Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки модернизации социального образования.
Социальная сфера современного российского общества переживает трансформации, ставшие следствием реформ экономики и политического устройства страны 1990-х-начала 2000-х годов. Реформирование социальной сферы России сегодня закрепляет, продолжает радикальные рыночно-либеральные модели предыдущих десятилетий со всеми их позитивными и негативными проявлениями. Это в полной мере касается, конечно, и сферы образования, где развитие событий характеризуется общественностью порой как кризисное, опасное для социальной, информационной безопасности государства, общества и человека в России. Ключевыми проблемами трансформации образовательной отрасли социальной сферы современной России обычно называются следующие: во-первых, снижение качества образования в большинстве учебных заведений, его масштабная дифференциация; во-вторых, явное обострение проблемы доступности качественного образования; в-третьих, нарастающее противоречие между государственным и корпоративным образованием; в-четвертых, обострение проблем стандартизации образовательной деятельности, ее согласования на региональном, федеральном и глобальном уровне; в-пятых, нарастание остроты задач обновления педагогического корпуса учебных заведений, сохранения и повышения его качества. Особое значение приобрел поиск оптимального варианта системы направлений подготовки кадров высшей квалификации, а также определение базового критерия оценки качества образования, решение вопросов воспитания, духовно-идеологического, социокультурного развития специалистов. Масштабные изменения претерпевает социальное образование, трансформация которого усложнена не только отмеченными выше обстоятельствами, но и явным обострением конфликтности, социальной напряженности на всех уровнях организации социума в России, на личностном уровне. При этом явно актуализированы проблемы социальной безопасности, стабильности развития социального образования как существенно значимого сектора, подсистемы общественного института образования в стране. Изменение типа общественного развития России, образа жизни и доминирующих ценностных ориентаций ее населения со всей остротой выдвинули задачи формирования новой социальной культуры, системы обеспечения социальной безопасности человека, его защищенности в условиях ужесточения конкуренции, ухода государства из социальной сферы. Такое развитие событий выдвинуло на передний план задачи оптимизации социального образования прежде всего на следующих направлениях его модернизации: — подготовка специалистов в области социальных наук; — подготовка кадров для системы социального управления; — подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, в том числе и прежде всего для учреждений социальной защиты. Радикальная идеологическая переориентация общественных наук в России 1990-х годов, активное развитие прикладных и пограничных отраслей социального знания, возникновение новых дисциплин социального и гуманитарного профиля (социальная антропология, валеология, социальная педагогика, конфликтология, культурология, социальная психология, акмеология, ювенология, социальное право, социальная работа и др.) потребовали радикальной модернизации всей системы социального образования, а также массового социального просвещения. Сложность этого процесса усугубляется глобализацией, возникновением нового сочетания глобального, национального и регионального, поселенческого в современном обществе Из общего числа обстоятельств, определяющих актуальность и специфику в организации социального образования в современной России, исследователи выделяют несколько основных позиций, которые необходимо иметь в виду, когда говорят о необходимости разработки принципиально новой системы подготовки кадров для учреждений социальной сферы. Первое — проблема формирования новой системы образования, социального образования в целом в связи с вхождением России в Болонский процесс (новые образовательные стандарты, новые базовые критерии качества подготовки специалистов, иные условия для работы специалистов в области социальной сферы). Второе – масштабная дифференциация профиля и программы подготовки кадров в учреждениях социальной сферы, управления, преподавания социальных наук, в учебных заведениях России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В разных вузах, несмотря на наличие в стране единых государственных стандартов, имеются весьма различные программы подготовки специалистов. Причём тенденция такова, что это разнообразие растёт, многие вузы, особенно в связи с формированием корпоративных учреждений и корпоративных систем образования, вышли за пределы действующих стандартов. Третье обстоятельство — изменение предметного поля социальной работы как вида деятельности, науки, учебной дисциплины Большое знамение для обновления содержания образования в области социальной работы имеют происходящие в последние годы становление и организация новой социальной политики государства, реформа в социальной сфере административного управления в современной России. Новые условия управления в стране и развития социальной сферы должны быть отражены в содержании подготовки специалистов социальной сферы. Четвертый фактор — это массовое распространение эпидемий социальных обусловленных болезней, которые нельзя не учитывать в содержании социального образования. Необходимо заниматься серьёзнейшей профилактикой, активно реагировать на существующие тенденции. Пятый фактор — освоение зарубежного опыта организации социальной работы и адаптации к условиям современной России. И наконец, — расширение практики участия бизнеса в социальных программах, экологии оказания помощи слабым социальным группам, опыта самозащиты деятельности самих социальных групп.
|