Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование и разработка компетентностно-ориентированных ООП на основе ФГОС ВПО






В основе проектирования компетентностно-ориентированной ООП лежат следующие методологические основания:

1. Маркетинг – как инструмент отражения социально-экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей регионов и отдельных людей, средство формирования социального, государственного заказов.

2. Культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей

3. Личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве.

4. Профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития

5. Преемственность – «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 800).

6. Студентоцентрированность. Данный принцип включает в себя:

· Учёт личностных особенностей и потребностей студента

· Акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию

· Повышение личной ответственности за результаты обучения

· Готовность к целенаправленной, интенсивной учебе

· Индивидуальную стратегию обучения

· Самоопределение

· Социальную ответственность

Компетентностный подход и ориентация на студента согласуются между собой. Эта ориентация требует освоения методов, использующих «условное время обучения», необходимое для достижения результата образования. Отход от моделей «жестких временных рамок» и усиление внимания к гибким формам организации образовательного процесса и реализации образовательных программ (обучение в режиме неполного рабочего дня, ДО, форсированное обучение (сокращенное, ускоренное); интенсивное и др.)

Новая модель не обесценивает традиционной ориентации на содержание (преподавателя). Она означает только смену акцентов: с «входных» параметров на параметры «выхода». Происходит изменение перспектив: от обучающего к обучающемуся. Компетентностный подход, т.о. означает движение к большей индивидуализации обучения студентов, включая их большую вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность (планирование, самоорганизация, самооценка, индивидуальный мониторинг, презентация своих учебных достижений и др.), развитие навыков трудоустраиваемости.

7. Заинтересованность сторон – учет потребностей абитуриента, студента, родителей, педагогов, работодателя, государства, общества.

8. Командообразование – любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями данной группы и/или команды.

9. Результатоцентрированный подход. Оценивание результатов обеспечивает прямые показатели того, что было сделано с точки зрения обучения и развития индивида на основе имеющегося потенциала возможностей.

В прежней образовательной парадигме, как известно, преобладал знаниево-ориентированный («ЗУНовский» подход (знания, умения, навыки)).

Ориентация на освоение знаний и способов деятельности была ведущей в работе отечественных педагогов: в подобном русле разрабатывались как учебные материалы, так и технологии обучения. Превалировали сугубо академические нормы оценки, по сути внутренние и замкнутые на вуз.

10. Модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации.

В Болонском процессе:

Модуль – совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций; относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций.

Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.).

Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов).

Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке блоков (циклов) обучения и отдельных модулей.

Кредитные (зачетные) единицы выступают в качестве меры трудоемкости обучения.

Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) – одно из важнейших средств, обеспечивающих мобильность студентов и сопоставимость образовательных программ.

В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т.п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом модуля и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной программы.

Модульная образовательная программа представляет собой совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации.

11. Технологизация. Под технологизацией образовательного процесса принято понимать детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Признаками технологичности образовательного процесса, кроме того, являются:

· системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки учебной и социокультурной информации;

· системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса (мониторинг качества);

· воспроизводимость процесса вне зависимости от уровня мастерства педагога.

Образовательные технологии – это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. (Борисова Н.В.)

12. Активное обучение как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (case-study, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, социально-психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа – необходимое условие и одновременно следствие проектирования и, главное, реализации компетентностно-ориентированных ООП

Требования к результатам освоения ООП, выражены в перечне обязательных общекультурных и профессиональных компетенций.

Компетенции — обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность.

В каждой компетенции выделяются различные уровни ее освоения: минимальный, продвинутый, высокий

В ФГОС ВПО выделяют общекультурные и профессиональные компетенции.

Разброс как общекультурных, так и профессиональных компетенций варьируется различными числовыми значениями.

Так, перечень компетенций бакалавра социальной работы включает в себя 20 общекультурных и 35 профессиональных компетенций. Следует отметить, что число общекультурных компетенций и степень их детализации превышает аналогичные перечни в стандартах других направлений подготовки, что также отражает культуроцентрическую направленность ФГОС ВПО по направлению 040400. 62 Социальная работа. Для сравнения, количество общекультурных компетенций по направлению 032700.62 Филология – 15; по направлению 050100.62 Педагогическое образование – 16; по направлению 030300.62 Психология – 14 и т.д.

Профессиональные компетенции соотносятся с основными видами деятельности. Для бакалавра социальной работы таковыми являются: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная. Им соответствует перечень из 35 компетенций.

Следует отметить, что ФГОС содержат лишь основные требования к уровню подготовки выпускников вузов как федеральную норму качества итоговых результатов в компетентностной форме, они являются составляющими инвариантной части структуры ООП и требуют необходимой детализации.

Компетенции, отражающие требования по вариативной части ООП ФГОС ВПО на уровне вузовских целей, распределяются вузом самостоятельно как комплексная вузовская норма качества итоговых и поэтапных результатов и в рамках каждой дисциплины также детализируются.

Так, компетенциями выпускника бакалавриата по направлению «Социальная работа»: могут стать: общепрофессиональные; специальные профессиональные; социальные; инструментальные; интеллектуальные действия; личностные свойства

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) выражаются в терминах: моделировать, анализировать и синтезировать, планировать и организовывать, обосновывать и принимать решения, исследовать, управлять, прогнозировать, составлять, оценивать, устанавливать.;

Специальные профессиональные компетенции (СПК): разрабатывать технологические процессы оказания социальной помощи, корректировать технологические процессы, выполнять социальные проекты и управлять ими, выявлять, диагностировать социальные проблемы; обеспечивать благоприятный психологический климат в работе с коллегами и клиентами;

Социальные компетенции (СК): самосовершенствование, здоровьесбережение, коммуникативность, гражданственность, социальное взаимодействие

Инструментальные компетенции (ИК): владеть методами анализа и синтеза, проводить расчёты и делать выводы, пользоваться технологическим инструментарием, использовать комплексный, социально-ориентированный подходы, находить и перерабатывать информацию, использовать информационные средства и технологии, владеть русским и иностранными языками;

Интеллектуальные действия (ИД): анализировать, синтезировать; сопоставлять, сравнивать; систематизировать; обобщать; генерировать идеи; приобретать новые знания;

Личностные свойства (ЛС): ответственность; инициативность; эмпатийность; целеустремленность; человеколюбие; самостоятельность.

Исходным элементом проектирования ООП в рамках ФГОС является разработка компетентностной модели (КМ) выпускника с учетом интересов работодателей.

Компетентностная модель выпускника комплексный интегральный образ конечного результата осуществленного образовательного процесса.

Процедура построения КМ включает в себя в качестве обязательных этапов:

1. Составление списка основных работодателей

2. Формирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании:

- ФГОС по направлению подготовки;

- опыта преподавательского состава;

- рекомендаций экспертов;

- отзывов выпускников

- стандартов прошлого поколения;

3. Разработку инструментария (оформление анкеты)

4. Проведение опроса работодателей

5. Анализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателей

6. Выделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки

Следующим шагом в разработке ООП становится разработка карт компетенций и дескрипторов уровней освоения (Рис.2, 3).

Ключевой этап проектирования ООП – Разработка дисциплинарной структуры ООП

Требования к структуре ООП:

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Существенным отличием ФГОС является изменение соотношения базовой и вариативной части: базовая часть ООП бакалавра – не более 50%, магистра – не более 30%; специалиста – не менее 70%.

Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал