Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние международного туризма на ВЭД региона






 

Туризм оказывает влияние как на ВЭД региона в целом, так и на отдельные ее элементы (экономику в целом, отрасли, территории, населенные пункты, предприятия, людей). На уровне региона туризм способствует развитию территории, притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения наибольшей выгоды от туризма государство, отдельные территории и населенные пункты разрабатывают туристскую политику.

Туристская политика - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения кон­кретных целей сохранения и развития местного социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики сводятся к следующим:

• защита прав путешественников;

• защита интересов производителей местных турпродуктов;

• всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Эта поддержка может проявляться в различной форме. Например, прямых инвестиций государства в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения местного турпродукта на внешние рынки; налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Например, была одобрена концепция развития туризма в Республике Молдова, которая явилась элементом стратегического развития туризма в стране.

Главная цель концепции - создание современного вы­сокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания молдавских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (тури­стская тактика), среди которых: создание нормативно-пра­вовой базы развития туризма, соответствующей междуна­родной практике; формирование экономических меха­низмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирова­ния туристской деятельности и т. п.

Итак, любой орган публичного управления (национальный и местный), развивающее туризм, стремится достичь от туризма максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выгоды (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской предприятий.

Международный въездной туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответ­ствующий вклад в платежный баланс страны, территории, населенного пункта. Международный выездной туризм (в случае выезда туристов за рубеж) формирует расходную часть платежного баланса страны и оказывает отрицательное воздействие на местную экономику.

Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты за рубеж. В РМ последние 15 лет международный туризм играет отрицательную роль в платежном балансе страны. Это прямые потери.

Ухудшение состояния платежного баланса страны из-за международного туризма оказывает прямое отрицательное влияние на ВНП Молдовы, величина которого определяется по фор­муле:

 

Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для молдавской экономики выгоднее больше привлекать туристов в страну, чем отправлять граждан путешествовать за границу. Надо поощрять население и зарубежных туристов тратить здесь больше денег.

Выделяют прямое и косвенное влияние туризма на экономику.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов от туриста при покупке им туристических услуг и туристических товаров. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами (в наличной или безналичной форме) в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

Расходы туристов формируют местные доходы туристского регио­на. В результате формируется денежная цепочка «расходы - дохо­ды – расходы…» до тех пор, пока эти связи не замы­кают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохо­да вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.

Косвенное влияние туризма на экономику или «эффект мультипликатора»[2], который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов-доходов в регионе.

Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Молдове, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи ту­ристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда на них покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники туристической индустрии, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл денежного обращения в стране обрывается и происходит утечка денежных средств из региона. Если же потребитель тратит денежные средства на отечественные товары и услуги, то у них возникают доходы (вторичные) от пребывания туристов в регионе. От вновь созданной стоимости

Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние туризма на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Часть доходов откладывается в накопления, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора или косвенный доход. Способность удерживать доход от туризма в пределах региона зависит от экономической замкнутости региона и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. По существу, это коэффициент, который можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начи­нает разрабатывать методику учета и расчета вклада международного туризма в местную экономику.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал