Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из справки Воронежского обкома ВКП(б) о деятельности религиозных групп и сект на территории Воронежской области






9 апреля 1948 г.

По состоянию на 1 апреля 1948 года на территории Воронежской области функционирует официально православных церквей - 131, из которых 50% были открыты в период оккупации Воронежской области немцами, а остальные в период с 1944 по 1947 год. <...>

Сравнительно малое число открытых православных церквей в 1947 году обясняется не снижением активности верующих в направлении ходатайства последних по открытию церквей, а тем, что многие заявления верующих по тем или иным причинам отклонены, а часть их находится в стадии рассмотрения. Подано же в 1947 году 150 заявлений об открытии 66 церквей, против 97 заявлений, об открытии 37 церквей, поданных в 1946 году.

Наиболее насыщены церквами районы юго-западной части области, т.е. районы, подвергавшиеся немецкой оккупации <...> //

Наряду с официально действующими православными церквами в области существует большое количество нелегальных групп верующих православного толка, из которых наиболее распространенным течением является «истинно-православные христиане» (сокращенно «ИПХ»).

«ИПХ» исповедует православную веру, но не признает ныне действующих церквей, как связанных с «безбожной Советской властью и коммунистами».

Основные «кадры» «ИПХ» состоят в основном из бывших монашек, монахов, черничек и религиозно-настроенных бывших кулаков.

Течением «ИПХ» более поражены Р< ождественно-> Хавский, Молотовский, Боринский, Липецкий, Грязинский, Лосевский, Подгоренский, Новохоперский, Елань-Коленовский, Н< ово> Усманский, Анненский, Лимановский, Панинский, Лискинский районы.

За 1947 год и 3 месяца 1948 года Управлением МГБ было вскрыто и ликвидировано 11 антисоветских групп «ИПХ» с общим количеством арестованных 50 человек.

В Грибановском районе антисоветской группой церковников руководил проповедник Самойлов Борис Михайлович, 1923 года рождения, уроженец города Липецка Воронежской области.

Самойлов на территории Грибановского и смежных с ним районов Воронежской области сумел расположить к себе значительное количество верующих из отсталой части населения, среди которых проводил богослужения. Этому способствовало то обстоятельство, что до сентября 1946 года в Грибановском районе церковь не функционировала, церковные обряды верующими совершались на дому.

Самойлов во время молебствий и бесед с верующими проводил антисоветскую агитацию.

Члены группы «ИПХ» систематически участвовали в нелегальных сборищах, где наряду с молениями, обсуждали // вопросы форм ведения антисоветской деятельности среди населения. Распространяли провокационные разговоры о якобы скорой войне СССР с Америкой и другими капиталистическими странами и гибели в этой войне Советского Союза. В период выборов в Верховные органы Советской власти призывали население не участвовать в них, не работать в колхозах, отказываться от уплаты налогов и госплатежей. Вели работу по вовлечению в антисоветские группы новых участников. <...>

«ФЕДОРОВЦЫ»

Эта секта возникла в 1924 году на юге бывш< ей> ЦЧО в Петропавловском и Ново-Калитвянском районах.

Руководство «федоровцами» осуществлял Федор Рыбалкин, именем которого и было названо это течение.

В 1929-30 гг. за активную антисоветскую деятельность участники этой секты были органами ОГПУ разгромлены.

В данное время небольшие группы и одиночки сектантов «федоровцев» проживают в Россошанском, Подгоренском, Писаревском, Петропавловском, Радченском районах, как правило, все они единоличники, участия в общественно-политических мероприятиях не принимают.

В январе 1948 года в Радченском районе за антисоветскую деятельность арестованы и осуждены 3 сектантки-«федоровки», которые еще в 1930 году были судимы и по отбытии наказания вернулись в Радченский район и снова проводили вражескую работу.

Все они вели бродячий, паразитический образ жизни, перебираясь из одного села в другое. Их руководительница Сазонова А. Д. среди верующих фанатиков именовала себя дочерью бывшего царя Николая И.

Будучи резко враждебно настроены к Советской власти, среди населения распространяли разные провокационные слухи и клеветали на Советскую власть.

«ИОАННИТЫ»

Секта последователей Иоанна Кронштадтского (бывший протоиерей Кронштадтского собора Иван Сергиев). //

Члены этой секты исповедуют православную религию, но кроме этого Иоанна Кронштадтского признают за святого и, в первую очередь, поклоняются ему.

