Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Бухгалтерский баланс и отчетность финансовых органов по исполнению бюджета
В целях обобщения данных бухгалтерского учета и определения состояния исполнения бюджета финансовые органы составляют бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс составляется на основании книги Журнал-Главная, в которой выведены остатки на начало следующего месяца по каждому счету синтетического учета. В нем показываются все средства бюджета, их размещение и использование, источники образования, состояние расчетных обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета. Бухгалтерский баланс по исполнению бюджета — это метод отражения средств бюджета по видам, размещению и использованию источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс по исполнению бюджета имеет единую для всех финансовых органов структуру, что обеспечивает составление сводных балансов и отчетов об исполнении Государственного бюджета Республики Беларусь. Для контроля за ходом исполнения бюджета доходы и расходы бюджета в течение года указываются в балансе развернуто, в полной сумме поступивших с начала года доходов и произведенных расходов. Баланс финансового органа отражает кассовое исполнение бюджета. Переход средств из денежной формы в форму материальных ценностей и расчетов, а также фактические расходы возникают только при использовании денежных средств распорядителями ассигнований и отражаются ими в балансе исполнения сметы доходов и расходов по бюджету. Вследствие этого в балансе по исполнению бюджета нет таких, например, статей, как основные средства, материалы, расчеты с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами и т.д. Принадлежащие финансовому органу основные средства, материалы, расчеты с подотчетными лицами, рабочими и служащими, дебиторами и кредиторами приводятся в балансе исполнения сметы расходов по содержанию аппарата финоргана. Бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива. Актив - это часть бухгалтерского баланса, характеризующая состав, размещение и использование средств бюджета. В нем отражаются денежные средства бюджета, хранящиеся в учреждениях банков, расходы бюджета, краткосрочные ссуды, выданные другим бюджетам, средства, переданные другим бюджетам, и расчеты с другими бюджетами. Пассив — это часть бухгалтерского баланса, в которой показывается источник образования средств бюджета. В нем отражаются доходы бюджета, полученные ссуды, средства, полученные из других бюджетов, расчеты и результаты исполнения бюджета. Порядок составления бухгалтерского баланса рассмотрим на примере. Предположим, что районный финансовый орган по состоянию на 1 января 1995 г. располагал следующими средствами, руб.: денежные средства 200000 расходы 3000000 ссуды выданные 30000 расчеты 60 000 средства переданные 50 000 Источники средств, руб.: доходы 3 100000 ссуды полученные 25 000 расчеты 55000 средства полученные 65 000 результаты 95 000 На основании приведенных данных составим следующий баланс.
Таким образом, в активе и пассиве бухгалтерского баланса по исполнению бюджета одни и те же средства бюджета отражаются, с одной стороны, по их видам, размещению и использованию, а с другой — по источникам их образования. Поэтому итоги актива и пассива будут всегда равны между собой, что является основным свойством бухгалтерского баланса. Так как бухгалтерский баланс финансовых органов по исполнению бюджета является обобщающим документом, его достоверность и объективность зависят от правильной организации и ведения текущего бухгалтерского учета. Текущий учет операций по исполнению бюджета ведется по установленной системе счетов. Счета бухгалтерского учета входят составными частями в баланс и отражают его отдельные статьи. Связь счетов с балансом выражается в следующем: на каждую статью баланса в текущем учете открывается отдельный счет под тем же наименованием. Подобно статьям баланса счета подразделяются на две группы — счета актива и счета пассива; при открытии счетов начальные остатки статей актива записываются по дебету одного счета, а пассива — по кредиту другого.
|