Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы работы над рефератом






Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников)

Составление библиографии.

Обработка и систематизация информации.

Разборка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Сущность и назначение реферата заключается в кратком изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, содержащейся в первичном документе.

Составление рефератов (реферирование) представляет собой процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов. С целью их анализа и извлечения необходимых сведений.

Реферированию подлежит преимущественно научная и техническая литература, в которой содержится новая информация, на остальные виды публикации составляются только аннотации.

Различают следующие виды рефератов:

По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на информативные (рефераты- конспекты), индикативные (указательные или рефераты-резюме)

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.

По читательскому назначению рефераты подразделяются на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

По составителям рефераты подразделяются на рефераты, составленные авторами (авторефераты), рефераты, составленные профессионалами-референтами (в том числе переводчиками-референтами).

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ из всех видов рефератов особенно важны информативные рефераты.

Текст реферата включает следующие сведения: тему, исследуемую проблему, предмет (объект), цели и содержание работы; методы исследования; конкретные результаты; выводы автора; область применения.

При необходимости в тексте приводятся сведения об авторе, его трудах; таблицы, схемы, графики, формулы, необходимые для уяснения основного содержания документа; технология, применяемое оборудование и условия проведения исследования; ссылки на наличие библиографии иллюстративного материала.

Цель реферата: передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в реферируемом документе.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

· библиографическое описание,

· собственно реферативный текст,

· справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

· содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

· содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

· имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

o Автор останавливается на вопросе…

o Он анализирует…

o Оценивая, он отмечает…

o Далее автор рассматривает…

o При этом он отмечает…

o Самым серьезным последствием этого является…

o Отсюда автор делает вывод, что…

o Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

o Автор рассматривает…

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

· библиографическое описание,

· собственно реферативный текст,

· справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

5. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

6. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

7. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

8. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

· содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

· содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

· имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Тезисы (греч. thesis – «полагаю, утверждаю») – это основные положения, кратко раскрывающие какую-либо идею, а также основные мысли текста, доклада, лекции. Тезисы должны быть обоснованы и доказательны. Формулировки – четкие и краткие, но в самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров. Однако следует помнить, что самобытная форма высказывания или произведения, оригинальность авторского суждения должны быть сохранены в тезисах, иначе они потеряют свою документальность, снизится острота восприятия материала.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Если тезисы-цитаты очень объемны, то к ним полезно составить план.

Тезисы – один из наиболее сложных видов записи. Они позволяют обобщить материал, передать его суть в кратких формулировках. Тезисы составляются после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении. С помощью плана текст следует разбить на ряд смысловых центров, найти в каждом из них главное, выделить его.

Тезисы подразделяются на три группы: основные, простые и сложные. Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отражающую содержание всего материала.

Простые тезисы – это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Простые тезисы удается выделить из всех частей анализируемого источника вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего изученного материала в целом.

Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами следуют простые, раскрывая, поясняя их содержание.

Тезисы – очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками могут составить прекрасный конспект или реферат.

Конспект (лат. conspectys) – вид учебной записи, используемый для оформления результатов познавательной самостоятельной деятельности. Конспект один из основных способов записи учебной лекции.

Различие между конспектами и тезисами можно обозначить в таблице:

Тезисы Конспект
1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания. 1. Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.
2. В каждом положении содержится одна мысль. 2. Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу.
3. Служат для лучшего запоминания и могут быть использованы в дискуссии. 3. Цель – усвоение большой по объему информации.
4. Выделяются, «извлекаются» из текста. 4. Сжимает, «уплотняет» анализируемый текст.

Началом подготовки к конспектированию служит внимательное ознакомление с текстом, затем – вдумчивое чтение его. Записать текст кратко – значит изложить содержание, в основном своими словами, что возможно только при полном осмыслении текста. Благодаря такой записи материал прочно закрепляется в памяти.

Различают четыре типа конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Наиболее легким и доступным видом записи является плановый конспект. При первичном чтении составляется план, а в ходе повторного чтения отбирается материал к каждому пункту плана. В плановом конспекте хорошо прослеживается структура текста, этот вид конспекта позволяет усвоить содержание текста еще в процессе его изучения.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке этот конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем с целью сохранения логической, смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект представляет собой дословные выдержки из работы – цитаты. Такой конспект полезен при составлении обзоров и рефератов: его содержание позволяет быстро находить высказывания, необходимые для доказательства определенной точки зрения.

Свободный конспект – наиболее ценный вид конспекта. Он развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения работы своими словами. При условии достаточного лексического запаса свободный конспект не подавляет инициативу и служит для качественного усвоения материала. Свободный конспект – наиболее полноценный вид конспекта, так как он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам.

