Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История политических учений.
Древние политические учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока, где возник самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. Брахманизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. и был направлен на обоснование кастового строя и привилегий знати; в борьбе против жреческой религии в 6—5 веках до н. э. сформировался буддизм, который признавал существование четырех каст, а его социальные требования сводились к уравниванию каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Одним из самых влиятельных течений общественной мысли Древнего Китая было конфуцианство, основанное Кун Фу-цзы (551—479 гг. до н. э.). Начала научного знания о политике в Европе были заложены в древней Греции Платоном (424-347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Теорию идеального государственного устройства развивает в диалоге «Государство» Платон. Он обосновывает положение о том, что для общих потребностей необходимо разделение труда между гражданами государства. Идеальное государство — это справедливое правление лучших, правление философов, руководствующихся справедливыми законами. Платон считал, что в государстве возможны три основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления государством, по Платону, — аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Демократия — власть бедных. Аристотель рассматривал государство как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения. В своей работе «Политика» он определяет функции государства и считает его не просто средством обеспечения безопасности граждан и регуляции общественной жизни с помощью законов, но и достижения счастливой жизни. Теократические теории: государство должно занимать подчиненное по отношению к церкви положение. Августин (354—430 гг.), христианский теолог: только церковь является истинным государством, и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Средневековый итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский (1225—1274 гг.) считал власть божественным установлением. Рассматривая те же формулы власти, что и Аристотель, он отдавал предпочтение монархии. Никколо Макиавелли (1469-1527), который определил политическую науку как науку о государстве. Главное исследование Макиавелли — государственная власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Он являлся сторонником республиканской формы правления, считая, что республика — лучшая форма правления, так как она делает каждого ответственным за судьбу правления. В политической борьбе Макиавелли считал допустимым пренебрегать законами морали и применять любые Средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Для эпохи Возрождения характерны идеи основоположников раннего утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы. В их трудах дается упрощенная модель будущего общества и государства, которая представлена элементами всеобщего аскетизма, уравнительностью, законодательной регламентацией отношений. Томас Гоббс (1588—1679 гг.), «Левиафан»: отбросил теории божественного происхождения государства, рассматривая его возникновение как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. Благо народа - высший закон государства. Могут быть три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Лучшая- монархия. Джон Локк (Англия), либерализм: государственная власть не может быть произвольной и делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Основная функция государства — защита неотчуждаемых, естественных прав человека. Шарль Луи Монтескье (1689-1775 гг.), Франция, «О духе законов»: обосновывает идеал политической свободы, объясняет ее независимостью каждого индивида от произвола властей. Свобода - право делать все, что не запрещено законом. Жан Жак Руссо (1712—1778). Основной принцип политического учения — идея народного суверенитета, обоснованная в труде «Об общественном договоре». В результате общественного договора образуется гражданская община (республика). Верховную власть в ней представляет народ. Демократия в Америке была исследована французским ученым и политологом А. Токвилем. Социально-политические взгляды Томаса Джефферсона, Томаса Пейна опирались на принцип естественного права. В декларации независимости Джефферсон заявлял, что все эти люди сотворены равными и все они одарены очевидными правами, в числе которых - жизнь, свобода, стремление к счастью. Иммануил Кант (1724—1804) о республике. Государство - это объединение людей в рамках правовых законов, имеющее своей целью соблюдать и обеспечивать действие принципа справедливости для всех граждан. Идеал Гоббса — принцип неограниченных полномочий действующей верховной власти, поскольку большинство человечества зло по природе. Георг Гегель (1770—1831) рассматривает идеи о социально-исторической жизни людей, проблемы права и государства. Гегель утверждает принцип буржуазной частной собственности и право на неравенство в собственности. 6. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Идеологизированность российской политической мысли, признание насильственных средств в политике решающими. Серьезное влияние оказала на содержание политической мысли православная религия, провозглашавшая особую историческую миссию России (“Москва - третий Рим”), воспитывающая в народе традиции соборности, общинности, подчинения государству. Вплоть до конца XVIII века политические идеи развивались в России в рамках религиозной философии. Разделение политической и религиозной мысли произошло позже, чем на Западе. Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н.М.Карамзин (1766-1826). Идеалом Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Создатель политологии славянофильства К.С.Аксаков (1817-1860), критикуя Запад, писал о том, что “самой вредной правительственной формой” является республика. Он разработал целую теорию “негосударственности” русского народа. Н.Я. Данилевский (1822-1885), автор знаменитой книги “Россия и Европа”, доказывал необходимость “самобытного национального развития”, выступал против заимствования западного опыта. Этико-консервативный анархизм (Л.Н.Толстой) не просто критиковал отдельные стороны существовавшей в России политической системы, но пришел к выводу, что она в принципе несовместима с идеалами и нравственными требованиями правильно понятого христианства. Русский радикализм (основатель - А.Н.Радищев - 1749-1802) явился идейным и практическим выражением отношения интеллигенции к процессу модернизации России, результатом ее противоборства с бюрократией, нежелавшей осуществлять реформы.Крайней формой радикализма стал революционаризм. Основными течениями русского радикализма были: декабризм (П.И.Пестель, Н.М.Муравьев), революционный демократизм (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский), революционное народничество (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), революционный анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин), русский марксизм (Г.В.Плеханов). Политическая доктрина революционного анархизма базировалась на отрицании государства вообще и идее немедленного перехода к безгосударственному обществу. Продолжателем традиций русского радикализма стал в XX русский большевизм, абсолютизировавший марксистские идеи классовой борьбы, мировой революции, диктатуры пролетариата. В дальнейшем он выступил в качестве идеологического обоснования установления в России тоталитарного режима. Основными течениями большевизма являлись: революционный “радикализм” (Л.Д.Троцкий), революционный “реализм” (В.И.Ленин, Н.И.Бухарин), революционный консерватизм (И.В.Сталин). Основными направлениями русского либерализма являлись: “правительственный” либерализм (М.М.Сперанский), консервативный либерализм - западничество (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин), “новый” либерализм (П.Б.Струве, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, Н.И.Кареев). Одним из ярких представителей консервативного либерализма был философ, историк и правовед К.Д.Кавелин (1818-1885). Политическим идеалом мыслителя была неограниченная монархия, основанная на возможно более широких местных свободах, построить государственное и общественное устройство на разумных основаниях и законах, где бы не было произвола и были обеспечены имущественные и другие права. Основными течениями русской политической мысли XX в. были: социальный иерархизм (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, П.А.Сорокин), евразийство (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Л.П.Карсавин), неомонархизм (И.А.Ильин, П.А.Флоренский), христианский социализм (С.Н.Булгаков, Г.П.Федотов). Прогноз перспектив развития “коммунистической России” дал знаменитый русский социолог, также высланный в 1922 г., Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). По его мнению, никакое движение “никогда не осуществляло в сколько-нибудь широком масштабе выставленных идеалов”. Всегда есть расхождение между идеалами и реальностью. Это явление было названо им законом социального иллюзионизма. Заметное место в политической мысли русского зарубежья занимал христианский социализм. К этому направлению принадлежали, в частности, С.Н.Булгаков (1871-1944) и Г.П.Федотов. Булгаков, анализируя Евангелие, труды учителей церкви, пришел к выводу, что в них содержится достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому как отрицание эксплуатации, спекуляции, корысти.
|