловленный как социально-политич. состоянием общества, так и исторически сложившимися представлениями: " все наши представления о реальности оказались производными от наших же многочисленных систем репрезентации" (50, с. 187). Иными словами, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как лишь представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, к-рую выбирает наблюдатель, и смена ее ведет к кардинальному изменению самого представления. Т. о., восприятие человека объявляется обреченным на " мультиперспективизм", на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ 283 действительности, в своем мелькании не дающих возможности познать ее сущность — ее закономерности и основные признаки. Отказ от историзма и детерминизма — самые характерные признаки " постмодернистской эпистемы". Для таких ее теоретиков, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делез, Р. Барт, при всем различии позиций, иногда весьма существенном, характерно общее представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, —как о " децентрированном мире", по отношению к к-рому люди испытывают, по определению голл. критика X. Бертенса, " радикальное эпистемологическое и онтологическое сомнение" (46, с. 28). В подчеркнутом педалировании " антиавторитарности" состоит суть полемич. высказываний многих теоретиков постмодернизма, выражающих его нигилистич. пафос. В этом собственно и заключается, по И. Хассану, гл. отличие постмодернизма от модернизма: " В то время, как модернизм — за исключением дадаизма и сюрреализма — создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет (имеется в виду любой структурный принцип концептуальной организации мира — бог, логос, физич. законы — все то, что обосновывало представление об упорядоченности мироздания. — И. И.), постмодернизм развивался в сторону художественной анархии — в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей — или поп-искусства" (99, с. 59). Если модернисты пытались как-то защитить себя от угрозы космич. хаоса в условиях абсолютной ненадежности любого " центра", то постмодернисты приняли хаос как факт и практически живут, проникшись к нему определенным " чувством интимности". Подтверждение своей убежденности Хассан видит в совр. научных релятивистских представлениях, например, в " принципе неопределенности" В. Гей-зенберга из области физики и доказательстве неполноты (или неразрешимости) " всех логических систем" К. Геделя. Речь идет о так наз. " соотношении неопределенностей" Гейзенберга, выражающего специфич. связь в квантовой механике между Импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их КОрпускулярно-волновой природой, и об известной теореме Геделя о неразрешимости, т. е. о невозможности доказать 284 ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ непротиворечивость формальной системы средствами самой системы, в к-рой обязательно найдутся " неразрешимые предложения", недоказуемые и одновременно неопровержимые в рамках данной системы.
|