Сложным видом записи является тематический конспект: при его составлении предполагается знакомство с несколькими источниками, что связано со сравнительным анализом идей, фактов, положений, высказанных рядом авторов. При этом особое внимание следует обращать на запись: она должна быть оформлена таким образом, чтобы совпадения, соприкосновения и расхождения различных точек зрения легко определялись визуально.

Конспект – это результат серьезной работы, в основе которой лежит знакомство и анализ, отбор и систематизация изучаемого материала. Запись в конспекте всегда индивидуальна.

В) Конспектирование текстов по специальности.

При подготовке сообщения большую роль играет умение студента правильно отбирать из прочитанного наиболее важную информацию. Если такая информация извлекается без изменения, то происходит сжатие текста, т.е. создается его краткий вариант. Умение создавать краткий вариант текста заключается также в отборе и сбросе дополнительных сведений. Сделать это можно разными способами:

- заменить сложные предложения простыми;

- исключить из простых предложений второстепенную информацию;

- скомбинировать части двух-трех предложений в одно;

- подобрать синонимические конструкции, меньшие по объему;

- убрать повторы, а также несложные, маловажные или неинтересные примеры.

Такой краткой записью можно воспользоваться в ходе сообщения.

Обратимся к примеру.

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием экономика обозначают широкую область в жизни общества. Оно включает экономические отношения в различных производственных сферах. Вопросы денежного обращения также связаны с этим понятием.

В кратком варианте указанный текст может выглядеть так:

Слово «экономика» (греч.) первоначально означало искусство управления домашним хозяйством, а теперь этим понятием обозначают широкую область, включающую экономические отношения в различных отраслях хозяйствования, в том числе и вопросы денежного обращения.

Тема: Понятие о плане.

2. Цели занятия: Дать понятие о плане; разъяснить простой и сложный план; научить правильно составлять план научных работ. Научить правильно организовать свой труд, делать записи, конспектировать, составлять план работы.

3. Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

1.Простой и сложный план

2. Виды предложений употребляемых при составлении плана..

3. Основные виды записей

4. Что такое выписка?

5. Что такое конспект?

 

4. Содержание занятия:

Краткое теоретическое сведение.

При подготовке к устному или письменному высказыванию большую помощь оказывает план. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения, монографии, статьи и др». В нем формулируются вопросы, которые необходимо раскрыть, продумывается их последовательность, смысловая связь, переходя от одной части будущего высказывания к другой. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

По форме членения и записывания планы делятся на простые и сложные. План может быть составлен в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, в независимую, самостоятельную форму записи. К таким достоинствам относятся:

– краткость записи;

– наглядность и обозримость;

– возможность обобщения содержания;

– последовательность изложения прочитанного.

Среди простых планов встречаются назывные, вопросные и тезисные планы. Сравните:

 

  Назывной план Вопросный план Тезисный план
1. Понятие привычки в психологии. Что называется привычкой в психологии? Привычка – потребность человека совершать определенные действия.
2. Основной путь формирования привычек. Каким путем формируются привычки? Основной путь формирования привычек – многократное повторение тех или иных действий.
3. Виды привычек. Какие виды привычек рассматриваются в психологии? Привычки бывают гигиенические и нравственные, положительные и отрицательные.

 

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных (объемных) частей текста, включают в себя подпункты (заголовки более мелких частей).

Составляя в ходе чтения сложный план, прежде всего нужно определить границы микротем текста, т.е. те места, где кончается одна микротема и начинается другая. Затем снова рекомендуется просмотреть прочитанное, проверить правильность перехода от одной микротемы к другой и уточнить, если это необходимо, формулировки пунктов и подпунктов плана. При этом нужно стремиться, чтобы заголовки – пункты плана – наиболее полно раскрывали мысли автора.

Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. Поэтому при записи сложного плана необходимо внимательно следить за употреблением римских и арабских цифр, знаков препинания, а также заглавных и строчных букв.

- Простой план в форме вопросов.

- Для чего необходимо изучение литературы по специальности?

- Какие существуют основные виды каталогов?

- Что такое научно – справочный аппарат книги?

- Какова роль справочников и словарей при работе?

- Какие виды записей применяются при изучении литературы?

Простой план в форме назывных предложений.

- Необходимость изучения литературы по специальности.

- Основные виды каталогов

- Научно – справочный аппарат.

- Справочники и словари: их использование при работе.

- Виды записей при изучении литературы по специальности

План и его виды

План представляет собой один из наиболее распространенных видов речевой деятельности в организации научной речи. План есть перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.

Процесс составления плана складывается из следующих действий: чтение текста, деление прочитанного на части, краткая формулировка изложенного материала по каждой смысловой части, вычисление поставленных в частях вопросов.

План должен: а) соответствовать теме произведения, глубоко и полно отражать ее;

б) быть целенаправленным;

в) быть стройным и логически последовательным;

г) иметь единое основание деления;

д) быть соразмерным в основных своих частях.

