Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модернизация содержания социального образования: смена образовательных парадигм, эволюция ценностей образования.
Современное российское общество переживает трудный этап своего развития. Переход его в качественно новое состояние сопряжен с существенными структурными изменениями и характеризуется как процессами разрушения устойчивых образований, так и появлением новых элементов и звеньев социальной системы, в том числе и новых общественных отношений, иных типов их организации. Этот процесс довольно сложно протекает именно в социальной сфере, где актуальной стала проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Потребность эффективного управления процессами в социальной сфере обусловила необходимость решения вопросов социального менеджмента на разных уровнях (государства, региона и т.п.). Решение этих вопросов свидетельствует, что в условиях переходного периода нашего общества нужна новая система управления и новые управленцы как в целом для управления всей социальной сферой, так и отдельными ее отраслями: образованием, культурой, здравоохранением. Движение современною общества к постиндустриальному, многообразие и универсальность этих процессов создали новые основания социальной дифференциации механизмов перераспределения власти, влияния различных групп и социальных институтов. Такими основаниями стали знания, информация, сфера (индустрия) услуг, социокультурная жизнь человека. Ключевое значение приобрело образование, которое рассматривается как социальный институт усвоения и воспроизводства нового социального опыта посредством общественно-организованной социокультурной деятельности, ориентированной на потребителя образовательных услуг, их качество. Эволюция ценностей образования и в то же время отношение к нему как ценности в главном обусловлены развитием потребностей и интересов социальных субъектов, общества в целом. На этой основе образование формируется как общественная система социальных отношений субъектов общественной жизни, обладающих определенными жизненными силами и пространством жизнеосуществления. Но надо учитывать, что система образования в целом, а социального образования в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой они сформировались и существуют. В настоящее время, когда приняты фундаментальные законы, открывающие путь к кардинальным изменениям в жизни и деятельности общества, в том числе и в сфере образования, становятся очевидными актуальность и необходимость разработки научной концепции перестройки управления образованием, создания инновационных моделей, механизмов ее стабилизации и развития. Решение этих проблем выдвигает необходимость формирования концепции социального образования. В принципиальном плане можно говорить об обострении, возникновении следующих проблем социального образования в России: во-первых, оно значительно осложнено осмыслением глобального противостояния двух встречных тенденций в развитии современного общества — с одной стороны, ростом значимости глобально-универсалистских, стандартизирующе-унифицирующих форм общественной жизни, культурного развития человечества, а с другой, – повышением роли национально-культурного, социально-территориального и поселенческого своеобразия, а также значимостью ценностей и специфики индивидуально-личностного развития. Во-вторых, в последней трети XX века потребовалось согласовать эволюционный, революционный, цивилизационный, национально-культурно-своеобразный типы развития, соответствующие им подходы к пониманию своеобразия и этапов развития общества, его типов. Эта проблематика оказалась многократно осложненной и тем, что во второй половине XX века радикально изменились критерии оценки развитости общества, его зрелости. В-третьих, идет ускорение темпов общественного развития, социокультурного процесса, стимулируемое коммуникационной революцией, определяющей переход от индустриальной к постиндустриальной, информационной цивилизации. Это во многом изменило роль инновационного и традиционного в обществе, возможности его использования для решения проблем и индивидуально-личностного и коллективно-общественного развития, а также возможности и роль социального интеллекта, индивидуального, личностного постижения смысла перемен, роли инноватики как общественного явления. В-четвертых, движение человечества к образовательному обществу, новым критериям образованности личности, к становлению непрерывного образования, его новой фундаментализации и специализации в новых общественно-исторических условиях. В-пятых, изменение роли в общественной жизни различных ее сфер, связано прежде всею с возрастанием значимости социальной сферы, «третьего сектора» общества, с усложнением духовного облика, потребностей, интересов современного человека. В-шестых, столкновением либеральных консервативных ценностей, сторонников традиционных взглядов на устойчивость общественного развития и приверженцев модернизации, процессов обновления. В-седьмых, трансформация содержания социогуманитарного образования, социальные, коммуникационные изменения потребовали совершенствования систем дидактических единиц прежде всего по истории, обществознанию, русскому языку, литературе. При этом очевидно, что такая проблематика оказалась тесно связана с проблемой госстандартов, дискуссиями о развивающем образовании. Принципиальное значение в этой связи имеет и формирование новых представлений о потенциале человека, его сущности и существовании, способностях