Так же, как и «ИПХ», «иоанниты» не признают ныне действующих церквей, как церквей связанных с Советской властью.

Отдельные группы иоаннитов выявлены в гор< оде> Воронеже и его окрестностях, а также в Воронцовском районе. Общее количество иоаннитов в Воронежской области не превышает 70-80 человек.

Руководители их среди своих единомышленников ведут антисоветскую агитацию с клеветой на Советскую власть и восхваление бывш< его> царского строя России. Воронежские иоанниты через своих «курьеров» связаны с единомышленниками ряда городов Союза, как-то: Новгород, Калинин, Харьков и другие.

Секретарь обкома ВКП(б)

по пропаганде и агитации < подпись> (И. Цедилин)

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Лл. 25-33. Подлинник.

Частично опубликовано: Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 264-266.

 

6 Из справки управления МГБ по Алтайскому краю «о религиозной деятельности населения в Алтайском крае по состоянию на 1 апреля 1948 года»

 

6 апреля 1948 г.

Совершенно секретно

На территории Алтайского края к началу 1929 года существовало 595 церквей, 5 монастырей и около 300 сектантских групп и общин.

Сейчас в крае имеется 7 действующих православных церквей, 4 молитвенных дома и 8 общин Евангельских Христиан и Баптистов.

Кроме того по районам края учтено 90 нелегальных групп церковников и сектантов с количеством участников до 3 000 человек.

В крае преобладающее большинство верующих являются православные и баптисты.

Наряду с этим имеются старообрядцы, «Адвентисты 7-го дня», «Истинно-православные христиане странствующие», трясуны, молоканы, католики, мемониты < так в тексте. - А. Б.>, иудеи и мусульмане.

Наиболее пораженными в этой области являются: Гор< од> Барнаул, гор< од> Рубцовск, гор< од> Камень, гор< од> Славгород, Краюшкинский район, Троицкий, Старо-Бардинский, Змеиногорский, Кулундинский, Знаменский, Тальменский, Михайловский, Ключевской, Баевский и Горно-Алтайская автономная область.

В период Отечественной войны, в силу психологических переживаний населения за нахождение на фронте или погибших в боях членов семей, значительно возросло количество верующих. Это обясняется еще и тем, что в этот период в ряде городов и сел со стороны партийно-советских организаций была ослаблена культурно-воспитательная работа. //

Изложенные обстоятельства были учтены антисоветским элементом и последний, видя большое тяготение населения к религии, стал организовывать нелегальные сборища, на которых, наряду с отправлением религиозных обрядов, велась работа по обработке верующих в антисоветском духе.

В целях отрыва верующих из-под влияния антисоветского элемента с разрешения правительства в Алтайском крае в 1943-1944 гг. было открыто несколько церквей, в которых велась патриотическая работа, направленная на морально-политическое сплочение верующих против фашистских захватчиков.

Во всех действующих церквях священнослужители систематически выступали перед верующими с религиозно-патриотическими проповедями.

Через действующие церкви верующие Алтайского края в период Отечественной войны внесли в фонд обороны денежных средств на сумму 1 миллион 300 тысяч рублей. Одновременно в этот же период проводился сбор средств и вещей для раненых бойцов и детей фронтовиков.

В процессе наблюдения за деятельностью официально-действующих православных церквей какой-либо организованной враждебной деятельности со стороны верующих и духовенства не установлено и последние ведут чисто религиозную работу по совершению и соблюдению обрядов.

Наряду с этим установлено ряд случаев, когда отдельное реакционно-настроенное духовенство и служащие церквей в своих политических взглядах ориентируются на капиталистические страны: Англию, Америку, разжигают религиозный фанатизм у верующих и ведут обработку учащейся молодежи в идеалистическом духе. <...> // <...>

Имеется некоторая часть православных верующих, попавших под влияние антисоветского элемента, которая бойкотирует вновь открытые церкви, мотивируя тем, что в ней совершаются богослужения за Советскую власть.

Так один из верующих, проживающих в гор. Рубцовске, где официально действует православная церковь, по этому вопросу говорил: //

«Церкви, которые сейчас открыты, являются Советскими, а священники -советскими агитаторами, поэтому службу они ведут за Советскую власть. Посещать эти церкви ни в коем случае нельзя. В Евангелии сказано, что накануне последнего отживания < так в тексте. - А. Б.>, т< ак> к< ак> на земле появились антихристы, будут ставить печати на людей, а кто не будет принимать печати, будет смертельно гонимый. Чтобы избежать это, нужно усердно молиться и предостерегать < так в тексте. - А. Б> будущее. Грех иметь паспорта, профсоюзную книжку, принимать участие в голосовании по выборам правителей, грех воспитывать детей в Советском духе и отдавать их в школу».

Верующая, проживающая в Змеиногорском районе, заявила так:

«Священники в этих церквях поставлены из партии, под ризой у них медали, службу они ведут сокращенно, не так, как раньше была служба, они обновленцы, поэтому в церковь ходить никогда не надо, надо избегать эти церкви, крестики покупать также не надо, т. к. на них находили серп и молот, колоски, пятиконечную звезду и СССР».

В целях разжигания религиозного фанатизма среди населения на протяжении ряда лет в крае распространяются в массовом порядке анонимные письма религиозного содержания, так называемые «Святые письма», причем, как установлено в процессе проверки, исполнителями в написании и распространении этих писем в основном являются учащиеся. <...>

В 1946 году было учтено 39 сектантских групп, насчитывающих в своем составе более 800 человек, в настоящее время учтено 58 сектантских групп с общим количеством 1 500 верующих.

В то же время деятельность православных церквей, молитвенных домов и нелегальных религиозных сборищ резко сократилась.

В 1946 году нелегальных групп церковников по краю насчитывалось 138, в то время как в настоящее время их имеется только 3. //

Резкое сокращение нелегальных групп произошло в результате проведенных профилактических мероприятий со стороны органов МГБ.

Посещение церквей и исполнение обрядов (крещение, венчание, отпетие < так в тексте. - А. Б.>) снизилось примерно на 50%, причем такое большое снижение обуславливается следующими моментами:

. Из-за отсутствия церквей в крае до 1943-1944 гг. и принесенные войной жертвы увеличило количество треб у верующих, в основном крещение и отпетие.

. В момент открытия и в первые годы существования церквей посещало большое количество населения из-за любопытства.

. Разочарование у верующих в посещении церквей из-за непристойного поведения духовенства, пьянки, раздоры, склоки, алчность на деньги и т.д.

. Дороговизна в расценках на совершение обрядов. По существующим в церквях расценкам венчание стоит 200 руб., крещение 50 руб., отпетие заочно 50 руб., с приносом покойника в храм 80 руб.

По этим же причинам доходы в церквях также сократились. <...>

Фактами посещения церквей и других религиозных сборищ со стороны партийно-советского актива, Управление МГБ не располагает, однако имеются ряд случаев, когда жены председателей сельских Советов, колхозов, члены ВКП(б) крестят своих детей и принимают участие в нелегальных религиозных сборищах. <...>

В августе 1946 года в Белоглазовском районе в с< ело> Тугозвоново приезжал поп-нелегал. Советский актив данного села пригласил попа к себе на квартиры, где производил крещение своих детей.

В этот момент окрестили своих детей: Председатель колхоза имени Кагановича - Литвинов Кирилл Васильевич, учительница // Тугозвоновской НСШ - Рыжова Дарья Дмитриевна, секретарь комсомольской организации колхоза имени Кагановича - Бабиченко Иван Давыдович и жена секретаря первичной партийной организации данного же колхоза - Кузьмина Федора.

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

. Усилить политико-воспитательную работу среди населения, обратив при этом особое внимание на лиц, проживающих в отдаленности от культурных центров.

Организовать на окраинах городов и в отдаленных от райцентров населенных пунктах клубы, избы-читальни, кинотеатры и другие культурно-просветительные и увеселительные учреждения.

. Партийно-советским и комсомольским организациям на местах выявлять верующих, в особенности лиц, принадлежащих к сектам, среди которых организовать специальную работу по их воспитанию и в особенности по отрыву из-под их влияния молодежи.

. Предложить Уполномоченным Крайисполкома по религиозным культам и русской православной церкви не допускать к руководству церквей и других религиозных организаций, лиц, ранее судимых за антисоветскую деятельность. //

. Этим же Уполномоченным предложить через Райисполкомы и сельские Советы организовать работу по выявлению нелегальных религиозных групп и проведению профилактических мероприятий по прекращению их деятельности.

< Подпись: > Начальник отделения УМГБ АК (Гаврилов) < подпись>. 6 апреля 1948 года.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Лл. 121-122, 124-125, 128-131, 134-135. Подлинник.

 

«Домашние» монастыри

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал