Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апреля 1917г.
Церковно-славянский язык, па котором в нашей Церкви совершается богослужение, вследствие дальнейшего расхождения с ним разговорного и литературного русского языка, а также и вследствие того, что в настоящее время в школах почти не существует обучения церковнославянскому языку, стал малодоступным и малопонимаемым большинству; поэтому и богослужение, на нём совершаемое, как то: шестопсалмие, кафизмы, Псалтирь, даже Апостол и Евангелие — стали для большинства непонятными, а потому и не достигающими цели сделать молитву верующих внимательной и усердной. Наша Православная Церковь совершение богослужения допускает на понятном тому и другому народу языке (напр., алтайском, китайском и т. д.), а в праздник Пасхи на литургии уставом предписывает читать Евангелие на разных языках, в том числе и на русском. Основываясь на этом, мы, нижеподписавшиеся, дабы службу Божию сделать, по возможности, для всех понятной и назидательной, почтительнейше просим Ваше Преосвященство разрешить в нашем храме чтение Евангелия, Апостола, паремий, шестопсалмия, кафизм, псалмов на часах вместо славянского языка на русском, правильность текста которого, как утверждённого и одобренного Высшей Церковной властью, не подлежит сомнению. Если бы Ваше Преосвященство не нашли возможным исполнить нашу просьбу собственною властию, мы тогда почтительнейше будем просить вас ходатайствовать перед Святейшим Синодом о том, а также и об издании одобренного Святейшим Синодом круга всех богослужебных книг на русском языке, дабы в будущем возможно было все службы со всеми молитвословиями и песнопениями совершать на русском языке, что приведёт к большей назидательности богослужения, к большей духовной пользе для верующих. Московской Алексиевской, на Глинищах, церкви прихожане: Церковный староста Никол. Филиппов. Представители от прихожан [30 подписей]0. Любопытно, что епархиальная власть отреагировала на это прошение, причём в очень короткий срок: пресвитерский совет Москвы по этому делу собрался через 4 дня после подачи прошения. В данном случае не столь важно, что прошение было отклонено. Примечательно то, что оно породило живую дискуссию среди духовенства, представители которого, по всей видимости, не боялись открыто высказывать свои взгляды. 4 мая под председательством еп. Иосафа состоялось заседание пресвитерского совета... Была доложена просьба мирян о том, чтобы богослужение совершалось на русском языке. Эта просьба возбудила оживлённые разговоры. Было, между прочим, указано, что славянский язык — язык священный; его понимают все посещающие храмы за богослужениями, а духовенству, со своей стороны, необходимо объяснять в проповедях непонятные слова. Большинство присутствующих заявило, что просьба не может быть удовлетворена. Московский листок. 1917. 6 мая. В это время о. Роман находился еще в Севастополе и там пытался сплачивать церковный народ. Ниже приводится образец составленной при его участии листовки, которая распространялась в Севастополе среди верующих. Не станет жалеть о старом строе Русская Церковь, так как она испытывала от него страшные утеснения... Свободная Россия объявила свободу союзов и вероисповеданий, а посему, мы верим, наступила свобода и для Православной церкви, и ей позволят жить своею собственной жизнию, по настоящим церковным законам, без всяких утеснений. С устроением нашей церковной жизни необходимо спешить. <...> Собирайтесь, христиане, в православные союзы, в братства, сплачивайтесь около своих пастырей! Записывайтесь в члены христианских братств! Из обращения «Объединимся и мы, православные!» 19 апреля 1917 года, Севастополь. Св.-Алексиевское братство (союз) ревнителей и проповедников православия было образовано 1 октября 1917 года по старому стилю, в праздник Покрова Богородицы. Очевидно, что выбор для создания братства именно этой даты был неслучаен. Учредителем Братства являлся мирянин И.Б. Борисов, по профессии - часовщик. В феврале 1918 года происходит утверждение патриарх Тихоном устава Братства и избрание о. Романа Медведя его руководителем. И. Борисов избирается «старшиной» (нельзя не заметить определенного сходства с терминологией неплюевского братства; правда, в случае Крестовоздвиженского братства руководителем, точнее, духовным попечителем, был мирянин Неплюев, а священник просто нёс пастырское служение при братстве: собственно, вокруг этого распределения служений и возник конфликт между о. Романом и братством, упомянутый выше). Приведем некоторые выдержки из устава Братства: • Цель Братства-Союза: на основах жизнь по вере и проповедь Евангелия объединять православных христиан, ревнующих о своём спасении и обновлении жизни церковной. • Для достижения этой цели Братство-Союз, возбуждая сердца православных, в разных приходах Москвы и вне её путём живой проповеди... устраивает маленькие кружки и отделения Братства и помогает организации на христианских началах всех сторон жизни и взаимных отношений членов Братства между собою, между другими отделениями Братства и между прочими христианскими обществами — приходами, братствами, союзами и т. п. <...> • Вступать в Братство-Союз может всякий православный христианин, желающий вступить в Братство и подчиниться его уставу. • Степень материального и духовного участия в Братстве определяется свободным решением каждого его члена, по возможности при самом вступлении в Братство... • Преимущественное положение в Братстве, согласно Мф., гл. XX, ст. 25-27, может определяться исключительно степенью самоотверженного служения общему делу. <...> • Как православная община, Братство организуется на общих для всех православных общин основаниях, т.е. во главе его может стоять только лицо священного сана — епископ или священник. Благословение на устав (вверху документа): «12/25 февраля 1918 г. Одобряется. Господь да поможет ревнителям совершить то дело, которое так нужно ныне! Патриарх Тихон». Эти выдержки из учредительного документа Братства нельзя оставить хотя бы без краткого комментария. Во-первых, как указано в п.1 Устава, Братство стремилось объединять людей не просто ревнующих о благочестии («о своём спасении»), но и стремившихся к возрождению церковной жизни (слово «обновление», упомянутое в исходном тексте, в наше время, к сожалению, вызывает слишком негативные ассоциации - чего, по всей видимости, не было тогда, по крайней мере, до возникновения обновленческого раскола). Во-вторых, в п.2 говорится об устройстве «маленьких кружков», которые, очевидно, очень похожи на так называемые малые группы, практика которых довольно распространена среди современных христиан. Сходство усиливается за счёт задачи, которая ставилась перед этими группами: помогать устроению «на христианских началах всех сторон жизни и взаимных отношений». В-третьих, п.4 Устава недвусмысленно указывает на межприходской характер Братства. Особого внимания заслуживает п.6: он устанавливает, хотя может быть не без некоторого пафоса, принцип духовной иерархичности в согласии с духовными дарами и степенью самоотдачи человека в служении. Что же касается п.11 Устава, то он хотя и ссылается на традиционность церковного устройства, может косвенно свидетельствовать о застарелом недовольстве, возможно, оставшимся у о. Романа от его отношений с «неплюевцами», у которых статус духовного попечителя братства не связывался с обязательным наличием у того священного сана. Деятельность Братства, по-видимому, была довольно успешной и заметной в церковной Москве в те годы. Ниже приведено письмо приходского совета церкви св. Димитрия Солунского у Тверских ворот в совет Братства — с благодарностью за присылку проповедников и в поддержку проповеднической деятельности мирян. Церковно-приходской совет церкви св. Дмитрия, что на Тверской, сим почитает приятным долгом принести сердечную благодарность от лица нашего прихода Совету Братства за присылку проповедников за поздними обеднями в воскресные и праздничные дни, а также за помощь, оказываемую Братством при устройстве по четвергам братских бесед, которые привлекают всё более народа и в сильной мере способствуют оживлению приходской жизни и возвышению духовной настроенности окружающего населения. <...