и потребностях, индивидуально-личностной и социальной субьектности, жизненных силах и жизненном пространстве бытия. Эти представления опираются на известные традиции социально-философского и психолого-социологического осмысления проблемы, в частности, рассмотрение потребностей и способностей человека как интегральных характеристик его жизненного потенциала (А. Бодалев, Л. Зеленов, А. Мялкин, И. Щипанов и др.). Значительную роль все еще играет традиция, восходящая к работам К. Маркса и Ф. Энгельса, уделявших большое внимание философско-социологическому анализу потребностей и способностей, сущностных, социальных сил человека, его материальных и духовных потребностей. На этой основе сформировалось большое разнообразие трактовок потребностей, а также интерпретаций человеческих способностей. Наиболее интегральным, комплексным стало понимание потребностей как противоречия между человеком и предметным миром, его средой обитания, отражаемой сознанием людей (Л. Зеленов, Е. Кузьмин, А.В. Маргулис, Н. Михайлов и др.). На основе деятельностного подхода было сформулировано понимание способности как интериоризированной деятельности, функциональной системы, базирующейся на всем субстрате человека как биопсихосоциального существа. В соответствии с такого рода подходами стал доминировать взгляд на способность как на свернутую в субъекте социальность (или деятельность, которая социальна по своей природе), как социально заданную возможность образования функциональных систем деятельности на полноценной биологической основе человека и во взаимовлиянии с потребностью (А. Велик, Л. Зеленов, Е. Куделин и др.). Раскрытию сущности потребностей и способностей человека как универсальных, всесторонних, творческих, социально ориентированных характеристик личности посвящено немало трудов отечественных и зарубежных авторов (А. Мялкина и др.). Вместе с тем происходит процесс переосмысления проблемы потенциала человека, что определяет новые подходы к решению вопросов социальной зашиты населения. В западной традиции социального мышления в решении проблемы потенциала человека существенно влияние экзистенциоиально-герменевтического подхода и феноменологии (X. Гадамер, Э. Гуссерль, Ж. Сартр, М. Хайдеггер и др.), а также неотомизма (Ж. Маритен, Г. Тейяр де Шарден. X. Ортега-и-Гасет), психоаналитических идей (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), концепций, рассматривающих знание и интеллект как основу духовной жизни (Д. Гэлбрейт, Т. Кун, К. Поппер, Э. Тоффлер). В целом следует отметить повышение интереса западных ученых к проблеме потенциала человека, что нашло свое выражение в ежегодных докладах о развитии человека, издаваемых для Программы развития ООН. В них осуществлена современная разработка концепции человеческого развития, введено новое измерение социально-экономического прогресса – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который интегрирует в себе: ожидаемую продолжительность жизни; образовательный уровень взрослого населения; доход. Очевидным стало и то, что этот индекс не может быть единственным критерием социального прогресса, а, следовательно, и жизненного потенциала человека. Существенно значимы попытки рассмотреть потенциал человека сквозь призму информатизации всех сфер человеческой деятельности, проблем информационной безопасности, а также новых критериев образованности, культуры социального мышления человека, культуры его общественной и личной жизни в целом. Явно обозначилась тенденция характеристики человека в плане обострения экологической проблематики взаимозависимости природного и социокультурного развития современной цивилизации. Возросло влияние национально-культурно ориентированного подхода к пониманию природы жизненного потенциала человека и оптимального общественного развития. В этой связи жизненный потенциал человека рассматривается как производное от овладения личностью своей национальной культурой, наилучшими достижениями мировой культуры. Рассматривая культуру в целом как способ жизнеосуществления человека, существования и развития его интеллекта, знаний, умений, навыков, творческого отражения реальности, социальную культуру мы понимаем соответственно как способ жизнеосушествления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству-времени существования субъекта жизнеосуществления. Перспектива становления новой социальной культуры в современном российском обществе тесно связана с поисками оптимальной организации социального образования. Сегодня социальное образование в России формируется достаточно традиционно. В его основе — претерпевшие некоторые изменения философия, экономическая теория, политология, социология, психология, политическая история. Относительно новы в этой системе учебных дисциплин демография, социальная антропология, социобиология, теория социальной работы, конфликтология, социальная педагогика, социальная история социальная экология и др. Совсем редко в учебном процессе встречаются такие дисциплины как квалиметрия человека, социогенетика, психоэндокринология, космология, этнопсихология, этносоциология и т.п. В то же время стандарты нового поколения предполагают более активное формирование оптимальной структуры социального образования, его дифференциации по профилю вузов и факультетов, по регионам, по уровням организации образования. В соответствии с этим жизненно важной проблемой в настоящее время является вопрос о качестве социального образования и организации соответствующего контроля.
|