![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Положительные и отрицательные аспекты ВЭД международного туризма
Таблица 1. Виды экономической деятельности, входящие в Республике Молдова в собирательную отраслевую группировку «Туризм»
Источник: Классификатор видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ). – Кишинев, Статистика, 1995, 156 с.
Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год. Опубликован 2010. · Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма)
Таблица (Рисунок 3.1) Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма)
Источник: Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год. Организация Объединенных Наций. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. - Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж. Организация Объединенных Наций, Статистическое бюро Европейских сообществ, Всемирная туристская организация, Организация экономического сотрудничества и развития, 2010 год. - 145 с. (с.). ISBN 098-92-1461023-6.
Туристическая индустрия (отрасли туризма – ООН, ЮНВТО, Евростата, ОЭСР) имеет уникальную структуру. Она характеризуется значительным разнообразием наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. проблемы при определении положительных и отрицательных аспектов международного туризма Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями. Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона и таким образом общество быстро получает экономическую выгоду (движение фин ресурсов, трудоустройство). Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения (НДС), так и тур налоги (курортный сбор, таможенные пошлины). Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы туристов для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов. Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм Положительными аспектами туристской деятельности являются рост доходов региона, повышение уровня занятость, привлечение иностранных инвестиций и т. п. Тем не менее существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать доход (прибыль) от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают в результате увеличения налогов, взимаемых с местных жителей при развитии тур индустрии в регионе. Экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития тур индустрии. Власти региона обязаны глубокого понимать проблему оптимизации, которая стоит перед правительством при ускоренном развитии любой отрасли. Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, трудовые ресурсы и капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря туристским прибытиям. Нужен импорт сельхозпродукции, валюта для его оплаты, рост цен на с/х продукцию. Одновременно в центрах массового туризма нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни местного населения и природный ландшафт. Развитие туризма (формирование монокультуры туризма) подрывает основы тур индустрии. Основа экономической стабильности это разнообразие, диверсификация. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства. В туризме замещение других отраслью нежелательно. Во-первых, по сути своей туризм явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены за счет грамотной маркетинговой стратегии, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости и состояния общества. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в определяющей степени зависит от доходов и потребностей туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна. Более того, туризм порождает социальные издержки в обществе и требует дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно. Иногда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они объявляют туризм приоритетной деятельностью, разрабатывают и воплощают в жизнь активные инвестиционные программы[3], направленные на развитие туризма. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. С другой стороны, в Молдове, например, – туризм приоритетная деятельность, но результатов нет. В законе «О туризме» и законе «об организации и осуществлении туристической деятельности» туризм объявлен приоритетной сферой, однако правительство, парламент ничего не делают для реализации этой приоритетности. Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за несколько дней своего проживания во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией. Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство, местные органы, должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли (доходов) от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для развитых. Развитые страны по обладают дифференцированной, сбалансированной экономикой, которая способна покрыть все возможные издержки туризма. Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относятся: • увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; • рост валового национального продукта; • создание новых рабочих мест; • реформирование инфраструктуры региона, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; • привлечения капитала в производство, в том числе и иностранного; • увеличение доходов от налоговых сборов в принимающем регионе. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: · влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость; · способствует оттоку денежных средств за границу при туристическом импорте; · вызывает экологические и социальные проблемы; · увеличение налоговых сборов принимающего региона; · может наносить ущерб развитию других отраслей.
|