> Выступление проповедников желательно именно во время богослужения, а не после него, когда народ уже расходится. А вот вспоминает прот. Сергий Щукин (Из книги И.М. Концевича «Оптина пустынь и её время», глава «Не гонитесь за большим»): ...въ этотъ годъ (1918 г. - М.Д.), благодаря мудрому руководству Святейшаго Патриарха Тихона, церковная жизнь въ Москве чрезвычайно оживилась. Москва покрылась сетью братствъ, кружковъ и союзовъ, такъ какъ Патриархъ отменилъ границы приходовъ и разрешилъ образоваше междуприходскихъ братствъ. Къ деятельности этихъ братствъ, руководимыхъ наиболее ревностными пастырями, были широко привлечены и миряне: они пели, читали на клиросе, проводили беседы и даже выступали съ проповедями. По вечерамъ совершались акафисты съ общенароднымъ пешемъ и беседами после нихъ. Для детей, лишенныхъ уроковъ Закона Божия, устраивались беседы съ туманными картинами изъ Священной исторш, молодежь собиралась отдельно и занималась изучешемъ церковнаго устава, Евангел1я, и т. п. Я принималъ близкое участсе въ Братстве Святителя Алекая, Митрополита Московскаго, во главе котораго стоялъ прот. Романъ Медведь, бывш настоятель Севастопольскаго собора. Къ братству были приписаны еще несколько приходскихъ церквей въ разныхъ концахъ Москвы, где вели работу члены братства. Въ самомъ храме братства ежедневно совершалась ранняя литурйя и члены могли посещать ее еще до своей службы. Три раза въ неделю по вечерамъ были всчершя богослужешя съ беседами, члены братства старались ежемесячно приступать къ Св. Причастпо и активно участвовали въ работе. Благодаря моей незагруженности служебными обязанностями, я имелъ возможность посвящать свои силы работе въ братстве, а потому это время принесло мне громадную духовную пользу; здесь я окрепъ духовно, и началъ жить въ ограде Православной Церкви. Тогда же было положено и начало моей проповеднической деятельности, особенно после того, какъ въ 1919 году Святейшш Патр1архъ Тихонъ посвятилъ насъ, троихъ членовъ братства въ чтецовъ, съ наименовашемъ насъ «благовестниками»; таюе «благовестники» появились тогда во многихъ братствахъ и выступали съ проповедями съ церковнаго амвона. Как известно, первые послереволюционные годы были ознаменованы коренным сломом всей прежней российской жизни, а также практически сразу продемонстрировали настрой новой большевистской власти на тотальную борьбу с христианством и церковью. Однако ситуация свободы, в которой впервые за многие столетия оказалась Русская церковь, оказалась чрезвычайно благоприятной для возрождения церковной жизни на всех уровнях, при взаимном согласии и сотрудничестве всех её слоев, от патриарха до мирян. Особенно ценными для нас являются свидетельства глубокой преданности и ответственности в этом благородном деле мирян". Это можно, в частности, наблюдать на основе (к сожалению, немногочисленных) документов о деятельности Св.-Алексиевского московского братства, одного из множества тогдашних православных братств. Также немаловажно упомянуть о том, что указанное возрождение возникло не на пустом месте; оно во многом было подготовлено заранее. В частности, применительно к предмету данного сообщения, некоторые моменты косвенно говорят о том, что для устроения Св.-Алексиевского братства о. Роман Медведь использовал опыт, с которым познакомился в свою бытность священником в братстве Н. Неплюева, сделав соответствующие выводы из конфликта, который случился у него с этим братством на заре его священнического служения. Это является важным напоминанием о том, что жизненный путь новомучеников и исповедников мог не всегда быть гладким и безошибочным. Но величие человека в том числе открывается в умении делать верные выводы из прежних ошибок. Человеческие несовершенства не отменяют силы и величия свидетельства о Христе и Церкви. А рассматриваемые примеры устроения церковной жизни в первые послереволюционные годы могут указать нам пути наиболее действенного и плодотворного возрождения жизни церкви и всех служений в ней, актуальность которого до сих пор очень велика.
|