Ценность плана состоит в том, что он раскрывает построение работы, позволяет выявить ход мыслей автора и их последовательность излагать свои мысли. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное.

 

Принять к сведению.

План может быть оформлен повествовательными и вопросительными предложениями. Рекомендуется при работе над тем или иным планом научного текста использовать предложения одного типа, что мотивирует таким своиством научной речи, как логичность изложения.

Вопросительными называются предложения, содержащие вопрос. Для вопросительных предложений свойственно: вопросительная интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса); специфическое словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос); употребление (необязательное) вопросительных слов – вопросительных местоимений, наречий, частиц.

Следует запомнить: если в предложении есть вопросительное слово, то оно занимает в русском языке начальную позицию. Перестановка вопросительного слова на другое место влияет на экспрессивную окраску предложения. Такого рода предложения упоребляются лишь в разговорной речи, но не свойственны научному стилю. В этом отношении конструкции русского языка отличаются от конструкций казахского языка, в котором вопросительные слова занимаются не только начальную позицию в предложении.

Что есть материя? – Материя не?

План может быть простым и сложным. Простой план используется при определении и наименовании главных, основных частей статьи или разделов книги. В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных.

Сопоставить схемы записей простого и сложного планов, обратить внимание на постановку знаков препинания.

 

Образцы: Сложный план

Простой план

1…………? (.) I. …………?

2…………? (.) 1. …………?

3…………? (.) 2. …………? (.)

а) ……?

б) ……?

3. ………….?

II…………..? 1. …………. 2. …………. (.) а) ……? (.)

б) ……?

III. ……………?

 

Вывод: План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.

План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.

Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.

План текста – совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. План имеет несколько достоинств: кратко отражает последовательность изложения:

- сосредотачивает внимание и стимулирует знания;

- помогает составлять записи;

- ускоряет проработку книг;

- организует самоконтроль;

- восстанавливает в памяти содержание текста.

Пункты плана могут быть записаны в утвердительной или вопросительной форме или в той и другой. Они могут быть выражены своими словами или словами текста. Запись их производится в процессе чтения, пункты плана в ходе работы могут быть исправлены и уточнены. Для того, чтобы составить план должны уметь выделять главные мысли, то есть делить текст на смысловые части, находить связи между ними и давать им заголовок.

При составлении планов научных текстов широко используется повествовательные номинативные предложения.

Повествовательным называется предложение, заключающее в себе сообщение о каком-либо факте, явлении, событии, утверждаемом или отрицаемом. Повествовательные предложения разнообразны по содержанию (они могут сообщать, описывать, повествовать, изображать, определять, характеризовать и т.д.) и по структуре – они могут быть распространенными и нераспространенными, односоставными и двусоставными, простыми и сложными.

Повествовательными могут быть и номинативные предложения. Это односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний, поэтому они имеют значение утвердительных. Главный член такого односоставного предложения выражается именем существительным, личным местоимением, количественно-именным сочетанием.

План сочинения – перечень вопросов, расположенных в логической последовательности и обеспечивающих аргументированное раскрытие темы и идеи и сочинения.

План определяет объем и содержание сочинения. План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Чем более глубоко продуман план, тем качественнее сочинение. В пунктах плана сочинения мысль должна быть сформулирована четко, ясно и коротко. Каждый пункт должен быть конкретным.

Схема плана:

I. Введение.

II. Основная часть. 1. 2. 3. 4.

III. Заключение.

 

Во введении надо обязательно определить направление, с которыми вы решили раскрыть тему, а также четко определить задачу: какую идею необходимо доказать в данном сочинении. Это могут быть какие-то общие рассуждения по теме, или сведения об эпохе, или факты из биографии писателей. Важно, чтобы сведения помогли создать какой-то определенный угол зрения на тему.

Самая большая часть сочинения – это основная часть, которая доказывает идею, то есть это вполне самостоятельная, отчетливо выраженная мысль, которая доказывает правильность главной мысли, называемой идеей сочинения. В расположении аргументов должна быть внутренняя логика, один аргумент должен следовать за другим, быть продолжением предыдущего, подготавливать последующий. Самый сильный аргумент уместно поставить вначале.

Концовка сочинения должна быть не менее эффективной (чем начало) и очень четкой и выразительной по мысли. Это может быть сжатый итог всего сочинения (концовка - вывод), или четкий и энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка - ответ), или цитата самая яркая, самая удачная, заклющающая в себе суть идеи сочинения (концовка - цитата).

 

8.Что такое план?

9.Назовите виды плана.

10.В чем особенность составления плана к тексту?

11.Какие требования вы знаете к составлению плана?

12.Как надо составлять простой и сложный план?

 

Задание 1

Составьте примерный план вашей работы:

І.

2.

3.

Грамматический материал:

Однородные члены предложения

Теоретическое сведение


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал